Конспект занятия по экологии
«Наши младшие друзья»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Программные задачи: Уточнить представления о классификации животных (звери, птицы, насекомые, земноводные). Развивать связную речь, упражняя в употреблении сложноподчиненных предложений. Способствовать снятию психологической энерции, приобщая детей к умению мыслить системно, творчески. Обогащать словарь. Поощрять попытки к чтению, звуко-слоговому анализу слов. Развивать творческое воображение, фантазию.
Материал и оборудование: Изображение электрички (поезда) с четырьмя вагонами; предметные картинки: звери (медведь, белка, лиса, еж), птицы (ласточка, грач, скворец, чайка), насекомые ( муравей, муха, бабочка, комар), земноводные (лягушка, уж, черепаха, улитка); части тела всех вышеуказанных существ ( голова, туловище, лапы, хвост); предметные картинки или игрушки, не имеющие общей направленности; лист бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Сегодня мы будем путешествовать. Вот и транспорт готов. Как он называется? (электричка). Что у нее есть? Чем похожи вагоны? Чем отличаются?
2. А кто это сидит на перроне и ждет посадки? ( на столе картинки с изображением животных).
Воспитатель распределяет детей на 4 группы ( в каждой выбирается проводник) и дается задание: рассадить животных таким образом, чтобы в первом вагоне ехали звери, во втором- птицы, в третьем- насекомые, в четвертом- земноводные. Предлагаю проводникам назвать своих пассажиров.
-Кого мы видим в первом вагоне? Как их можно отличить от других живых существ? ( четыре лапы, тело покрыто шерстью, малышей кормят молоком).
-Назовите главный отличительный признак пассажиров второго вагона ( две ноги, клюв, перья)
— Расскажите о пассажирах третьего вагона (шесть лапок, три ярко выраженные части тела).
-Кто разместился в четвертом вагоне? Их называют земноводными. Почему? (они могут жить и в воде, и на суше).
-Кто здесь лишний? Почему проводник пропустил щуку? (она очень просилась и в воде тоже живет).
3. Спасибо за помощь. Пассажиры уже удобно расселись в вагонах. Кто же поведет электричку? После некоторых рассуждений дети пришли к выводу, что необходим машинист.
Воспитатель: Согласна, только необычный. Пусть сегодня все будет сказочно. Закройте глаза, я приготовлю предметы для фантазирования. Воспитатель выставляет стенд с заготовками частей тела животных. Затем предлагает поступить следующим образом: в первом вагоне позаимствовать туловище любого зверя, во втором- хвост, в третьем- хвост, в четвертом- голову, и объединить все части в одно целое.
— Что получилось? Как назовем это фантастическое животное? (например МедоМуроЛастоЗмей)- это и будет наш машинист.
4. Дан сигнал к отправлению.
-Чтобы веселее было ехать предлагаю спеть любимую песню о животных(по желанию детей).
5. Остановка «Сплюшкино». Здесь выходят, те кто зимой впадают в спячку, а весной пробуждаются. Кто должен выйти из первого вагона? (медведь, еж), из второго вагона? (никто), из третьего вагона? (все), из четвертого вагона- лягушка, уж.
-Давайте проводим нашим друзей(поглядите друг на друга на прощание, дружески потормошите по плечу, подмигните, поднимите руки над головой, помашите, сделайте прощальный жест, крепко пожмите друг другу руки).
6. Путешествие продолжается. Обратите внимание на оставшихся пассажиров. Назовите тех, чье название состоит из 2-х частей (слогов), из 3-х, из 1 части.
-Что объединяет пассажиров второго вагона (перелетные птицы). Назовите любой звук и найдите его в названии оставшихся пассажиров? Определите место этого звука в слове.
7. Остановка «Понимайкино».
Наше путешествие закончилось. Я хочу спросить, чему можно научиться человеку у животных, а чему нельзя, что не подходит человеку?