Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования для учащихся 5 класса «Вода — чудесный дар природный»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья







Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования для учащихся 5 класса


Подготовила: воспитатель Мадеева Т.П.













Горки 2013


« Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь».


Антуан де Сент-Экзюпери.





















Цели:


  1. ОБУЧАЮЩАЯ:


  • Ознакомить детей со свойствами воды:

— прозрачность;

-отсутствие собственной формы

-вода-растворитель;

-фильтрация воды.


  • Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

  • Совершенствовать навыки проведения лабораторных опытов:

-умение работать с оборудованием для экспериментов (т.е.прозрачная (Стеклянная) посуда; палочки для размешивания; пипетки)

-умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.


  1. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ


  • Коррекция и развитие у детей:

-логического мышления;

-воображения;

-памяти;

-речи;

-мелкой моторики.

  • Формирование умения делать обобщения, формулировать выводы.

  • Активизация и обогащения словаря (существительными, прилагательными по теме занятия).

  • Развитие образной речи на примере устного народного творчества- загадок.

  • Формирование навыков самостоятельной работы.

  • Развитие познавательного интереса.



  1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ


  • Воспитывать социальные навыки: умение работать в классе, в парах, учитывать мнение партнера, договариваться, а так же отстаивать свое мнение.

  • Прививать бережное отношение к воде.














ОБОРУДОВАНИЕ:


  • Для экспериментов:

— прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (более узкие и более широкие), сосуды фигурной формы;

-альбомные листы (для воронки);

-ватные диски;

-стеклянные палочки;

-пипетки;

-чайные ложечки;

-салфетки (тряпочки);

-нарукавники;

-клеенчатые фартуки;

-вещества, которые мы будем растворять в воде: мука, крахмал, соль, сахарный песок, травяной настой календулы ( ромашка или мята);

-растительное масло;

-глобус.


  • Мультимедийный экран, ноутбук.


В мультимедийный экран вносится:

— изображение кроссворда;

-загадки о воде;

— стихотворение о воде;

— схемы;

— «правила соблюдения мер безопасности»;

-памятка «Как сохранить воду чистой»;

— карточки- ход экспериментов.


  • На доске:


-плакат, где большими яркими буквами написано слово «ВОДА».























ХОД ЗАНЯТИЯ


I часть Организационный момент:

Воспитатель:

-Сегодня, ребята, мы наше занятие начнем с решения кроссворда (воспитатель вносит изображение кроссворда на мультимедийном экране. Приложение №1).

— В этом кроссворде зашифровано кодовое слово- т.е.тема нашего занятия.

Чтобы решить кроссворд, отгадай загадки (воспитатель вносит по одной загадке на мультимедийный экран. Приложение № 2).

Дети отгадывают загадки и решают кроссворд (приложение № 3).

Воспитатель:

-Итак, какая тема нашего занятия?

Дети отвечают:

-Тема нашего занятия «Вода».

II часть Вводная:

Воспитатель обращает внимание детей на доску и прикрепляет плакат, где большими яркими буквами написано слово «Вода». Приложение № 4.

-сегодня, мы с вами поговорим о воде и проведем эксперименты с водой.

-скажите, где мы можем встретить воду на нашей планете?

(Дети отвечают: « В реке, в море и т.д »)

Воспитатель показывает изображение моря, реки, ручья, озера и т.д.на мультимедийном экране. Приложение № 5.

Воспитатель вносит детям глобус.

-Скажите, что это? (глобус)

— Это уменьшенный макет нашей планеты Земля.

— Обратите внимание , что большая часть Земли окрашена каким цветом? (голубым)

— Почему голубым, как вы думаете?

— Это вода, т.е.моря и океаны.

— Почти ¾ поверхности Земли занимает вода: моря и океаны, реки и озера…

Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете.

Воспитатель читает детям стихотворение о воде.(приложение №6)

-Кто из вас отдыхал на море и пробовал на вкус воду? Какая вода? (соленая)

-Вода в морях и океанах соленая? (да)

Воспитатель показывает на экране схему. (приложение № 7)

— Скажите, а в реке вода соленая? (нет)

— А какая на вкус? ( пресная )

Воспитатель показывает на экране схему (приложение № 8).

— Скажите, а бывает вода в море , в океане, в реке, в озере, в болоте, в роднике?

— Вода в реке? (какая?) ( речная)- подставьте к существительному прилагательное.

— В озере? ( озерная ) и т.д.

Дети отвечают. Воспитатель по ходу ответов детей показывает на экране схему ( приложение № 9)

— А какую мы используем воду соленую или пресную?


III часть Эксперименты с водой

    1. « Вода прозрачная»

    2. « Вода не имеет собственной формы»

    3. « Вода растворитель»

    4. « Очищение воды с помощью фильтра»


  1. Воспитатель берет стакан с водой.

— Посмотрите, я налила в стакан обычную питьевую воду из-под крана. Я это сделала для того, чтобы вы помогли мне установить некоторые свойства воды.

— А теперь сквозь воду в стакане я посмотрю на вас, на ваши лица. Попробуйте сделать то-же самое

-хорошо ли вам видны те предметы, на которые вы смотрите?

(Дети высказывают свое мнение (вода немного искажает предметы, но их видно хорошо))

Дети вместе с воспитателем формируют одно из свойств воды – «Чистая вода прозрачна»


  1. Воспитатель:

— А теперь воспользуемся и другими стаканчиками (сосудами), которые стоят на ваших столах. Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают , что у всех стаканчиков разная: одни высокие и узкие, другие широкие и низкие, третьи «пузатые2 и т.д.

Воспитатель:

— На ваших столах есть маленькие кубики и шарики. Попробуйте положить их в разные стаканчики . они остались такими же? Или изменили форму?

(Дети – они остались такими же, их форма не изменилась)

Воспитатель :

— Да , их форма совсем не зависит от того, в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по-другому. Давайте перельем воду, которая есть в одном из ваших стаканов , в любой другой сосуд по вашему выбору.

( Дети проводят эксперимент)

Воспитатель:

— Посмотрите, вода у нас та же самая, а вот форма другая.

Вместе с детьми воспитатель формирует следующее свойство воды, т.е. в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.

— А если мы случайно выплеснем немного воды на пол, то что с ней произойдет? ( она растечется по плоскому полу лужицей).


  1. Воспитатель:

— Есть еще одно свойство воды- в ней можно растворять различные вещества.

Давайте убедимся в этом. У вас на столах в разных сосудах находятся разные вещества. Давайте постараемся определить , что же это за вещество, но сначала вспомним правила соблюдения определенных мер безопасности.

( воспитатель показывает на экране « Правила соблюдения мер безопасности»- Приложение № 10)

Дети читают вслух правила.


Воспитатель вместе с детьми определяет, что на столах у детей находится мука и крахмал, соль и сахар, растительное масло, настои трав (календула, ромашка).

— А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится.

Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:

— соль и сахар быстро растворяются в воде, вода при этом остается прозрачной, но приобретает определенный вкус. Почему ? ( т.т.частички растворились в воде)

— мука и крахмал тоже растворяются в воде, но вода становится мутной.

Воспитатель :

-Но обратите внимание, после того как стакан с водой немного постоит мука и крахмал оседает на дно, но растворы остаются мутными( т.е не все вещества растворяются в воде).

-Спиртовой раствор календулы растворяется в воде быстро, вода при этом изменяет цвет и приобретает запах растворяемого вещества.

-Масло не растворяется в воде. Оно растекается по ее поверхности тонкой пленкой или плавает в воде в виде тяжелых капелек (т.к. жиры легче воды).

( при работе дети пользуются стеклянными палочками, пипетками, чайными ложечками)

Воспитатель напоминает о необходимости пользоваться салфетками (тряпочками), чтобы вытереть ложечку или лужицу пролитой воды.

По ходу экспериментов воспитатель вносит детям карточки на мультимедийный экран (приложение № 11).


Физминутка:


В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда,

То в снег превратится, то в лед,

Растает и снова в поход,

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется,

Нас окружает везде и всегда,


Эта волшебница – наша ВОДА.


Дети шагают на месте


Впереди машут руками, хлопают

Шагают на месте

Руки вверх

Руки в стороны

Встать на цыпочки руки вверх

Руками изображают капельки дождя

Круговые движения руками

Руками вверх

Опустить руки вниз





Воспитатель:

— Скажите, откуда мы берем воду для питья? ( из реки)

— Можно ли ее пить в таком виде, в каком она находится? (нет)


Воспитатель показывает детям два стакана с водой ( в одном стакане вода из реки, а в другом вода из водопроводного крана).

Воспитатель предлагает сравнить два стакана с водой ( дети сравнивают: в одном стакане вода мутная , грязная ( из реки), в другом- чистая, прозрачная ( из-под крана)).

Воспитатель:

— Вода , которая попадает в дома, через водопроводные краны, фильтрованная . с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Эта вода идет с электростанции, где стоят фильтры. На электростанции фильтры очень сложные и вода проходит несколько ступеней очистки. Становится чистой, прозрачной. И только потом она попадает в водопровод. Ею можно умываться, поливать цветы, варить из нее суп и компот. Но даже такую фильтрованную воду нельзя пить прямо из-под крана. В ней еще могли остаться микробы, которые благодаря своим микроскопическим размером прошли через самые частые фильтры. Уничтожить такие микробы может только высокая температура. Поэтому воду надо нагреть и прокипятить. И только после этого ее можно пить.


  1. А давайте сейчас мы нашу воду очистим и сделаем фильтр для воды.

Самый простой фильтр можно сделать из альбомного листа бумаги, вырезанной кругом- это будет воронка и вложить в воронку вот такой ватный диск.

Воспитатель показывает, как сделать воронку-фильтр, затем вставит воронку в чистый стаканчик.

Дети самостоятельно делают воронку и фильтр.

Воспитатель:

-А сейчас очистите окрашенную воду в стаканах с помощью воронки и фильтра.

Дети понемногу льют раствор в фильтр тем, самым, фильтруя воду.

По окончании процесса фильтрования дети, вместе с воспитателем делают следующие выводы:

— масло удалось отфильтровать быстро и хорошо потому, что оно не растворилось в воде. На фильтре хорошо видны следы масла;

— после фильтрования раствора крахмала и муки, в отфильтрованном растворе остались мелкие частички крахмала и муки, которые смогли через фильтр (вода мутная), но большая часть крупных частиц муки и крахмала остались на самом фильтре;

-хуже всего отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль, раствор календулы.

После фильтрования раствора календулы цвет фильтра изменился, но и отфильтрованный раствор тоже остался желтым.

Воспитатель:

-Вот мы с вами узнали самый простой способ фильтрации очистки воды.



IV часть Беседа о необходимости воды в жизни человека.



Воспитатель:

— Как вы думаете, смогли бы люди жить без воды? ( нет)

-А почему? ( дети отвечают)

_ Правильно! Вода нужна нам для питья. Даже несколько часов человеку сложно прожить без нее. Давайте вспомним для чего люди используют воду?

Дети:

— Проснувшись утром, мы, прежде всего, умываемся и чистим зубы.


Воспитатель:

-Значит, нам нужна чистая вода. Без воды не сварить обед, не выстирать белье, не навести порядок в доме.

— А сколько на земле воды? ( много)

— Вы можете сказать: « На земле много воды. Ее хватит всем!»

— Так-то оно так, но ведь и людям, и животным, и растениям нужна вода. От загрязненной воды страдает все живое, т.е засыхают растения на берегах рек и озер, погибают рыбы и птицы, болеют звери и люди. Поэтому нам с вами нельзя засорять реки пластмассовыми бутылками, стеклянными и железными банками и т.д. нужно беречь деревья и кустарники, растущие по берегам рек и озер потому, что они защищают водоемы от пересыхания, охранять родники, бережно расходовать водопроводную воду, не лить ее зря. Вы будете молодцы, если дома проследите за кранами, чтобы они были всегда крепко закрыты, чтобы чистая вода просто так не утекала. Ее нужно беречь.

Воспитатель показывает на мультимедийном экране и читает памятку « Как сохранить воду чистой?» ( приложение № 12)


V часть. Итог занятия


Воспитатель подводит итог занятия.

— А сейчас вспомните и скажите, чем сегодня мы занимались на занятии, что проводили? Что нового узнали?

Дети подводят итог занятия

Воспитатель:

-Где находится вода на нашей планете? ( в реках, озерах и т.д.)

Дети отвечают: « Проводили эксперименты»

-«вода прозрачна»

-« вода не имеет собственной формы»

-« вода растворитель»

-«очищение воды с помощью фильтров»

Воспитатель:

-Почему люди называют воду «богатством Земли»

Воспитатель дает детям домашнее задание.

      1. Выяснить дома кому и зачем нужна вода, понаблюдать за помощником воспитателя, как она использует воду в хозяйстве.

      2. Время от времени посматривать на кран – не течет ли вода зря.



































1






2







3






4







































Приложение № 1









  1. По морю шумно идет, к берегу подойдет – сразу пропадет …

  2. Кругом вода, а пить нельзя…

  3. Из-под земли в подарок людям чистой воды оконце…

  4. Течет- течет — не вытечет, бежит, бежит не выбежит…































Приложение № 2







1.В

О

Л

Н

А


















































1.В

О

Л

Н

А


2.М

О

Р

Е














































1.В

О

Л

Н

А


2.М

О

Р

Е




3.Р

О

Д

Н

И

К






































1.В

О

Л

Н

А


2.М

О

Р

Е




3.Р

О

Д

Н

И

К

4.Р

Е

К

А

























Приложение № 3






































ПРИЛОЖЕНИЕ № 4





Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется,

Средь высоких, стройных елей,

Рушится потоком селей,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли , что вода

Наша спутница всегда!!!



Приложение № 6



ВОДА






СОЛЕНАЯ




































Приложение № 7





ВОДА








соленая





пресная














Приложение № 8


ВОДА



Река


Речная


Озеро


Озерная


Море


Морская


Океан


Океаническая


Родник


Родниковая


Болото


Болотная







Приложение № 9




Правила соблюдения мер безопасности



  1. Нельзя пробовать вещества на вкус ( есть опасность отравиться).

  2. Нюхать их нужно очень осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой ( вещества могут быть очень едкими и обжечь дыхательные пути).












Приложение № 10


ПАМЯТКА



Как сохранить воду чистой?


  1. Не загрязняйте воду и берега ручьев и рек, озер и прудов. Не бросайте в воду мусор, камни, ветки деревьев.

  2. Берегите родники, не замусоривайте землю возле них, берегите деревья на берегах рек и озер.

  3. Оберегайте открытые колодцы. Не бросайте в них мусор. Помните пословицу: «Не плюй в колодец- пригодиться воды напиться».

  4. Не оставляйте открытые водопроводные краны, а если кран неисправен, то попросите взрослых его починить.

  5. Не расходуйте воду зря. Помните , что запасы воды на Земле ограничены!!!

  6. Берегите реки, ручьи, родники от загрязнения. Чистая вода необходима всем живым существам Планеты.


Свежие документы:  Сценарий экологического мероприятия «По страницам Красной книги Алтайского края»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: