Краеведческий подход к организации природоохранной работы
в условиях санаторной школы.
Тимофеев Сергей Викторович
ТОГБООУ «Красносвободненская санаторная школа-интернат», г. Тамбов.
Электронная почта: serg.timofeev.72@mail.ru
Экологизация все более проникает в школьное образование. Не в последнюю очередь это происходит в следствии предложенной на Всемирном саммите ООН по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.) программе реформирования образования в мировом масштабе с целью его большей экологической и природоохранной направленности. Генеральная Ассамблея ООН объявила период с 2005 по 2014 годы «Декадой образования для устойчивого развития». Сейчас экологическое образование в свете концепции устойчивого развития приобретает статус интегрирующего фактора образования в целом, определяет его стратегическую цель и ведущие направления [4, с.17].
Данная тенденция затронула и систему школьного образования России, причем как на федеральном уровне, так и на региональном. Не первый год в школах Тамбовщины преподаются курсы экологии растений, животных и человека, значительно экологизировано «Географическое краеведение». Но экологически компетентную личность нельзя сформировать в классном кабинете, изучая теоретический материал по учебнику. В большей степени этому будет способствовать непосредственное общение детей с природой, и в первую очередь – природоохранная деятельность. Только сочетание учебной и внеклассной работы дает положительный результат.
Нельзя представить вопросы охраны природы, экологического образования и воспитания обучающихся вне краеведческой работы. Учащиеся интересуются экологическими проблемами и вопросами охраны природы места их проживания, их малой родины. Главная причина этого – желание детей жить в благоприятной природной среде. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главную цель развития цивилизации [3, с.8].
Чтобы реализовать это право, в нашем учебном заведении выработана и осуществляется система природоохранных мероприятий. Главное ее направление – это наведение порядка в собственном «доме», под которым мы понимаем территорию школы — интерната. Более половины ее площади занимает Араповский парк – один из старейших парков Тамбовщины. В пособии «Государственные памятники природы Тамбовской области» [1, с. 115] он обозначен как не изученный. Поэтому проводимая нами работа имеет не только природоохранный, но и поисково-исследовательский характер.
Комплекс мероприятий по охране и изучению данного природно-исторического объекта осуществляется по нескольким направлениям:
Изучение истории садово-паркового ансамбля.
Это направление включает работу с литературными и архивными материалами. Выясняется время закладки парка, владельцы, площадь и т.д.
Составление фотодокументации.
Данная работа позволяет получить панорамное и частное представление о парке, изображения основных его достопримечательностей (например, старых деревьев). Она же является и дополнительным средством биомониторинга, позволяя сравнивать состояние парковых объектов на протяжении ряда лет.
Определение антропогенного воздействия.
В процессе работы определяются неблагоприятные факторы воздействия человека на парк: влияние транспорта на фитоценоз, соседство с ним свалки бытовых отходов, последствия несанкционированных рубок и т.д.
4. Паспортизация деревьев.
Данная деятельность предполагает паспортизацию отдельных деревьев с целью получения информации о типах повреждений, видовом составе вредителей и др. Паспортизация ведется по определенному плану, предложенному в пособии «Изучаем ландшафты России» [2, с. 229-230]. После ее проведения осуществляются мероприятия по повышению жизнеустойчивости деревьев: лечение и заделка ран, обрезка сухих сучьев, засыпка обнаженных корней и т.д.
Выявление стадии дигрессии парка.
Мероприятия этого направления сходны с мероприятиями предыдущего, но в ходе них оценивается характер и процент повреждения не только древостоя, но еще подроста и подлеска. Полученные данные сравниваются с оценочной шкалой, и определяется стадия дигрессии. Последние работы, проведенные в 2009 – 2011 гг., выявили вторую стадию дигрессии насаждений парка. На основе этих данных осуществляется комплекс защитных мер (уход за насаждениями, устройство дорожно-тропиночной сети, проведение разъяснительной работы и т.д.).
Учебно-исследовательская деятельность.
Она включает в себя работу с литературными источниками, распознавание и определение объектов, наблюдение, постановку экспериментов. Учащиеся исследуют растительный покров парка и определяют важнейшие характеристики отдельных ярусов, почву и ее главные физико-химические показатели, воздух. Проведение данных исследований позволяет получить более достоверную картину состояния объекта.
Природоохранная работа позволяет детям, как развиваться и совершенствоваться творчески, так и воспитывает их как ответственных членов общества. Каждый учащийся, занимающийся деятельностью по охране и изучению парка, приобретает новые ценностные ориентиры. Он по другому смотрит на ценность природы для человека, общества, а через это к нему приходит и осознание собственной самоценности. Учащийся уже не отделяет себя от природы. Он полностью осознал и принял те принципы, на которых строится концепция устойчивого развития, главнейший из которых – развитие общества не может осуществляться во вред природе.
Литература.
1. Государственные памятники природы Тамбовской области. Каталог./Под общ. ред. С.В. Журихина. – 2-е изд. – Тамбов, 1989. – 126 с.
2. Колбовский Е.Ю. Изучаем ландшафты России. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 288 с.
3. Мамедов Н.М. Концепция устойчивого развития и образование. //Вестник экологического образования в России. 2010. №2. С.6-9.
4. Мамедов Н.М. Экология и образование: особенности взаимодействия. // Вестник экологического образования в России. 2011. №4. С. 16 – 19.