Маленький уголок большой России Программа экологического воспитания младших школьников


Березовское муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №29




Принята на

Педагогическом совете Утверждаю:

Протокол №_____от _____ 2013г. Директор БМБОУ ООШ№29

__________Л.Е.Рожкова


«_____»________2013г.







Маленький уголок большой России


Программа экологического воспитания младших школьников







Выполнила :

Мартынова Анна Александровна,

воспитатель

1квалификационная категория










г.Березовский,2013г



Пояснительная записка


Начальная школа – важный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы социализации и личностной культуры ребенка. Экологическое воспитание в этот возрастной период является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки и предполагает формирование у маленького человека ценностного отношения к своим близким, окружающим его людям, природе своего родного края, своей стране. Формирование экологической культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, поэтому вопросам экологического воспитания младших школьников в нашем образовательном учреждении уделяется достаточно серьезное внимание. Нормативно-правовой и методологической основой для разработки и апробации программы по экологическому воспитанию «Маленький уголок большой России» являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральные государственные образовательные стандарты. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.

Программа экологического воспитания предназначена для младших школьников и рассчитана на 1 год (36 занятий) 2 часа в неделю во внеурочной деятельности. Программа включает 2 раздела:

1 год обучения — Мой дом. Мое окружение (18 часов)

2 год обучения — Причудливый мир природы (18часов)

Занятия строятся в форме беседы о взаимоотношений между людьми, о красоте природного окружения, о значении поддержания чистоты тела, дома, природы для здоровья человека.

Дети знакомятся с традициями своей семьи, школы, родного края, особенностями взаимоотношений друг с другом, правилами этикета,

бережного отношения к природе. Обязательным является участие младших школьников в экологических инициативах, проектах, творческих конкурсах, фестивалях, экскурсиях, играх–путешествиях, туристско-краеведческих экспедициях по родному краю.

Во втором полугодии дети знакомятся с разнообразием мира природы уральского края, ведут фенологические наблюдения, изучают

особенности проявления времен года. Полученные результаты наблюдений фиксируют в специальном Фенологическом дневнике. Содержание курса включает такие темы как: «Изучаем природу родного края », раскрывающую простейшие методы исследования окружающей природы; «Кто и как живет рядом», в которой решаются задачи изучения многообразия растений и животных Урала; « Что изучает наука фенология?» Организация фенологических наблюдений в разное время года.

Инновационным в программе является то, что дети, овладевая определенной системой научных знаний включаются в опытно-экспериментальную деятельность, «исследовательское» и проектное обучение, собственно-исследовательскую практику. Они учатся выявлять проблему, определять направление будущего исследования, выдвигать гипотезу, выбирать и систематизировать подходы (способы, методы) исследования, фиксировать полученные результаты, анализировать и обобщать их, готовить отчет о проделанной работе, предъявлять его сверстникам и взрослым.

Свежие документы:  Доклад по теме самообразования: «Создание ситуации успеха на уроках изобразительного искусства»

Отличительной особенностью программы является то, что в ходе опытно-экспериментальной деятельности широко используются информационно-коммуникативные технологии. Изучение окружающего мира, проведение наблюдений и опытов, осуществляется с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Результаты наблюдений и опытов фиксируются, обобщаются и представляются в цифровом виде. В процессе исследовательской деятельности у детей появляется возможность использования различных источников информации, в том числе системы Интернет. Использование информационных технологий позволяет детям взаимодействовать друг с другом и педагогом дистанционно, в том числе и во внеурочное или каникулярное время. Результатом наблюдений ребенка могут быть мультимедийная презентация, видеорепортаж, описывающий картины природы, фото и видеосъемка объектов живой и неживой природы. Программа предусматривает создание и наполнение информационно-образовательной среды в классе, что является одним из важных условий познавательного развития школьников в свете современных требований

Цель программы:

Раскрытие особенностей взаимоотношения человека и природы на примере родного края, воспитание природосообразного, здоровьесберегающего стиля мышления и поведения младших школьников.

Задачи:

  • развитие интереса к природному окружению, истории родного края

  • формирование познавательной активности, самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе.

  • воспитание уважительного отношения к семейным традициям, истории своей семьи, близким людям;

Ожидаемые результаты:

  • овладение обучающимися системой социальных знаний об общественных нормах поведения, культуре здорового образа жизни, проявление интереса к природным явлениям, осознание важности роли человека в природе.

  • получение начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.

С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.

Учебно-тематический план


№п/п

Название раздела, темы

Всего часов

Количество часов

теоретических

практических


Введение. Азбука экологии


1

1.

Мой дом. Мое окружение

18

7

11


1. Почему и как люди здороваются




1


1


2. В именах целый мир


1

1


3. В традициях семьи-традиции народов. Гениалогическое древо.



1


2


4. Что значит быть здоровым.

Вода в жизни растений, животных, человека. Личная гигиена.



1


2


5.Растения и животные вокруг


1

1


6. Кто и как живет рядом,





1


7. Моя малая Родина


1

3

2.

Причудливый мир природы

18

5

13


1. Изучаем природу родного края .Что такое природа? Живая и неживая природа, их взаимосвязь. Смена времён года.





2




3


2. Природа родного края в разное время года



1


3


3.Что изучает фенология? Организация фенологических наблюдений.


1

2


3. Составление Фенологического дневника



1


5


Всего:

36

12

24



I. Мой дом. Мое окружение

1. Почему и как люди здороваются? Какой смысл в приветствиях «доброе

утро», «добрый день», «здравствуйте»? Люди желают друг другу здоровья и

хорошего дня. «Не посрами имя своё»- что это значит? 2. В именах — целый мир. Какие имена ты знаешь, что они означают? Как зовут твоих родителей? Твои родственники, твои родные. Составление генеалогического древа. 3. В традициях семьи — традиции народа. Профессия твоих родителей. Учёба — тоже труд. Твоя помощь родителям. Уважительное отношение к старшим, к родителям. Отношения между сверстниками: взаимопомощь, честность и заботливость. Красивые и некрасивые поступки. Культура поведения в школе, на улице, дома, в общественных местах. Практические занятия: 1.Учимся правильно себя вести. Экскурсии: 1.Знакомство со школой. 2.Знакомство с участком школы. 3.Экскурсия по родному поселку.

4. Что значит быть здоровым и что для этого надо делать? Кто как и чем

умывается? Вода в жизни растений, животных, человека. Чистая и загрязнённая вода. Фильтрация и кипячение. Родники и реки в родном крае. Водные процедуры. Как правильно умываться и чистить зубы? Как часто мыть руки? Зачем нужна влажная уборка в доме и классе? Экономия воды.

5. Кто и как живет рядом с нами. Многообразие цветущих и не цветущих растений Урала. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике — что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги родного края. Грибы – удивительное царство. Где и какие грибы встречаются на Урале. Грибы ядовитые и съедобные.

6. Многообразие животных Уральского края.. Какие рыбы встречаются в водоемах. Почему лягушка – земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Почему птицы – пернатые. Перелетные, зимующие и перелетные птицы. Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Что ищут дятлы на дереве. Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Кормление и уход за ними. Редкие животные лесов . Домашние животные. Кормление и уход за ними. Аквариумные рыбы – что мы знаем о них.

7. Моя малая родина. Большая и малая Родина. Родной город, родной край, родная страна. Природа родного края, её красота во все времена года.

История и современность города Березовского. Знакомимся с историей поселка Старопышминск. Экскурсии: в библиотеку, к дому В.А.Леонтьева, в храм Сретения Господня.

II. Причудливый мир природы

1. Изучаем природу родного края Что такое природа? Живая и неживая природа, их взаимосвязь. Смена времён года. Растения и животные вокруг. Комнатные растения, правила ухода за ними. Домашние животные, уход за ними. Красота вокруг: цветка, дерева, сквера, дома. Любить красоту — значит беречь и создавать её. Правила поведения в природе. Природа родного края в произведениях искусств. Большая и малая Родина. Родной город, родной край, родная страна. Природа родного края, её красота во все времена года.

Практические занятия: 1.Уход за комнатными растениями. 2.Заполнение Календаря наблюдений за погодой.

2. Природа родного края в разное время года. Разноцветие осени. Когда начинается осень? Признаки и месяцы осени. Как ведут себя осенью животные? Подготовка растений и животных к зиме. Признаки зимы. Заморозки и морозы. Первый снег, зимние морозы. Зима в городе и деревне. Как зимуют растения: деревья, кустарники и травы. Практические занятия: 1.Измерение глубины снега на территории школы после снегопада. 2.Изготовление кормушек, их развешивание, подкормка птиц. Весна — начало нового фенологического года Постановка опыта: 1.Распускание веток, поставленных в воду, под действием различной температуры. 2.Выращивание зелени на подоконнике.

Признаки фенологического лета. Солнце, воздух и вода – почему они «лучшие друзья»? Лекарственные растения. Ласточки – вестники лета

3. Что изучает фенология? Организация фенологических наблюдений. 1.Ведение календаря природы. Условные обозначения. Подведение итогов фенологических наблюдений, продолжение этой работы в каникулярное время.





Литература


1. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального

экологического воспитания/ О.М. Барковская.- Начальная школа. – 1994. —

2. – С. 32 – 33.

2. Белавина И. А. Найденская Н.П. Планета – наш дом. Мир вокруг нас.

Методика проведения занятий по основам экологии для младших

школьников. / И.А. Белавина, Н. П. Найденская. — М.: изд-во «ЛАЙДА»,

1995

3. Волкова В.И. Экологическое образование через уроки природоведения/ В.И.

Волкова — Начальная школа – 1995. — №6 – С. 53 – 55.

4. Захлебный А.Н. Умения и навыки по изучению и охране окружающей

природной среды/ А.Н. Захлебный. -Изучение природы школьниками и их

общественно полезная деятельность по её охране. – М.: НИИ СИМО, 1971. –

С. 14 – 27.

5. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших

школьников. Формирование экологической культуры/ Е.С. Павленко.-

Начальная школа. – 1998. — №5. – С. 78 –80.










Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: