Проект программы внеурочной деятельности
«Юный эколог- краевед»
Составитель : Шарко Сергей Викторович ,
учитель географии, МБОУ «СОШ №36»,
г.Новокузнецка
1.ВВЕДЕНИЕ.
В свое время Н.Н. Баранский сказал: «Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее знать».
В целях осуществления воспитания учитель географии имеет возможность решать следующие задачи:
– показывать могущество нашей Родины – Российской Федерации, раскрывать разнообразие, красоту и богатства ее природы;
– воспитывать бережное отношение к природным богатствам и к тому, что создано трудом человека;
– знакомить с Основным Законом страны – Конституцией Российской Федерации;
– знакомить обучающихся с новейшими достижениями географической, геологической, экономической и других наук, с достижениями НТР;
Более полная реализация данных задач видится через внеурочную деятельность предусмотренную стандартами второго поколения.
Федеральный Государственный образовательный стандарт ООО определяет в качестве приоритетной задачи в преподавании географии формирование географической компетентности выпускников школы. Географическая компетентность — использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации. Более актуальным становится поиск технологий обучения, которые могли бы создавать условия для реализации компетентностного подхода в географическом образовании обучающихся. Одной из таких технологий является проектное обучение. Под ним понимается целенаправленная деятельность по определенной программе для решения поисковых, учебных, исследовательских, практических задач на предметной, межпредметной и надпредметной основах.
Программа Юные экологи- краеведы решает эти задачи в рамках занятий по внеурочной деятельности.
Предпосылкой для составления данной программы стала попытка реализовать идею продолжения образовательной программы внеурочной деятельности 1-4 классов «Родничок».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На современном этапе, когда происходит процесс обновления российского образования, актуальным является вопрос о краеведческой деятельности в учебно — воспитательном процессе школьных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Программа рассчитана для обучающихся 5-6 классов.
Цель программы — Формирование у обучающихся понятия о целостности природных комплексов, путях их рационального использования и охраны, воспитания бережного отношения к природе;
Задачи:1. Формировать ответственное отношение к окружающей среде;
2. Прививать интерес к географии, основам экологии, охраны природы с учетом регионального компонента.
3. Развивать экологическое мышление, уметь четко излагать и обосновывать свои мысли
Программа предусматривает активное участие в общественно- полезной деятельности, овладение навыками туризма, ориентирования, фенологических и краеведческих наблюдений в рамках внеурочной деятельности.
Принципы:
— доступность, познавательность и наглядность
— учёт возрастных особенностей
— сочетание теоретических и практических форм деятельности
— усиление прикладной направленности обучения
— психологическая комфортность
Виды деятельности школьника:
Игровая деятельность.
Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
Объем: Программа рассчитана на 51 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 2 года (5-6 класс):
5 класс – 34 часа
6 класс – 17 часа
Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня обучающихся в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
Планируемые результаты:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Юный эколог — краевед» можно считать следующее:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, и др.) их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у обучающегося коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Формы диагностики учета результатов освоения программы:
Формой подведения итогов могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Географии», «Биологии», «Окружающем мире.
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Самоконтроль: Основными задачами их введения являются:
развитие познавательных интересов обучающихся;
создание ситуации успеха для каждого школьника;
повышение самооценки и уверенности в собственных
возможностях;
максимальное раскрытие индивидуальных творческих
способностей каждого ребёнка.
Контроль правильности выполнения задания обучающимися проводится в следующих формах:
• «творческий отчет» , проект, включающий собранный согласно своей «должности» материал;
•викторины, олимпиады, конкурсы;
•участие в экскурсиях, дальних прогулках, походов выходного дня.
Текущая диагностика — в конце каждого тематического блока, итоговое занятие проходит в различных формах: викторины, тесты.
Отличительная черта программы краеведческой направленности в том, что в ней нет четко выраженных стандартов, критериев, показателей качества «образовательного продукта».
Основной темой 1-го года обучения является раздел «Природный территориальный комплекс и его компоненты». Здесь дается понятие о природных комплексах, в опоре на знания, полученные на уроках окружающего мира.
Программа предлагает изучение отдельных компонентов природного комплекса, подробно изучаются неживые компоненты.
При изучении рельефа, климата рассматривается их взаимодействие и влияние на деятельность человека, формирование растительности и животного мира.
Представление о природе, как целостной динамической системе, является опорным для формирования понятия об охране природы. Заключительной темой является раздел «Человек и природа», в которой раскрывается единство природы и общества. Важно дать представление о целях использования природы. На региональном материале обучающиеся знакомятся с примерами рационального использования природных ресурсов природных комплексов области .
Успех прохождения всех тем программы зависит от уровня и количества занятий на природе и проведении походов.
Программа предусматривает проведение туристического путешествия
Итогом работы по программе «Юные экологи – краеведы» является научно-практическая конференция. Материалы могут быть оформлены в виде выставки, докладов и рефератов обучающихся.
ПРОГРАММА
(первый год обучения) Таблица 1.
Географическое положение области. Туристские возможности родного края. Характеристика географического положения области. Границы области. Соседние области. Экскурсионные объекты края: памятники природы (реликтовые деревья, старые усадьбы, дендрарии, парки, заповедники, примечательные уголки природы, краеведческий музей)
Примерный тематический план первого года занятий
Таблица 1.
Наименование темы | Всего | Количество часов | |||
Кол-во часов практических | в классе | на местности. | |||
1 | Географическое положение области. Туристские возможности родного края | 3 | 1 | 2 | — |
2 | Закон об охране природы. Туризм и охрана природы родного края | 2 | 1 | 1 | — |
3 | Фенологические наблюдения — одни из методов изучения родного края | 2 | 1 | 1 | — |
4 | Природный комплекс и его компоненты | 2 | 1 | — | 1 |
5 | Основные черты рельефа области | 5 | 2 | 1 | 2 |
6 | Климат области | 5 | 1 | 2 | 2 |
7 | Гидрография области | 2 | — | — | 2 |
8 | Многообразие растительного мира области | 4 | 2 | — | 2 |
9 | Многообразие животного мира | 4 | 2 | 2 | — |
10 | Природоохранительная деятельность человека | 3 | — | 3 | — |
11 | Организация и подготовка проекта | 2 | 1 | 1 | — |
| Итого | 34 | 12 | 13 | 9 |
Содержание деятельности
Практические занятия. Работа с картами, атласами, путеводителями, литературой, справочниками. Составление описания экскурсионных объектов. Поход-экскурсия на наиболее интересные экскурсионные объекты.
Закон об охране природы. Охрана природы в РФ Конституция РФ об охране природы. Постановления об охране природы в области. Задачи заповедников, заказников, национальных парков. Туризм и охрана природы.
Практические занятия. Учебная экскурсия в заказник или заповедник.
Фенологические наблюдения — один из методов изучения родного края. Значение фенологических наблюдений для человека. Народный календарь природы. Использование фенологических наблюдений в современном народном хозяйстве. Подготовка и методика наблюдений. Изучение закономерностей в ходе сезонных явлений природы. Организация наблюдений.
Практические занятия. Поход – экскурсия «Осенние явления в природе».
Природный комплекс и его компоненты. Общие свойства природно-территориальных комплексов. Основные компоненты и их роль в формировании ПТК. Общая характеристика природно-территориальных комплексов родного края.
Практические занятия. Экскурсия в краеведческий музей. Ознакомление с природно-территориальными комплексами области.
Основные черты рельефа области. Геологическое строение и полезные ископаемые края. Общие понятия о рельефе. Главные черты рельефа области. Его влияние на формирование микроклимата, гидрографии края, растительного и животного мира. Формирование современного рельефа. Геологическое строение и полезные ископаемые области. Наиболее типичные горные породы и минералы области . Использование полезных ископаемых в хозяйстве. Пути рационального использования ископаемых области. Понятие об исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсах.
Практические занятия. Определение горных пород и минералов. Экскурсия в геологический музей, на предприятие добывающие и перерабатывающие минеральное сырье .
Климат области. Атмосфера. Проблема охраны атмосферы. Общее понятие о климате. Климатические факторы и их влияние на формирование и распространение флоры и фауны, хозяйственную деятельность человека. Характеристика климата области. Фенологические наблюдения. Знакомство с картой погоды. Учет характера господствующих ветров и других климатических факторов при размещении предприятий города, области.
Практические занятия. Организация наблюдений за погодой. Экскурсия на метеостанцию. Экскурсия на промышленное предприятие с целью ознакомления с мероприятиями по охране воздушного бассейна области .
Гидрография области. Понятие о гидросфере планеты. Вода как основа жизни. Вода как сырье для народного хозяйства. Масштабы потребления воды на планете, в стране, в области, городе. Общая характеристика гидрографии области. Реки, озера и болота, родники и их особенности. Охрана и использование водных объектов. Закон об охране водных ресурсов. Предприятия с замкнутым циклом использования воды.
Практические занятия.- Экскурсия на очистительные сооружения.
Многообразие растительного мира родного края. Основные царства живой природы , их краткая характеристика. Значение растений в природе и жизни человека . Знакомство с растительным миром области . Редкие и исчезающие растения и охрана их. Знакомство с «Красной книгой» растений. Лекарственные растения области и их использование.
Практические занятия. Определение растений, их описание. Составление карточек охраняемых растений. Организация выставки «Сохраним растения ». Выступление обучающихся с лекциями и беседами о редких и исчезающих растениях родного края. Экскурсии в природу.
Многообразие животного мира. Обзор животного мира области. Редкие и исчезающие животные. Знакомство с «Красной книгой» животных. Заказники области Закон об охране животных.
Практические занятия. Определение наиболее типичных животных по следам жизнедеятельности, голосу и визуально, составление описаний охраняемых животных. Экскурсия в краеведческий музей.
Природоохранительная деятельность человека. Понятие об антропогенных факторах среды. Охрана природы как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное использование природы. Научная организация рекреационных территорий.
Практические занятия. Знакомство с видами природоохранительной деятельности человека:
Практические занятия. Организация и подготовка проекта
Итог Проектная работа
ПРОГРАММА
(второй год обучения). (Таблица 2).
Изучение почвы области, охрана почв. Понятие о почвах. Значение и история учения о почвах. Состав и строение почв. Свойства почв. Условия формирования почв. Развитие почвенного покрова местности. Понятие о почвенной карте. Способы обработки почвы. Охрана почв от эрозии и загрязнения.
Примерный тематический план второго года занятий
Таблица 2.
Всего | Практические в классе | практические занятия на местности | |
Почвы области. Охрана почв | 4 | 2 | 2 |
Среда и ее факторы | 2 | 2 | |
Природа — целостная динамическая взаимосвязанная система | 4 | 4 | |
Природа и человек. Охрана природы как антропогенный фактор | 4 | 4 | |
Экскурсии на промышленные предприятия города. Выполнение проекта | 2 | | 2 |
Научно-практическая конференция | 1 | 1 | |
Итого | 17 | 1 | 4 |
Содержание деятельности
Практические занятия. Изучение почвенного разреза. Оценка почв по полевым данным. Взятие почвенных проб. Почвы совхоза «Ильинский».
Лес как пример растительного сообщества. Площадь лесов, использование. Основные древесные породы области. Понятие о сообществе на примере леса. Лес — экологическая система. Типы лесов. Сравнение типов лесов. Значение леса
Практические занятия. Определение деревьев и кустарников по коре, веткам и почвам, хвойных пород по хвое, шишкам и семенам. Составление коллекций. Описание лесного сообщества. Экскурсия в парк
Среда и ее факторы. Основные задачи экологии. Понятие о среде. Факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные.
Практические занятия. Экскурсия в краеведческий музей.
Природа. Компоненты природного комплекса и их взаимодействие. Причины устойчивости ПТК. Устойчивые ПТК. Влияние деятельности человека на отдельные компоненты и их взаимосвязи в природно-территориальном комплексе.
Практические занятия. Экскурсии в природу с целью ознакомления с типичными ландшафтами.
Природа и человек. Охрана природы как антропогенный фактор. Понятие об охране природы как деятельности человека. Рациональное природопользование ресурсов области (водных, минеральных, растительных, животных, почвенных). Понятие о положительном и отрицательном влиянии антропогенного фактора. Знакомство с эталонными участками природы. Природные ресурсы области и перспективы их дальнейшего использования. Рекреационные территории.
Практические занятия Экскурсия на промышленное предприятие для знакомства с комплексами очистительных сооружений.
Научно-практическая конференция.
Выполнение проекта. Участие в НПК
Приложение .
Дидактический материал.
1.Топографические карты окрестностей города Новокузнецка.
2. Копии старинных карт Ремезова.
3. Атлас Кемеровской области.
4. Атлас Новоильинского района.
5. Туристические схемы: «Кузнецкий Алатау», « Горная Шория», «Экологические тропы»
6. Набор открыток «Новокузнецк, Кемерово.
7. Копии старых фотографий Кузнецка, Новокузнецка.
8. Настенные карты: «Кемеровская область», «Новокузнецк», «Российская Федерация».
9. Таблицы : «Томская писаница», «Памятники природы».
10. Фотоальбомы: Кузбасс( 1974г, 1986)
11. Рекламные проспекты: «Западно- Сибирский металлургический комбинат», «КМК», «Кемеровская железная дорога», «Шорский национальный парк», «Горная Шория».
12. Фотографии различных объектов родного края.
Видео и аудиоматериалы.
Видеофильмы: «Уходящие в поднебесье», «Пещеры Горной Шории» , «Путешествие по реке Кия, Мрассу».
Аудиокассеты : «Звуки леса», «Лесной ручей».
СД – «Памятники природы юга Кемеровской области»
Презентации .
Материальная база.
1.Групповое снаряжение: палатки, спальники, костровые принадлежности.
2. Специальное снаряжение: веревки, карабины, жумары, репы.
3. Наличие учебного кабинета для занятия.
Литература.
Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль:Академия
развития, 1998.
Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг. М.:Агар, Рандеву-АМ,
2000.
Барышева, Ю.А. Формирование эколого-краеведческих знаний в школе. М.:
Просвещение, 1997г.
Дежкин, В. Беседы по экологии. М.: Молодая гвардия, 1979.
Иванов, В. Экологическое образование. Часть З и 4.
Криксунов, Е.А. Экология. М.: Дрофа, 1995.
Масленникова, Н.П. Методика проведения школьных исследований по экологии
растений. Новокузнецк: ИПК, 2000.
8. Новиков, Ю.В. Охрана окружающей среды. -М.: Высшая школа,1987г
9. Ошмарин, А.П. Школьный справочник. Экология, Академия развития, 1998.
10. Региональные программы спецкурсов и факультативов по экологии для
общеобразовательных, инновационных школ и УДО. Новокузнецк: ИПК, 1996.
11. Школьный практикум по экологии. — М.: Мир, 1993.
Литература для обучающихся:
Гаев, А.Л. Наши следы в природе. М.: Недра,1991г
Михеев , А.. Охрана природы. М.: Просвещение, 1990.
Хефлинг, Г. Тревога в 2000 году. — М.: Мысль» 1990.
Гнатишин ,В.Н. Атлас для школьников. / Машковская Т.О, Тивяков С.Д. ,
Кемеровская область. Роскартография, 2002г.
Соловьев ,Л.И. Рабочая тетрадь по географии Кемеровкой области,
Кемерово,2003г
Соловьев, Л.И. География Кемеровской области. Природа.
Кемерово, СКИФ-Кузбасс, 2 006г.
Интернет – ресурсы для реализации программы
Занимательные научные опыты для детей https://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml
Познавательные опыты для детей https://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников https://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml