Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 26 г. Архангельска
Разработка внеклассного мероприятия
На параллели 6 «Б» и 6 «В» классов по теме
«Экологические проблемы родного города»
Составитель:
Трофимова Анжелика Александровна,
Классный руководитель и учитель английского языка
г. Архангельск
2015
Общие сведения
Тема мероприятия: «Экологические проблемы родного города»
Форма мероприятия: экологическая игра-конкурс с элементами инсценировки
Цель: повышение экологической культуры детей, воспитание у школьников бережного отношения к окружающей среде, приобщение их к общественной природоохранной деятельности.
Задачи:
образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, способствовать формированию знаний о природе, о способах ее охраны и защиты, об экологических проблемах страны в целом и родного города в частности, о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека;
развивающие: способствовать развитию наблюдательности, памяти, внимания, речи, творческих способностей детей; развитие мышления и познавательного интереса.
воспитательные: прививать интерес к науке – экологии и желание изучать ее закономерности в дальнейшем; продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; способствовать пропаганде экологических знаний и предупреждению безнравственных поступков в природе; воспитывать культуру общения, а также культуру правильного поведения на природе; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, умение работать в команде, способствовать сплочению детских коллективов.
Оформление: рисунки детей на тему «Проблемы экологии в родном городе».
Подготовка мероприятия.
Инициаторы мероприятия: классные руководители на параллели и обучающиеся 6- классов.
При подготовке к мероприятию:
1) проводится опрос детей; 2) составляется сценарий и план мероприятия, содержащий 6 конкурсов (в т.ч. защиту экологического плаката), инсценировку эко-сказки, игру со зрителями; 3) сочиняются стихи (четверостишия) на экологическую тематику обучающимися 6-х классов; 4) проводится конкурс экологических плакатов, которые будут вывешены на стенах в качестве оформления; 5) оформляются карточки для ответов команд; карта оценивания команд для жюри; 6) используется мультимедийное оборудование для показа презентаций и для трансляции аудио и видео файлов; 7) детьми сочиняется небольшая театральная сценка (эко-сказка); 8) выбираются актеры для участия в сценке.
Влияние подготовки к мероприятию на развитие коллектива и личности учащихся:
В результате подготовки к мероприятию обучающиеся 6-х классов значительно расширяют свой кругозор (проводят мини-исследования экологической обстановки в стране и регионе, помогают с выбором видеофильмов на экологическую тему и т.д.); ответственно относиться к природоохранной деятельности; закрепляют умения лаконично использовать художественные средства отображения окружающей действительности. У детей появляется возможность для раскрытия своих творческих способностей, для реализации импровизаций при выступлении на сцене, для развития воображения при подготовке театральных костюмов и декораций. Желание победить в конкурсах даёт возможность командам внутри классов научиться сплоченно, действовать, активно помогать друг другу, не подводить, а «выручать» команду в различных ситуациях.
Ход мероприятия
1. Во вступительной части мероприятия ведущие (один представитель от 6-Б и один от 6-В классов) раскрывают перед слушателями (параллель 6 классов) цели и задачи мероприятия посредством чтения стихов (заранее сочиненных) на эко-тему.
2. Во время игры командам 6-Б и 6-В классов ведущими предлагаются следующие конкурсы:
— защита плакатов от каждой команды на тему «Экология в родном городе» перед слушающими и членами жюри, выбранными из обучающихся 6-«Б» и «В» класса;
— инсценировка эко – сказки (текст пишут дети с помощью учителей – заранее); все роли исполняют дети;
— игра со зрителями. Ведущие проводят опрос среди зрителей на тему «Проблемы экологии и способы их устранения»;
— песни на эко-тему. Каждая из команд должна вспомнить и пропеть один куплет из песен об окружающей среде и природе;
-стихи на эко-тему. Участникам команд выдаются слова, используя которые необходимо придумать стихотворение,
— презентации (делают дети) с использованием интерактивной доски на тему «Проблемы окружающей среды в России и Архангельской области».
— игра «Заморочки»
Какими поговорками можно заменить данные высказывания.
Сбился с азимута среди трех хвойных деревьев. (Заблудился в трех соснах).
На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь).
Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит)
Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат. (Комар носу не подточит).
Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья. (Старый конь борозды не испортит).
Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива. (Работа — не волк, в лес не убежит).
Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции. (Баба с возу — кобыле легче).
При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси. (Хочешь жить — умей вертеться).
Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель. (Утопающий хватается за соломинку).
— игра «Путаница»
Команды получают карточки со стихами, в которых “перепутаны” слова. Переставьте слова в нужном порядке. За каждое правильно составленное предложение — 5 баллов.
Пингвины — жители пустыни,
Ужата очень любят дыни,
Шоферы знают толк в малине,
Ребята ползают в трясине.
Верблюды плавают на льдине,
Медведи возят груз в машине,
Неспешно ходит черепаха,
Могучий еж не знает страха,
Колючий лев в траве таится,
За ним охотится лисица.
Нет ни склада тут, ни лада…
Переставьте все как надо!
Правильное:
Пингвины плавают на льдине,
Ужата ползают в трясине,
Шоферы возят груз в машине,
Ребята очень любят дыни.
Верблюды — жители пустыни,
Медведи знают толк в малине,
Неспешно ходит черепаха,
Могучий лев не знает страха,
Колючий еж в траве таится,
За ним охотится лисица.
3. Просмотр двух коротких социальных видеороликов в защиту окружающей среды, их обсуждение.
4. Заключительное слово ведущих и краткий итог в виде задания для всех присутствующих: продолжи фразы «Беречь природу – это значит…», «Чтобы в нашем городе стало чище, я могу…».
5. Заключительное слово членов жюри, награждение всех участников памятными сертификатами «Юный эколог».
Длительность внеклассного мероприятия составляет 45 минут. Осознанность цели и задач участниками проверяется сразу посредством опроса. Форма внеклассного мероприятия соответствует целям и содержанию, которые имеют направленность на развитие личности. Также ценным является то, что тема, цели, содержание мероприятия включают региональную составляющую.
Вся работа проводится детьми самостоятельно, педагоги лишь направляют учащихся и ориентируют на определенных этапах, учитывая индивидуальные особенности детей. Социальная значимость мероприятия (связь с жизненным опытом) проявляется в наглядном материале (эко-плакаты с изображением улиц города, видео и т.п.), а также в том, что, работая над темой, участники исследуют реально существующие, актуальные экологические вопросы.
Педагоги – классные руководители во время подготовки, организации и проведения анализируемого воспитательного мероприятия предоставляют детям возможность проявлять максимум самостоятельности, приветствуют инициативность и импровизацию, обеспечивают условия для самооценки и самоанализа, учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, соблюдают интересы коллектива в целом. Между педагогами и учениками устанавливается доверительный стиль общения, позволяющий им продуктивно сотрудничать.
Выводы.
При подготовке мероприятия и его проведении дети проявляют свои знания по обсуждаемой проблеме, расширяют кругозор, начинают теснее общаться со сверстниками и учителями. В заключительном слове ведущие могут предложить продолжать исследования в области экологии, начать подробно изучать другие сферы нашей жизни, провести подобное мероприятие на иную тему.
В заключение можно сделать вывод о том, что анализируемое мероприятие содержит высокую воспитательную ценность (отношение детей к природе, друг к другу, к самим себе и к окружающему миру), познавательную («я познаю мир») и эмоциональную ценности (дружелюбная атмосфера, неформальное общение сверстников между собой). Мероприятие призвано развивать у учащихся самостоятельность, иметь своё мнение на каждую проблему, без посторонней помощи искать выход из затруднительных жизненных ситуаций.
Список использованной литературы
1. Данилова М., “Знатоки леса” (литературно-экологический ринг) // Воспитание школьников. — 2005. — № 5.
2. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.
3. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.
4. Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. – Улан – Удэ, 1990.
5. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Симонова Л.В. Экологическое воспитание в базовой школе. Методическое пособие/ Под. общ. ред. Алексеева С.В. СПб.: Специальная литература,1999.
6. Пушкарский В.Г. “Тропой невиданных зверей”.- М.: ВО “Агропромиздат”, 1988.
7.Я познаю мир. Детская энцикл..: Экология/ Авт. сост. Чижевский А.Е.; под ред. Хинн О.Г. -М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, Олимп,1998.