Статья «Школа — центр экологического образования в сельском социуме»

Школа — центр экологического образования в сельском социуме


Трефилова Раиса Поликарповна,

заместитель директора по экологическому образованию, учитель биологии

МБОУ «Карагайская СОШ № 2»


В 1992 году нашей школе присвоен статус районной опорной школы по экологическому образованию. За это время накоплен солидный опыт работы с учащимися, родителями и социумом, разработана система непрерывного экологического образования на разных возрастных этапах в учебной и внешкольной деятельности. В 90-е годы прошлого столетия в школе преподавался предмет «Экология». В настоящее время в школе реализуются экологические компоненты в ряде учебных предметов и программы курсов по выбору. Факультативно преподаётся курс «Экология» для учащихся старших классов, ведутся элективные курсы: «Живой организм», «Здоровье глазами химика», «Исследователи природы», «Жизнь клетки» и др. С 2008 года проводится обучение учащихся 10 -11 классов по химико-биологическому профилю.

Школьный экологический центр «Эндемик», созданный в 2002 году, организует и координирует работу по экологическому образованию. Управляет работой экоцентра экологический Совет, включающий педагогов, учащихся и родителей. В компетенции Совета рассмотрение методических и организационных вопросов. Особое внимание уделяется экологическому воспитанию, которое является приоритетным в Программах развития классных коллективов. Школьное детское экологическое движение включает 54 % учащихся школы, управляется советом «Эколидер», входит в состав районного движения «Зелёный островок» и краевую ассоциацию молодёжных экологических объединений «Зелёный мир». Анкетирование, проведённое по методике «Эзоп» В.А.Ясвина, показывает, что в 2009 году у 44 % из 132 учащихся 15-17 лег проявилась когнитивная установка по отношению к природе, 21 %-прагматическая, 19 % — этическая, 16 % — эстетическая. В 2011 году по итогам анкетирования выпускников 9 — 11 классов прагматическое отношение к природе отмечено у 16% респондентов, возросло число учащихся с этическим и эстетическим отношением к природе. Изменение ценностных ориентаций учащихся в позитивную сторону показали и другие виды диагностик: «Заповедные мифы» В.А.Ясвина, С.Д.Дерябо, «Моё отношение к природе» В.А.Самковой, А.С.Прутченкова, что проявилось в природоохранной активности учащихся. Традиционными стали акции «Чистый лес», «Речная лента», «Чистое село». Школа неоднократно награждалась грамотами и благодарственными письмами администрации района за лучшую организацию и проведение природоохранных акций, к которым активно подключается местное население.

Развитию навыков проектирования экологической деятельности и самореализации способствует школьный смотр-конкурс «Наши успехи в экологическом образовании», который проводится с 2004 года по номинациям: «Лучший эколог класса», «Лучший класс по экологии», «Экологическая семья», «Экология. Вдохновение. Творчество» (номинация для педагогов). В номинации «Экологическая семья» отмечаются благодарственными письмами и призами наиболее активные семьи, сотрудничающие со школой, участвующие в природоохранных акциях, что очень важно для поддержки экологических инициатив и формирования имиджа школы в местном сообществе.

Свежие документы:  Конспект урока на для 2 класса «Формирование экологической культуры младших школьников»

Ресурсы экологического Центра позволяют осуществлять интеграцию основного и дополнительного образования через занятия районной заочной школы «Юные экологи-исследователи», в которой ежегодно обучаются 25-30 учащихся из 10 школ района. Это очень важный и ценный момент в работе экоцентра, показывающий его востребованность в образовательном пространстве района. Опыт работы РЗШЮЭИ представлен в Москве на III Общероссийской научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» (2008 г.). Итоги своей исследовательской и проектной деятельности учащиеся представляют на конференциях и конкурсах от районного до Международного уровней: «Мой Пермский край», «Чистая вода», «Юные исследователи окружающей среды», «Человек на Земле», «Энергия и среда обитания», «Энергия будущих поколений», «Развитие идей энергоресурсосбережения в образовательной системе», «Марш парков», Международный форум детского экологического движения «Зелёная планета». На 4 слете Друзей заповедных островов (г. Казань, 2007г.), который проведен российским ЭкоЦентром «Заповедники», ребята из отряда «Эндемик» успешно выступили в рейнджерском турнире, показали знания по охране природы, взаимовыручку, сотрудничество в достижении цели и заняли 3 место. В 2008 году учащимися защищен проект «Эстафета друзей заповедных островов» на краевом конкурсе «Мой вклад в охрану окружающей среды», который был направлен на изучение ООПТ Карагайского района, активизацию деятельности детских объединений в школах района, использование ресурсов сельских поселений для проведения эколого-просветительских мероприятий в защиту охраняемых территории. Экоцентр школы организует районные экологические акции: «Птица года», «Марш парков», «Помогите птицам». «Чистый двор», «От чистого села — к чистой планете», в которые проводятся в сотрудничестве с администрациями сельских поселений, центральной библиотечной системой, краеведческим музеем, дошкольными учреждениями и муниципальным экологическим Советом по экологическому образованию при администрации района. Разрабатываются положения об акциях, создаётся оргкомитет, курирующий ход акции, проводятся трудовые десанты, шествия, конкурсы просветительских материалов, фотовыставки и выставки рисунков, агитбригады, итоговое праздничное мероприятие. Всё это способствует формированию положительного имиджа школы в социуме и трансляции нравственных ценностей и традиций экологического образования для населения.

Опыт работы экоцентра по теме «Экологическое образование для устойчивого развития» представлен на краевой конференции, которая проведена на базе школы в 2007 году, на круглом столе в рамках краевой акции «Зелёный день для друзей»(2008 г.), на II Межвузовской научно-практической конференции «Инновационные подходы к образовательной деятельности в школе вузе» (2009 г.). Делегация отряда «Эндемик» защитила проект «Мы — за устойчивое развитие» в Москве на финале Всероссийской акции «Летопись добрых дел по сохранению природы» (2008 г.). В 2013 году проведён День открытых дверей для родителей, педагогов и участников общественных экологических организаций, в ходе которого представлен опыт работы школы по экологическому образованию за 20 лет. Включение идей устойчивого развития в экологический компонент системы экологического образования привело к активному внедрению проектной технологии в практику школы. В течение последних 5 лет педагогами и учащимися реализовано 42 проекта экологической направленности и привлечено более 900 тыс. рублей внебюджетных средств.

Свежие документы:  Тест "ЕГЭ Экология"

Педагоги школы делятся опытом работы на районных и межрайонных мастер-классах и научно-практических конференциях, являются дипломантами районного конкурса «Природа. Наука. Человек», регионального этапа конкурса «Энергия и среда обитания» и регионального конкурса сценариев эколого-просветительского мероприятия «Урок чистоты». Опыт работы по экологическому образованию педагоги представили на II Всероссийском конкурсе на лучшую методическую разработку по экологической проблематике, российском конкурсе идей социально-значимых проектов, конкурсе ЦОДП на лучшее мероприятие, посвящённое охраняемым территориям, конкурсах методических разработок «1001 идея нестандартного занятия с детьми» и «Мастерская учителя». За высокие достижения по экологическому образованию десять педагогов школы в 2009 году награждены грамотами Центрального Совета Всероссийского общества охраны природы.

МБОУ «Карагайская СОШ № 2» как опорное учреждение по экологическому образованию, содействует воспитанию экологической культуры, созданию особой образовательной среды, которая способствует повышению природоохранной активности, социализации и самореализации учащихся и педагогов, формированию системы непрерывного экологического образования в Карагайском муниципальном районе.

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: