Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 42 «Аленький цветочек» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
Сценарий КВН «Мы – защитники природы»
подготовили
воспитатель Никитина Ольга Николаевна
воспитатель Хамидуллина Раиса Минигараевна
музыкальный руководитель Маликова Фатыма Байкаловна
Цели: обобщение и систематизация представлений детей о роли деревьев, птиц, животных в природе, об их взаимосвязи; о том какую роль играет в охране природы человек.
Задачи:
Учить соблюдать правила игры, умение слушать ответы и дополнять их;
Формировать устойчивый интерес к природе через эмоциональное отношение к ней;
Закреплять знания детей о природе; Закреплять представления об опасных для человека и окружающей природы ситуациях и способах поведения в них;
Развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление, экологическую эмпатию;
Увлечь детей и вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности;
Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
Оборудование:
• экологические знаки «Правила поведения в природе»;
• элементы коллажа «Весна»;
• картинки с изображением перелетных и зимующих птиц;
• пазлы «Бабочка», «Пчела»;
• две магнитных доски;
• кроссворд.
Содержание:
Ведущий 1. Сегодня мы проведем экологический марафон, проверит ваши знания он.
Как это интересно – много знать! Всем своим друзьям умение показать!
К интеллектуальным конкурсам готовы? (Да)
Вперед друзья к победам новым!
Ведущий 2. Сегодня наши дети продемонстрируют свои знания о природе и докажут, что они являются настоящими друзьями природы.
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля-
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Ведущий 1. Развеем над нею тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами!
Ведущий 2. Ребята, Вы знаете, что для проведения игры нам потребуется справедливое жюри.
Представление жюри. Жюри, как видите, у нас достойно уважения.
Им приходилось, и не раз, оценивать сражения!
За каждый конкурс жюри будет присуждать один балл, который равен 1 фишке.
(ведущий кладет фишки на стол)
Ведущий 1. I конкурс «Представление команд».
Воспитатель 1 спрашивает у детей название их команды.
1 команда – «Солнечные лучики». Ответ детей хором.
Капитан команды «Солнечные лучики» …
Наш девиз: «Береги свою планету — ведь другой на свете нету».
Музыкальная композиция.
Воспитатель 2 : команда – «Облачко» Ответ детей хором.
Капитан команды «Облачко» …
Ваш девиз: «Дерево, трава, цветок и птица не всегда сумеют защититься! Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни».
Музыкальная композиция.
Ведущий 1. II конкурс Разминка. « Вопрос-ответ»
Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому и мы не будем нарушать традицию. Представляет собой блицопрос. За одну минуту нужно ответить на как можно большее число вопросов. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал жюри.
Вопросы для команды «Солнечные лучики»
• Когда орешки белка запасает? (осенью)
• Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
•Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей — кто это? (насекомые)
• Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
• Когда в саду малина поспевает? (летом)
• Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)
• Что делает ёж зимой? (спит))
• Какую птицу называют лесным барабанщиком? (дятла)
• Кто носит свой дом на спине? (улитка)
• Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (домашние)
• Собака – дикое или домашнее животное? (домашнее)
• У какого дерева белый ствол? (у березы)
• Когда в лесу подснежник расцветает? (весной)
• Чем питается бабочка? (нектаром)
• Какие грибы растут на пнях? (опята) .
• Как называется дом у муравья? (муравейник)
Вопросы для команды «Облачко»
• Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
• На каком дереве растут желуди? (на дубе)
• Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
• Карась, сом, щука, окунь? (рыбы)
• Как назвать детеныша коровы? (теленок)
• Когда сосулька капает и тает? (весной)
• У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
• Сколько ног у жука? (шесть)
• Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
• Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
• У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
• Лев — дикое или домашнее животное? (дикое)
• У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (у божьей коровки)
• Когда земляника поспевает? (летом)
• Кто в лесу плетет паутину? (паук)
Слово предоставляется жюри, которое называет общий счет.
Ведущий 2. III конкурс «Экологические знаки»
Прежде всего, вы должны знать правила поведения в лесу. И это мы сейчас проверим. Каждая команда получит знаки, которые необходимо расшифровать. (Детям предлагаются знаки: «Не обрывайте паутину и не убивайте пауков», «Не ловите бабочек и других насекомых», «Не разоряйте муравейники», «Не ловите диких животных и не берите их домой», «Не оставляйте мусор в природе», «Не рвите цветы», «Не подходите близко к гнездам и не разоряйте их», «Не разжигайте костры в лесу», «Не вырубайте деревья», «Не разрушайте грибницу»).
Ведущий 1. IV конкурс А сейчас небольшая разминка «Кто быстрее?»
У наборного полотна лежат два набора элементов к коллажу «Весна» (фигурки: облака, солнце, дерево, скворец, скворечник, грачи, подснежники, ручей, ель, кораблик). Дети из каждой команды по одному должны добежать до наборного полотна и прикрепить предмет коллажа.
Я вижу, что команды размялись. Настроение у всех замечательное, и я думаю, что теперь можно приступить к выполнению нашего следующего задания.
Ведущий 2. V конкурс «Конкурс капитанов»
Задание – игра «Перелётные и зимующие птицы». Перед вами 2 магнитные доски и набор с изображениями птиц. Необходимо разложить этих птиц на перелетных и зимующих.
Музыкальная пауза. Каждая команда исполняет песню.
Ведущий 1. VI конкурс «Собери картинку».
Каждая команда получает пазл (пазл «Бабочка», пазл «Пчела») и должна из частей собрать целое.
Ведущий 2. VII конкурс «Разгадай кроссворд».
Отгадайте загадки, а ответы я запишу в кроссворд, и потом мы увидим, какое слово у нас получилось в выделенных клеточках.
«Кроссворд»
1 В синем небе,
Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их? (Облака)
2 Зимой одевается в белый кафтан,
Весной – в зеленый сарафан,
Летом – в платье цветном,
Осенью ходит в плаще золотом. (Земля)
3 Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный
Он внутри.(Арбуз)
4 Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый —
Кружевной и синий-синий! (Небо)
5 Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть — нет головы. (Гриб)
6 Одурачит ловко
Рыжая плутовка,
Длинным хвостиком махнёт,
Зубки хитро облизнёт,
Не успеешь оглянуться –
Вокруг пальца обведёт!(Лиса)
о Б л а к о
з Е м л я
а Р б у з
н Е б о
Г р и б
л И с а
п р и р о д у
Воспитатель1:
Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Запомните, дети, вы – частица природы! Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!
Воспитатель 2: Давайте будем беречь планету –
Во всей Вселенной похожей нету,
Во все Вселенной только одна,
Для жизни и дружбы она нам дана!
Чтение стихов о природе.
Любите родную природу
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Каждый из нас природу защитит,
О каждом деревце душа у нас болит.
Не позволим живое все уничтожать,
Животным и растениям расти мешать.
Птицы, рыбы и звери, в душу людям смотрят
Вы их жалейте, люди, не обижайте зря.
Ведь небо без птиц не небо,
А море без рыб не море,
И земля без зверей не земля.
Мы любим лес в любое время года
Мы слышим речек медленную речь
Все это называется природой,
Давай же всегда ее беречь!
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Подведение итогов игры.
Заключительная песня.
Ведущий: Вот и подошел к концу наш экологический КВН. Вы очень старались. Четко выполняли все задания, работали дружно, сплочённо в своих командах. Продемонстрировали свои знания о природе и доказали, что являетесь настоящими друзьями природы.
КВН закончен, друзья, до свиданья!
Всем хочу я сказать на прощанье:
Нас так много живет на Земле
И о природе – одной – позаботиться можем вполне!
Список используемой литературы.
1 Андреева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.
«Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», Москва, Издательство «АСТ-ЛТД», 1998г.
2. Жукова О.Г., Трушина Г.И., Федорова Е.Г.
«Азбука» «АУ!» , СПб, Издательство «Детство -Пресс», 2008г.
3.Галанова А.С. «Дошкольники на прогулке», Москва, издательство « Педагогическое общество России», 2005г.
4.Коломина Н.Р. «Занятия по экологии в детском саду», Москва, издательство
« Творческий центр «Сфера», 2010 г.
5. Николаева С.Н. «Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников», Москва, издательство«Педагогическое общество России», 2005 г.