Тема урока: Экологическая безопасность Цели урока:
1. Познавательная:
познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»;
сформировать и закрепить понятие о том, что Земля — наш дом: бережем дом — бережем здоровье;
выполнять правила личной экологической безопасности.
2. Развивающая:
развивать речь, мышление, обогатить словарный запас;
развивать умение отбирать главное, используя учебник, публично защищать результаты творческой деятельности.
3. Воспитательная:
— воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование:
Презентация.
Заготовки плакатов для каждой рабочей группы;
Раздаточный материал;
Карточки с терминами;
Карточки с заданиями.
Ход урока I. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Владимировна. Сегодня я
проведу у вас урок окружающего мира.
Прекрасна, нарядна Планета Земля, Прекраснее нам не найти никогда!
И чистый здесь воздух, красивы леса,
И синяя в море вода.
(звонит телефонный звонок)
Я вас слушаю, кто говорит?
Здравствуйте, я Катя Иванова. Я живу в 22 веке на планете Земля. Она больна. Мы дышим грязным воздухом, пьем отравленную воду, едим зараженную пищу. Так больше продолжаться не может. Остановитесь! Задумайтесь об экологической безопасности планеты Земля.
Прекрасной быть должна Земля.
Она у всех у нас одна.
А мы — хозяева Земли
Для поколений будущих сберечь ее должны!
Ребята, о чем просит нас Катя Иванова? (беречь нашу планету)
П. Сообщение темы и целей урока.
Как раз об этом мы и будем говорить сегодня на уроке. Поговорим об окружающей среде, познакомимся с новыми понятиями: «цепь загрязнений», «экологическая безопасность». Мы будем обсуждать с вами проблемы окружающей среды, искать пути решения некоторых из них.
Вспомните, что такое экология? Это наука о живых существах и их среде обитания) Что означает слово безопасность?(защита)
Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Молодцы, ребята, вы
на правильном пути. Но разрешите мне вам помочь. Тема нашего урока: «Экологическая безопасность».
III. Работа по теме
Откройте учебники на с. 30. Прочитайте определение понятия экологическая безопасность. Экологическая безопасность — это защита от вредного воздействия загрязненной окружающей среды.
Откройте рабочие тетради на с 17. С помощью учебника допишите определение. Экологическая безопасность — это… Проверьте.
— Ребята, посмотрите на доску и скажите, каким образом в организм человека попадают вредные вещества?
—Ребята, загрязняющие вещества движутся по цепочке. Ее обычно называют цепью загрязнения. Посмотрите и запомните, как пишется это словосочетание.
—Рассмотрите рисунок в учебнике на с, 29, Проследите по рисунку цепь загрязнения. Расскажите, что изображено на рисунке?
Итак, мы с вами проследили цепь загрязнений. Попробуем это изобразить в виде цепочки, (выбросы завода — водоем — рыба — человек).
— Можете вы привести свой пример цепи загрязнения? Молодцы, ребята.
1. Работа в творческих группах.
Вы — ученики, а сегодня вы побудете исследователями. Сегодня мы
узнаем об источниках загрязнения и о том, как защититься от попадания вредных веществ в организм человека. Мы попробуем создать проект.
— Вы разделены на 3 группы: исследователи воды, исследователи воздуха, исследователи продуктов питания.
Ваша задача – изучить материал учебника на заданных страницах.
У вас на столах лежат листы с ходом работы. В них подробно описаны ваши действия. Так же я раздам конверты с разрезанными правилами защиты от вредных веществ. Вы выбираете те, которые подходят теме вашего исследования, и приклеиваете на лист с названием «Памятка».
Во втором конверте лежат картинки. Вы должны из предложенных картинок, выбрать те, которые соответствуют теме вашего исследования и приклеить их на большой лист бумаги.
Так же, из предложенных стихотворений, выбрать то, которое подходит вашей теме проекта.
И последний этап — защита проекта. К доске выходят три человека. Один по плакату объясняет пути загрязнения, второй – зачитывает памятку, а третий красиво, выразительно читает стихотворение.
Остальные ребята будут внимательно слушать и дополнять. В конце
урока вы ответите на вопросы по данным проектам. На выполнение работы вам дается 10 минут – это время, пока будет звучать музыка.
Задания группам:
Исследователи воздуха.
а) Изучить материал учебника на с. 31-32.
б) Составить плакат «Пути загрязнения воздуха»
в) Опираясь на текст учебника, выбрать из данных карточек те, которые подходят для составления памятки «Как защититься от загрязненного воздуха»
г) подобрать подходящее стихотворение, выразительно прочитать
его.
д) Защитить проект,
2. Исследователи воды
а) Изучить материал учебника на с. 32,
б) Составить плакат «Пути загрязнения воды»
в) Опираясь на текст учебника, выбрать из данных карточек те, которые подходят для составления памятки «Как защититься от загрязненной воды»
г) Подобрать подходящее стихотворение, выразительно прочитать его.
д) Защитить проект.
3. Исследователи продуктов питания
а) Изучить материал учебника на с. 33.
б) Составить плакат «Пути загрязнения продуктов питания»
в) Опираясь на текст учебника, выбрать из данных карточек те, которые подходят для составления памятки «Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества»
г) Подобрать подходящее стихотворение, выразительно прочитать
его.
V. Физминутка.
—Ребята, сядьте все ровно. Положите руки на колени. Расслабьтесь. Послушайте музыку, посмотрите картины природы. Глубоко вдохнули, выдохнули. Представьте, что вы в лесу. Вы слышите шелест листвы, журчание ручейка, пение птиц. Разведите руки в стороны. Сделайте вдох, выдохнули — руки опустили. Молодцы, вы немного отдохнули и каждый из вас, как будто, побывал на природе.
2. Защита проекта.
А теперь перейдем к защите ваших проектов.
— Прошу первую группу. (Мы составляли проект …)
Далее дети защищают свой «проект». Плакаты вывешиваются на доске. Проверяются составленные памятки экологической безопасности.
-Спасибо, исследователи воздуха!
— Ребята, какие пути загрязнения воздуха вы запомнили?
— Следующая группа «Исследователи воды»
— Скажите, какие правила защиты вы запомнили?
После защиты, проекта о воде, учитель показывает бытовой фильтр и рассказывает о фильтровании грязной воды (опыт).
ОПЫТ:
— Ребята, о том. что в загрязненных водоемах нельзя купаться, вы все знаете, а тем более нельзя нить из них воду. В наши дома вода поступает уже очищенной. А вот как ее очищают, я вам сейчас покажу: берем стаканчик с песком, разводим водой. Вода становится грязной. В чистый стаканчик ставится воронка с фильтром. Грязную воду пропускаем через фильтр. Но эту воду тоже еще нельзя пить, так как мы очистили ее только от примесей грязи. А вот от вредных веществ воду очищает бытовой фильтр.
— Прошу третью группу.
— Ребята, какие правила нужно выполнять, чтобы защититься от загрязненных продуктов питания?
— Итак, сегодня вы создали проекты, которые можно объединить одним названием: Экологическая безопасность. Этот проект останется у вас в классе. Я надеюсь, он будет вам напоминанием, как бережно относиться к окружающей среде.
VI. Закрепление.
-Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали. Давайте проверим, хорошо
ли вы запомнили правила экологической безопасности.
Вставьте пропущенные слова, чтобы получились правила экологической
безопасности.
1. стой вблизи с работающим двигателем.
2. оставайся в закрытом гараже во время
работы .
3. Пей только воду.
4. могут быть кислотными, поэтому во
время старайся не гулять без головного убора.
5. Не
собирай; , ,
вблизи свалок, заводов, дорог.
6. Перед мой фрукты и овощи только
водой.
7. Не ешь , у которых истек
срок .
—Ребята, обещаете ли вы исполнять все эти правила (Обещаем!). А сейчас мы позвоним Кате из будущего и спросим, изменилась ли наша планета?
Здравствуй, Катя. Катя, мы поняли, в чем была причина всех бед. Мы пообещали беречь Землю. Скажи, изменилась ли теперь наша планета?
Да! Прекрасна, нарядна Планета Земля, Прекраснее нам не найти никогда!
И чистый здесь воздух, красивы леса,
И синяя в море вода.
VIII. Домашнее задание
Прочитать текст в учебнике «Экологическая безопасность» (с. 29-33); ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (с. 34), кто сможет, напишите сочинения об охране окружающей среды.
IX. Выставление оценок.
Раздаточный материал
— если в твоем городе (районе) находится предприятие с вредным производством, необходимо предвидеть возможные неприятности, например, аварии;
— не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомобилей, во время пробежки ты будешь вдыхать большое количество вредных газов;
не ходи по туннелям, где воздух особенно загрязнен;
не оставайся в закрытом помещении (гараже) во время работы двигателя автомашины — ты можешь потерять ее сознание, а при сильном отравлении вредными газами даже умереть;
не гуляй по улице во время тумана, это может быть дым;
разводи комнатные растения, которые очищают воздух;
деревья, кустарники и цветы очищают воздух;
очищает и увлажняет воздух и кондиционер;
попроси взрослых не курить в квартире.
Вода
— нельзя купаться возле, промышленных стоков;
если ты живешь недалеко от предприятия-загрязнителя, во время дождя старайся не выходить на улицу, а если дождь застал в пути, обязательно надень головной убор;
пей только кипяченую воду;
— очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров;
Продукты
— не собирай трибы, ягоды, овощи, лечебные травы вблизи автомагистралей, свалок заводов;
перед едой мой фрукты и овощи в теплой кипяченой воде;
не ешь продукты с истекшим сроком хранения;
— все продукты должны иметь сертификат качества, который находится у
продавца.
Вода лилась,
Шумел родник,
Пленял игрою молодою,
Чтоб человек пришел, приник
И жажду утолил водою!
Нам знать давно пора.
Что же есть, чтоб в форме быть
Чтоб глаза огнем горели,
Кожа гладкою была.
Чтобы нам да без проблем
Лет до ста прожить бы всем.
Если б только все мы знали,
Как природу защищать:
Жить бы сразу лучше стали,
Свежим воздухом дышать!
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12 поселка Терек
Буденновского района» Ставропольского края
Урок окружающего мира в 3 классе на тему:
«Экологическая безопасность»
Учитель: Лесная И.В.
2010 г.