Урок экологии в 11 классе. Учитель: Леонтьева А.А.
ТЕМА УРОКА: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов»
Цель: создать условия для развития познавательной деятельности учащихся, коммуникативной и информационной компетентности; условия для выявления причин рационального использования водных ресурсов и мер по их охране.
Оборудование: Физическая карта полушарий, таблица « Классификация природных ресурсов», компьютерная презентация «Рациональное использование водных ресурсов и их охрана»
Ход урок
I.Организационный момент
II. Активизация знаний по теме: « Состояние атмосферы и ее охрана»
АМ. «Шаг навстречу»
Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.
Форма работы: разгадывание кроссворда « Атмосфера» (5 мин.)
III. Вхождение в тему.
Вопрос классу: С какой оболочкой Земли наблюдается взаимосвязь атмосферы?
А) Объявление темы урока, запись в тетрадь.
Б) Целеполагание: Какова цель нашего урока? Какие задачи необходимо решить для достижения цели?
Роль воды в биосфере.
Проблема дефицита пресной воды.
Основные виды загрязнения воды. Последствия техногенных загрязнений.
Меры по охране водных ресурсов.
Проблемы рационального использования и охрана водных ресурсов Забайкалья.
В) Выявление ожиданий и опасений, обучающихся на уроке.
АМО. «Дерево возможных вариантов» (нарисовано на доске)
Проведение: На стикерах желтого цвета написать, что ожидаете на уроке, а на стикерах красного цвета — чего опасаетесь.
IV. Изучение нового материала.
Форма работы: Дискуссия, показ и обсуждение презентации «Рациональное использование водных ресурсов»
Роль воды в биосфере.
Слово учителя. Вода – это самая известная, самая популярная и самая загадочная жидкость на Земле. Поэты воспевают воду в стихах:
« Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое,
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.
Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами.
С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились.
По твоей милости в нас начинают бурлить высохшие родники нашего сердца.
Ты самое большое богатство на свете.»
( Антуан де Сент – Экзюпери)
Задание классу: Докажите, что вода самое распространенное вещество на Земле?
Работа с учебником: Какова роль воды в биосфере? ($36)
К какой группе природных ресурсов можно отнести воду по степени истощения? (таблица «Классификация природных ресурсов», рис. 108 стр. 219 учебника)
2.Проблема дефицита пресной воды.
Постановка проблемы: Почему требуется рациональное и бережное отношение водным ресурсам?
Работа с понятием «водные ресурсы», составление схемы «Воды Мирового океана»
Работа в парах: Выяснить значение пресной воды для человека. Ответить на вопрос: каковы причины дефицита пресной воды? Составить кластер «Потребители пресной воды»
3.Основные загрязнения воды. Последствия техногенных загрязнений.
Работа с учебником: Назовите основные виды загрязнений водных ресурсов. Каковы последствия этих загрязнений? Занесите данные в таблицу «Последствия техногенных загрязнений»($36, презентация)
Последствия | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение экологических задач (карточка)
4.Меры охраны водных ресурсов.
Укажите меры, используемые в охране водных ресурсов. Запишите их в тетрадь.
V. Заключение
Формулирование вывода: Вода – одно из самых распространенных на Земле веществ. Но пресная вода — дефицитный ресурс, требующий бережного отношения и особой охраны.
VI. Релаксация
Прикрепите стикеры к «дереву возможностей» в соответствии сбывшихся ваших ожиданий или опасений (желтые или красные).
Заполните оценочный лист (оценить свою работу на разных этапах урока)
Домашнее задание: У нас осталось одно «белое пятно» в теме «Проблемы рационального использования воды в Забайкалье». Используя информацию в периодической печати, приготовить доклад на данную тему, презентацию или подборку статей (на выбор).