Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 53» Энгельсского муниципального
района Саратовской области.
Урок на тему «Экологическое воспитание детей второй младшей и средней групп детского сада»
Подготовила воспитатель
Вогулько Елена Викторовна
г. Энгельс 2014 г.
« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и
песню кузнечика, журчание ручья и звон серебряных
колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок
и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и
торжественную тишину ночи- услышал и, затаив дыхание,
слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский
«Экология»- с греч. «наука о доме».
Сущность экологии хорошо отражают законы, сформулированные американским ученым Коммонером:
-все связано со всем;
-все куда-нибудь девается;
-все что-нибудь да стоит;
-природа знает лучше.
Дошкольный возраст — самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивает эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой/ воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей не является самоцелью.
Детский сад является первым звеном системы экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природоиспользования. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. Программа воспитания в детском саду выдвигает две разные задачи:
— воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным;
— сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формировании на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.
Экологическое воспитание в детском саду осуществляется через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. Очень многим детям такие занятия нравятся, и они с нетерпением ждут каждое последующее. Ведь они знают, что на таких занятиях их ожидают интересные истории:
— о природе и природных явлениях;
— об обитателях нашей природы;
— о тех важных взаимоотношениях, которыми все обитатели нашей планеты связаны друг с другом.
В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, наметить экологическую тропу, сделать ручеек, бассейн и тд.
Кроме создания этих условий в экологическом воспитании необходим своеобразный подход к детям. Экологическое воспитание должно быть не изолированным, а связанным с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием. Необходимо развивать в детях гуманное отношение к природе, посильное участие по уходу за растениями и животными. Изучение материала идет от возраста к возрасту. По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняется содержание деятельности по уходу за растениями и животными.
Особенности экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого либо правила поведения, если взрослые не всегда ему следуют. Например, сложно объяснить детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, на сколько экологические ценности воспринимаются взрослыми, как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие взрослые. Родители должны осознать это.
Работа с родителями проводится в форме собраний с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней:
— ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия и тд.);
— организация различных мероприятий с участием родителей, медработника, пожарника;
— ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, уголки родителей);
— походы на природу, соревнования «Папа, мама, я – здоровая семья».
Цель воспитателя- это воспитание осознанного, правильного отношения детей к природе, формирование у них основ экологического сознания. Задача воспитателя в работе с детьми младшего возраста- заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Даем ребятам понятие о том, что и растения, и животные- живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь.
Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослыми деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель.
Воспитание не станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, птичке- зерна и вода, морской свинке-трава и вода, а воробьям зимой-крошки хлеба. Занятия с детьми можно строить по принципу «что вижу, то и познаю». Совместно с детьми совершать прогулки к деревьям, цветам. Здороваться с ними, узнавать как у них дела, слушать их настроение. В группе слушать музыку в сочетании со звуками природы, учимся чувствовать красоту и доброту. В центре занятий – нравственное поведение ребенка: полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги, не трогай. Отправляясь в путешествие « на поляну» или «парк», настраиваем детей на улыбку, на доброе положительное отношение ко всему, с чем или кем мы повстречаемся.
Такие занятия создают предпосылки для раскрытия элементарного экологического сознания. Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а так же мелкую моторику. В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки и др.; проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого-нет. Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот. Проводимые итоговые комплексные занятия дают возможность обобщить материал и оставляют яркий след в душе ребенка. Занимаясь вопросами экологического воспитания, уже в младшей группе перекидываем мостик для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме в средней группе детского сада.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности.
Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой. Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.
«Угадай правило»
Цель: закрепить с детьми правила поведения в природе; учить запоминать осознанно, поясняя, почему человеку необходимо поступать именно так, а не иначе.
Материал: рисунки с графическим изображением правил поведения в природе:
1. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!
2. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Не разоряй птичьих гнезд.
3. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
4. Не рви на лугу цветы. Пусть красивые растения украшают окружающий мир.
5. Не обрывай паутину, и не убивай пауков!
6. Береги муравейники! Помни — муравьи — санитары леса!
7. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников.
8. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого гибнут насекомые и растения.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку, а дети поясняют её смысл, то есть одно из значимых правил поведения в природе. По мере необходимости педагог вносит дополнения, уточнения.
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: Продолжать формировать у детей представление о хороших и плохих поступках. Развивать способность оценивать ситуацию. Воспитывать ценностное отношение к природным объектам.
Предварительная работа: чтение и анализ стихотворения В. В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо». Уточнение смыслового понятия «хороший поступок», «плохой поступок».
Материал: серия сюжетных картинок, на которых изображены дети в различных ситуациях взаимодействия с объектами живой и неживой природы.
Ход игры: Дошкольникам предлагается внимательно рассмотреть предложенную серию картинок, оценить ситуацию взаимодействия детей с объектами живой и неживой природы.
Отложить карточки с изображением положительных поступков в одну сторону, а отрицательных- в другую. Прокомментировать свои действия, пояснив, что значит поступать хорошо, а что значит — плохо.
Игра с мячом «Я знаю…»
Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.
Развивать умение объединять предметы по общему признаку.
Игровые действия:
Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.
«Птицы, рыбы, звери»
Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.
Игровые действия:
Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
«Угадай, что в руке»
Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.
Игровые действия:
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).
«Угадай, какая птица поёт?»
Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.
Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее).
Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.
Игровые действия:
Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.
«Растения леса, сада, огорода»
Цель: Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.
Игровые действия: аналогично игры «Я знаю …»
В средней группе доу игры направлены на уточнение, закрепление, расширение знаний о предметах и явлениях природы, животного и растительного мира.
— Игры настольно-печатного происхождения помогают систематизировать знания о растениях, явлениях неживой природы, животных.
— Игры словесного содержания помогают закреплять свойства и признаки предметов окружающего мира.
— Подвижные игры помогают закрепить знания о животных, подражать их повадкам и образу жизни.
Занятия по экологии не должны быть скучными, наукообразными. Оснсвные экологические понятия ребенок может усваивать посредствам самых разнообразных форм. Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей. Например, занятие по теме «Лес» воспитателю может помогать проводить сказочный лесовичок, по теме «Озеро»- водяной или Русалка. Можно использовать и стремление детей к фантазированию . Умелая подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, экскурсии, составление сказок, рассказов, наблюдения в природе.
Элементы экологических знаний дети могут получать и на занятиях по математике, по музыке, по развитию речи, по искусству.
Для целей экологического образования нужно использовать рассказы, стихи о природе, сказки, известные детские произведения. Стихи и сказки Б. Заходера. В произведениях этого автора прослеживается экологический подход к окружающему миру. Для занятий используем наглядные пособия: картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян, растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков- это противоречит экологическому воспитанию.
Чтобы любить и оберегать по-настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой, и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребенок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.
Очень важно заниматься экологией с самого раннего возраста. Тогда кроме памяти и сознания работают еще и механизмы раннего запечатления. Мало обучить ребенка законам экологии, важно, чтобы появилось желание и возможность использовать их в своей жизни. Этому как раз и способствует подача нужной информации в соответствующий чувствительный период, когда она может быть усвоена. Такое обучение базируется не столько на запоминании правил, сколько дает возможность развить у будущего человека экологическое сознание. Это будет способствовать развитию культуры следования законам природы, без постоянной оглядки на сиюминутные потребности и блага: возможно, эти действия будут диктоваться, наконец, необходимым, а подчас и единственно правильным выбором – сохранить среду своего обитания.
Экологически культурного ребенка может воспитать экологически грамотный и культурный человек. Воспитатель должен обладать экологической культурой и владеть рядом педагогических умений.
Литература:
Ищенко Г.Г. Мы друзья твои, природа!: Практический материал по экологии для детей- 6лет.Г.Г.Ищенко// КНИЖКИ, НОТКИ И ИГРУШКИ .-2004.-№2.-С.19-21.
Кочергина В. Экологический КВН:/ В.Кочергина// ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.-2005.-№10.-С.62-64.
Молодова Л. Как вести себя на природе: Сценарий и методические материалы для проведения экологического праздника для детей/ Л.Молодова// КНИЖКИ, НОТКИ И ИГРУШКИ.-2003.-№5.-С.32-35.
Моргун Д.В. Информатизация экологического образования/ Д.В.Моргун// ЭКОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ.-2005.-№1.-С.33-36.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Уч. пособ.для студентов ср.пед.уч.заведений/ С.Н.Николаева.-2-е изд.,испр.-М.: Изд. центр «Academia», 2001.-182c.-(Пед. образование).
Усатова Е. Экологическая сказка «Волшебная поляна»:Е.Усатова// ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.-2003.-№7.-С.59-62.