Цель: поиск альтернативных решений при обсуждении экологических
проблем.
Подготовка: Группа учеников делится на несколько команд, и предложите
им проблемы, изложенные ниже.Каждая команда должна всесторонне обсудить поставленный перед нею вопрос. Например, некоторые участники отстаивают применение пластиковых пакетов, другие – бумажных. Пусть
члены команды прочтут вопрос и определят, какая точка зрения им ближе. Если кто – то затрудняется сделать выбор, предложите ему прислушаться к мнению других и таким образом попытаться определиться. Объясните, что член команды может прекратить поддерживать другую. Во время спора обе стороны представляют доказательства и возражения против противоположной точки зрения. Призовите учеников активно участвовать в споре.
Материалы для дискуссии.
Проблема 1.
Вопрос: какими пакетами лучше пользоваться при покупке продуктов – бумажными или пластиковыми?
Бумажные пакеты:
За: выполнены из переработанного сырья; после потребления могут быть переработаны; легко разлагаются.
Против: большая часть бумаги производится из древесины первичного сырья, а не переработанного; при изготовлении бумаги образуются токсичные отходы, загрязняющие воздух и воду.
Пластиковые пакеты:
За: удобны в использовании: дешевы в изготовлении: водонепроницаемы; некоторые пластики производят из отработанных нефтепродуктов.
Против: приносят вред живой природе; для большинства пластиков процесс их переработки возможен только один раз; попадая в водопроводную систему, нарушают водоснабжение; большинство пластиков изготавливаются из невозобновляемого сырья; производство и переработка пластиков связаны с выделением токсичных отходов, загрязняющих воздух и воду.
Проблема 2
Вопрос: следует ли покупать хлопчатобумажные пеленки или бумажные?
Хлопчатобумажные пеленки:
За: дешевы; могут многократно использоваться; изготавливаются из воспроизводимого сырья; антисептичны; не захламляют землю; не токсичны для детей; могут предохранить детей от рахита.
Против: требуют затраты энергии при производстве, стирке и доставке; производство энергии связано с загрязнением воздуха и воды; моющие вещества вызывают загрязнение воды; выращивание хлопка часто связано с использованием пестицидов и химических удобрений.
Бумажные пеленки:
За: удобны в применении; не требуют стирки; дети находятся в сухости.
Против: отходы могут вызвать заболевания; изготавливаются из невозобновляемого сырья; скептичны; их производство связано с загрязнением воздуха и воды; использование, могут быть выброшены в водопроводную систему и препятствовать водоснабжению; на их производство, как на любой одноразовый продукт, расходуется слишком много ресурсов; токсичны для детей.
Проблема 3
Вопрос: В какой посуде покупать напитки – в пластиковых или стеклянных бутылках?
Пластиковые бутылки:
За: дешевы; легки; инертны, если их зарыть в землю.
Против: их делают из невозобновляемого сырья; их невозможно использовать повторно, так как невозможно стерилизовать; производство вызывает загрязнение воды и воздуха; ограниченные возможности для включения в цикл безотходного производство; трудности при сортировке мусора; переработанный пластик менее прочен.
Стеклянные бутылки:
За: дешевы; моются и стерилизуются; могут быть использованы многократно; легче могут быть переработаны; многократно воспроизводимы без потери прочности; производятся из сырья; которое имеется в изобилии;
Не загрязняют окружающую среду.
Против: тяжелые; легко разбиваются; транспортировка стоит дороже; при повторном производстве требуется много воды, и это может вызвать ее загрязнение.
Тест.
1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
А). Пластмасса.
Б). Стекло.
В). Металл.
2. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
А). Рассортировать.
Б). Собрать в одном месте.
В). Раскрошить.
3. Для того чтобы переработать пластмассу, её необходимо:
А). Компостировать.
Б). Сжечь при специальных условиях.
В). Переплавить.
4. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без
изменения:
А). 10 лет.
Б). 50 лет.
В). 100 лет и более.
5. Выброшенную бумагу «съедят» невидимки – микробы за:
А). 1 – 2 года.
Б). 5 – 8 лет.
В). 20 и более лет.
Итог занятия.
Вывод:
Люди множеством нитей связаны с окружающей средой. В любой семье ежегодно используют пластиковые, бумажные и стеклянные упаковки с разными продуктами питания. Я думаю, что вы сможете помочь найти новое применение отходами, которые образуются у вас дома.