Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 с.Александров –Гай Александрово-Гайского района
«На пороге экологической катастрофы»
Открытый урок по экологии в 10 классе
Учитель: Калитина Тамара Михайловна
На личном сайте учителя экологии, биологии, химии МОУ СОШ №3 Калитиной Тамары Михайловны
смотрите презентацию к уроку https://kalitina.okis.ru/
2010
Тема: НА ПОРОГЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ
Цель: Закрепить пройденный материал и изучить новые понятия.
Задачи:
Образовательные: Обеспечить усвоение и развитие знаний о
загрязнении окружающей среды, экологическом кризисе,
экологической катастрофе.
Развивающие: Развивать творческие способности учащихся,
стремление к самостоятельной познавательной деятельности.
Развивать способность анализировать, делать выводы, обобщать и
применять свои знания на практике.
Воспитательные: Воспитание экологического мировоззрения,
бережного отношения к своему родному краю.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Красная книга Саратовской области, Красная книга
Александрово- Гайского района, Черная книга, глобус,
высказывание Ж.И.Кусто, законы Б.Коммонера, отдельно
напечатанные слова на доске (обида, жалость, тревога, досада, возмущение, надежда, ответственность, уверенность), презентации учащихся, презентация учителя, выставка рисунков учащихся «Они из красной книги».
Раньше природа устраивала человека,
а теперь, человек устраивает природу.
Жак Ив Кусто
Ход урока:
1.Организационный момент
2. Постановка цели урока (высказывание Ж.И.Кусто)
3. Опрос домашнего задания (Приложение №1)
4. Объяснение нового материала
Учитель: Еще первобытный человек в упорной борьбе с грозными силами природы отстаивал свое первейшее право – право на жизнь (Слайд1)
1)Гибель цивилизаций (мифология ацтеков ( потоп, землетрясение, ураган, пожар, гибель Солнца и Земли), предсказания о конце света ( Апокалипсис), гибель Шумерской цивилизации ( засуха)).
Учитель: В мифологии ацтеков говорится о пяти эрах, каждая из которых заканчивалась экологической катастрофой (Слайд 2,3)
Первая эра В которой жили люди гиганты,
ЗАКОНЧИЛАСЬ ПОТОПОМ. (Слайд 4,5)
(Стихотворение читает ученица)
И вал морской вскипел от колебаний,
И норд сверкал, и двигались смерчи,
И родились на ниве созиданий
Фанатики, герои, палачи.
Учитель: Вторая эра- «Солнце Земли»
Была разрушена
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕМ,
а люди превратились в обезьян (Слайд 6,7)
(Стихотворение читает ученик)
Не потому, ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю,
И сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
Учитель: Третья эра – «Солнце ветров»
ПОГИБЛА ОТ СИЛЬНОГО УРАГАНА (Слайд 8,9)
(Стихотворение читает ученица)
И жизни лик подернулся гримасой:
Метался компас – буйствовал народ,
А над землей и над людскою массой
Свершало Солнце свой законный ход.
Учитель: Нынешнюю, четвертую эру — ждет всеобщий пожар. Ее называют: эра «Солнце огня» (Слайд 10,11)
(Стихотворение читает ученик)
Кромсают твердь Земли снарядами,
Под сердцем ядерный фугас!
Мы словно душу вынуть рады
За то, что долго терпит нас…
Учитель: И наконец, окончательной катастрофой,
согласно этой легенде, закончится пятая эра,
когда погибнут ЗЕМЛЯ И СОЛНЦЕ. ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ КАТАСТРОФА. (Слайд 12,13)
(Стихотворение читает ученица)
Природа наша терпит, терпит, терпит…
Но сколько можно вынести обид?
И вот однажды, вы уже поверьте,
Она нам очень сильно отомстит.
Учитель: Я думаю, вы слышали о библейской легенде, о всемирном потопе или так называемом АПОКАЛИПСИСЕ.
Или о пророческих предсказаниях, О КОНЦЕ СВЕТА. (Слайд 14,15)
(Стихотворение читает ученик)
И вновь, и вновь взошли на Солнце пятна,
И омрачились трезвые умы,
И пал престол, и были неотвратны
Голодный мор и ужасы чумы.
Учитель: Древние источники указывают на природные причины гибели реальных цивилизаций, в частности шумерской, погибшей в конце III тысячелетия до нашей эры ОТ ЖЕСТОКОЙ ЗАСУХИ. (Слайд 16,17).
2) Понятие «экологический кризис», классификация экологических кризисов, их характеристика.
Экологический кризис — это нарушение естественных природных процессов в биосфере, в результате которого происходят быстрые изменения окружающей среды. (Слайд 18).
Классификация экологических кризисов (кризис консументов, продуцентов, редуцентов) (Слайд 19).
Кризис консументов – истребление животных (Слайд 20).
Последствия кризиса – гибель животных (Слайд 21).
Кризис продуцентов – интенсивная вырубка леса, последствия вырубки (Слайд 22).
Кризис редуцентов. ПОСЛЕДСТВИЯ: РЕДУЦЕНТЫ НЕ СПРАВЛЯЮТСЯ. (Слайд 23, 24).
3) Экологические проблемы современности, их краткая характеристика (загрязнение атмосферы (смог), озоновые дыры, гибель леса (пожары), кислотные дожди.
Вопрос 1: КАКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ ВЫ ЗНАЕТЕ? (Слайд 25).
(Ответы учащихся)
Загрязнение атмосферы
Загрязнение гидросферы
Загрязнение литосферы
Истребление животных
Исчезновение растений и т.д.
И все вытекающие из этих проблем последствия (Слайд 26-30).
Презентация «Современное состояние и охрана атмосферы» (рассказ ученицы).
Гибель леса, кислотные дожди (Слайд 31-34).
Вопрос 2: Какой закон Б.Коммонеро можно прокомментировать ? (Слайд 35,36). «ВСЕ ДОЛЖНО КУДА – ТО ДЕВАТЬСЯ»
Гибель рыбы (Слай 37) .
Презентация «Большой Узень – источник жизни», (рассказ ученицы).
4) Красная книга позор для Человека, Черная книга (сумчатый волк, моа, дронт, тарпан). (Слайд 38).
Презентации о вымерших животных «Сумчатый волк», «Птица Моа», «Дронт», «Тарпан. Вымерший вид диких лошадей». (Учащиеся комментируют презентации).
Учитель: Человек угрожает существованию видов.
Деятельность человека стала угрожать существованию видов.
С 1600 г. исчезло 36 видов млекопитающих и 94 вида птиц.
Если 400 лет назад биосфера теряла примерно по 1 виду млекопитающих и птиц за 3 года, то в наше время вымирает в среднем по 1 виду каждые 8 месяцев.
Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь 25 птиц.
Гибель одного вида растения может привести к гибели от 5-7 до 30-35 связанных с ним видов животных. (Слайд 39)
Вопрос 3: Какой закон Б.Коммонеро можно прокомментировать ? (Слайд 40)
«ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ» (Слайд 41)
5) Угроза Человеку.
Учитель: Тревожные факты. Создается угроза СУЩЕСТВОВАНИЯ САМОГО ЧЕЛОВЕКА!!! (Слайд 42)
Вьетнам, мутации. 1961-1971г. 72 млн. дефолиантов.
Последствия применения диоксина 44 млн.людей. (Слайд 43).
Вопрос 3: Какой щакон Б.Коммонеро можно прокомментировать? (Слайд 44)
«ЗА ВСЕ НАДО ПЛАТИТЬ» (Слайд 45).
Экологическая катастрофа – необратимое явление.
Человек при экологической катастрофе – вынужденно пассивная, страдающая сторона (Слайд 46).
Не допустим гибели еще одной цивилизации!!! (Слайд 47)
И ЗЕМЛЯ ЗАЦВЕТЕТ ОТМЕННО
ИЗ КРОВАВОГО ВЫЙДЕТ КРУГА,
МЫ РАЗУЧИМСЯ ПОСТЕПЕННО
НА ЗЕМЛЕ УБИВАТЬ ДРУГ ДРУГА
Александр Чижевский
6) стихотворение читает ученик, держит глобус в руках «Я обнял глобус — шар земной»
Я обнял глобус – шар земной,
Один – над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут «Береги»
В зеленой краске лес и дол
Мне говорят: «Будь с нами добр,
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги»
Журчит глубокая река,
Свои лаская берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги»
И птиц, и рыб я слышу всех:
Тебя мы просим, человек,
«Ты обещай нам и не лги,
Как старший брат, нас береги»
Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я: «Не солгу.
Тебя, родной мой, сберегу».
5.Закрепление: (по вопросам)
1.Гибель цивилизаций это миф или реальность?
2.Чем отличается гибель, нынешней четвертой цивилизации (по
легенде ацтеков)? Чем она вызвана?
3. Согласны ли вы, что миру угрожает экологическая катастрофа?
6. Рефлексия: Какие чувства вызвал у вас, наш сегодняшний разговор?
• Обиду
• Жалость
• Тревогу
• Досаду
• Возмущение
Надежду
• Ответственность
• Уверенность Прокомментируйте
7. Обращение к учащимся школы.
(учащиеся составляют обращение к учащимся школы, где сами оставляют свои автографы и пожелания)
8. Презентация «Как прекрасен этот мир»
Литература:
Классные часы: 8 класс/Авт-сост. А.В.Давыдова.- М.: ВАКО, 2008.- 288с.- (Учебный год). ( с.126-137)
Классные часы:7 класс /Авт-сост. А.В.Давыдова. М.: ВАКО, 2010. – 256 с. – (Учебный год). (с. 113-125)
Природа и древний человек: (Основные этапы развития природы, палеолитического человека и его культуры на территории СССР в плейстоцене) /Г.И. Лазуков, М.Д. Гвоздовер, Я.Я.Рогинский и др.- М.: Мысль, 1981 – 223 с., ил., табл., схем., карт., диагр.
Международные экологические акции в школе 7-9 класс. Г.А.Фадеева .Вологоград, 2006.
Классные часы 6 класс. Ефанова З.А. Волгоград, 2005.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
1.Выберите правильный ответ:
1. Наименее устойчивы против газов и пыли:
А) клен, тополь
Б)сосна, ель
В) вяз, осина
2. Причина возникновения «озоновых дыр»
А) увеличение выбросов в атмосферу углекислого газа
Б) увеличение выбросов в атмосферу фреонов
В) уменьшение в атмосфере доли кислорода
3. Страна, самая богатая лесными ресурсами
А) США
Б) Китай
В) Россия
2.Построить экологическую цепочку:
«Мышь и сыр» — 1 вар «Коршун и яблоки» — 2 вар.
З.Когда впервые была издана Красная книга? 1- вар.
З.Какой организацией была издана Красная книга? 2 — вар.
Ответы:
1) 1 -Б , 2 -Б , 3 — В
2) мышь — гнезда шмелей — урожай клевера — удои молока —количество сыра
Коршун — мелкие птицы — личинки вредителей — яблоки
3) 1966 году, Международный союз охраны природы