Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах.
Задачи урока: образовательные — дать представление о круговороте веществ и потоке
энергии в экосистеме,
— помочь учащимся в изучении большого и малого
круговорота в-в; круговорота углерода в природе;
— расширять объем представлений об экосистеме, цепях
и сетях питания;
— развивать умение доказывать правильность своих
суждений на конкретных примерах живых организмов.
воспитательные – формировать научное мировоззрение учащихся;
— развивать умение работать в группе;
— формировать культуру труда;
— экологическое и природоохранное воспитание
учащихся.
развивающие – — развивать умение работать с дополнительной
литературой; раздаточным материалом,
— побуждать учащихся к установлению логических
связей,
— будить воображение учащихся,
— обеспечивать речевую активность учащихся,
— пробудить и развивать любознательность.
Методы и методические приемы: фронтальная беседа, рассказ учителя, работа с таблицей и раздаточным материалом, постановка проблемных вопросов и заданий, работа с текстом учебника, кластер.
Оборудование: таблица «Круговорот в-в», карточки к уроку.
Структура урока: 1. Орг. момент (1-2 мин.)
2. Постановка целей и задач урока ( до 3 мин.)
3. Опрос д/з ( до 12 мин.)
3. Погружение в тему ( до 15 мин.)
— Понятие круговорота в-в
— Большой и малый круговорот в-в
4. Закрепление материала( до 12 мин.)
5. Д/з (1-2мин.)
Ход урока:
Этап урока | Содержание этапа | Методы и методичес-кие приемы | |||
1 | Орг. момент | Приветствие учащихся, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся объяснение хода урока. |
| ||
2 | Поста-новка целей и задач урока | В развитых, сложившихся экосистемах существуют пищевые взаимодействия м/у автотрофными и гетеротрофными организмами. Одни организмы поедаются другими, и таким образом осуществляется цепной перенос вещества и энергии в экосистемах, лежащий в основе круговорота в-в в природе. Демонстрация слайда №1 «Круговорот углерода» Цель нашего урока – продолжить изучение закономерности переноса вещества и энергии в экосистемах, рассмотреть понятие о биологическом круговороте веществ и потоке энергии в экосистемах. | Поста-новка целей и задач урока
| ||
3 | Опрос д/з | — Что такое трофический уровень? Приведите примеры организмов относящихся к одному трофическому уровню. — По какому принципу строятся экологические пирамиды? Какого типа пирамиды могут быть? — Почему цепь не может включать в себя более 4-6 звеньев? Задание классу: Стр. 30-32, упр. IV (8, 10, 11, 12) | Уплотнен-ный комбини-рованный опрос Работа в тетради на печатной основе | ||
4 | Изучение нового материа-ла | Погружение в тему
В биологическом разнообразии видов кроется наиболее мощный механизм устойчивости экосистемы (биогеоценоза). Живая природа подчинена принципу разнообразия, поскольку на Земле нет двух совершенно одинаковых не только видов или сообществ, но и особей. На основе изменчивости особей действует естественный отбор, а на основе разнообразия видов складываются сообщества и экосистемы. Разнообразие видов позволило жизни освоить все «уголки» биосферы, существовать на всех географических широтах, во всех типах климата, в глубинах океанов и толщах грунтов. Биологический круговорот веществ требует участия видов с прямо противоположными функциями. Очевидно, что и на заре возникновения жизни существовало разнообразие первичных организмов, иначе биологический круговорот не смог бы возникнуть. Разнообразие видов позволяет им формировать сообщества, занимать все экологические ниши и тем самым наиболее полно использовать ресурсы среды. В биогеоценозах, как мы видели, создается своего рода «разделение труда» между видами, их взаимная дополняемость, и это стабилизирует биогеоценоз. Кроме взаимной дополняемости биологическое разнообразие обеспечивает взаимную заменяемость видов в экосистемах. Отдельные виды могут быть заменены их конкурентами без ущерба для общего состояния экосистемы. Выпадение из сообщества каких–либо видов тоже может пройти почти бесследно — В каком случае это будет наблюдаться? (если это не касается основных средообразователей). Так как экологические ниши близких по требованиям видов могут частично перекрываться, исчезновение одного из них оказывается неопасным для биогеоценоза. Его функции могут принять на себя сразу несколько видов по правилу конкурентного высвобождения. Но это возможно, если в экосистеме представлено большое разнообразие видов. Наиболее важные процессы в экосистемах имеют множественное обеспечение, т.е. к сходному результату может привести деятельность разных видов. Например, в такой важной функции, как разложение мертвого органического вещества, одновременно участвуют многие группы организмов с большим видовым разнообразием: бактерии, грибы, простейшие, круглые и кольчатые черви, членистоногие. Дождевые черви в большинстве типов почв играют важнейшую роль в этих процессах. Но в Канаде на большей части ее территории дождевые черви отсутствуют, и тем не менее там формируются экосистемы, по внешнему облику и характеру круговоротов похожие на европейские. Биологическое разнообразие видов – необходимое условие и для протекания первичных и восстановительных сукцессий. Одна из причин торможения сукцессионного процесса на обширных нарушенных человеком пространствах – низкое разнообразие видов на прилегающих территориях, отсутствие семян нужных видов растений и сопровождающих их животных – опылителей, разлагателей и т.п. Без видового разнообразия не происходит смены сообществ в направлении к устойчивым экосистемам (биогеоценозам). Устойчивость природы, таким образом, основана на вполне определенных законах сложения и динамики природных систем, не считаться с которыми люди не имеют права, так как это оборачивается против их собственного благополучия. |
| Рассказ учителя с элементами фронталь-ной беседа
Демонстрация слайда
Рассказ учителя
Демонстрация таблицы
Запись в тетради
Демонстрация слайда №2 «Грибы»
Вывод по уроку
Вывод по уроку | |
5 | Закрепление материа-ла |
Стр. 34-35, упр. II, III (4, 5, 6, 10) | Фронталь-ная беседа
Работа в тетради на печатной основе | ||
6 | Д/з | Параграф № 9 , стр.39 | Запись в дневниках и на доске |