Формирование познавательной компетенции учащихся
на примере образовательной технологии «Учебные фирмы»
( из опыта работы Черной М.М.)
Курс экономики в школе предназначен не только, и не столько восполнить дефицит знания фундаментальных экономических концепций и законов, сколько создать условия для прикладного использования экономики в ситуации выбора рационального решения среди многих альтернатив. Рационализация поведения личности – задача курса «Учебная фирма».
В нашей школе первая Учебная фирма была создана в 2003 году для приобщения личности ученика к нормам и ценностям современного общества, адаптации к его условиям.
В моей практике Учебные фирмы состояли из 13-15 человек. Занятия проходят во второй половине дня в кабинете математики, который оборудован 4 компьютерами, телефоном-факсом, принтерами и сканером, мультимедийным проектором. Два раза в неделю с октября по май в течение учебного года этот кабинет превращается на 3 часа в офис двух Учебных фирм, условно разделённый на 5 отделов: секретариата, продаж, покупок, бухгалтерии и маркетинга. Каждый отдел имеет своё рабочее место, компьютер, доступ к принтеру, папки с документами по отделам, таблички с названием отделов, бейджи, образцы документов и должностные инструкции и т.д.
В чём состоит работа Учебной фирмы?
Сначала я рассказываю ребятам о целях и задачах данного курса, объясняю, в чём отличие Учебной фирмы от реальной. Затем определяю перспективы её работы, кратко излагаю процесс создания и регистрации, документооборот, что даёт учащимся работа на ярмарках Учебных фирм. В конце вводного занятия показываю готовые продукты предшествующих Учебных фирм и рассказываю, чем заканчивается изучение курса «Учебная фирма».
На втором занятии учащиеся знакомятся с различными видами и формами резюме, составляют собственное, готовятся к собеседованию, обсуждают вид деятельности, логотип, слоган, фирменный стиль.
Далее ребята проходят собеседование, выбирают директора, утверждают вид и организационно-правовую форму деятельности, название фирмы, логотип, слоган, фирменный стиль: форму одежды и цветовую гамму (для всех продуктов фирмы), готовят пакет документов для регистрации фирмы в сети Учебных фирм.
Фирма зарегистрирована и начинается поиск информации для прайс-листов, подбор продукции или видов услуг, изготовление рекламок и т.д.
Началась активная подготовка к предстоящей торговой сессии на ярмарке и знакомство с будущими партнёрами по переписке или телефону, или через интернет.
После ярмарки предстоит длительный процесс обработки документов по совершённым сделкам и общение с Центральным офисом Учебных фирм и с фирмами-партнёрами.
Всего в течение учебного года фирмы могут принять участие в 4 ярмарках Учебных фирм: новогодняя Учебных фирм Санкт-Петербурга, региональная Учебных фирм России в Ленинградской области, международной (заграницей), ярмарке профессий Учебных фирм России в Ленинградской области.
Каждая ярмарка требует определённой подготовки – это документация, конкурсы, стенды, реклама и т.д.
В Учебных фирмах создаётся имитация работы фирмы, реальным является процесс обучения, подготовки документов, участие в ярмарках, виртуальными – деньги и продукция фирм.
В конце обучения ребята проходят тестирование в СПбГУЭФ и получают сертификат об обучении по программе «Учебная фирма». Большинство учащихся моих учебных фирм имеют сертификаты с отличием и имеют призы и дипломы ярмарок Учебных фирм России, дипломы «Лучший в профессии», грамоты СПбГУЭФ «За ответственность и высокий вклад в работу Учебных фирм». После окончания школы многие продолжают обучение по экономическим специальностям в вузах, применяя знания и опыт, полученные в Учебных фирмах.
Процесс обучения по программе «Учебная фирма» является действенным средством экономической социализации личности в стенах школы. Помогает детям получить ответы на вопросы:
-Что такое предпринимательство?
-С чего оно начинается?
-Как организовать собственное дело?
— Кто такой предприниматель?
— Что собой представляет карьера предпринимателя?
-Смогу ли я стать предпринимателем?
Программа «Учебные фирмы» позволяет
-формировать экономические знания, укрепляет правовые и математические,
-развивать навыки и умения в режиме реального времени, в процессе их активной хозяйственной деятельности в учебной фирме,
-развить коммуникативные навыки, навыки делового общения, привить правовую, налоговую культуры.
Учебная фирма проходит в своём развитии несколько этапов:
1 этап – выбор сферы деятельности, создание учредительных документов, разработка логотипа, слогана и организационной структуры фирмы. Регистрация в Налоговой инспекции, заключение договоров на обслуживание с учебным банком, открытие рублёвых и валютных счетов. Приём на работу сотрудников учебной фирмы.
На этом этапе учащиеся знакомятся с законодательством РФ, с различными организационно- правовыми формами предприятий принятыми в РФ, готовить резюме, умению правильно вести себя на собеседовании при приёме на работу. Знакомятся с бизнес-этикетом, должностными инструкциями работников отделов.
2 этап – приобретение знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей сотрудника фирмы.
Менеджеры – умение создать команду работников нацеленных на единый результат.
Секретариат – ведение делопроизводства, телефонных переговоров, подготовка совещаний и работа с офисной техникой.
Бухгалтерия – ведение бухгалтерского учёта в соответствии с налоговым законодательством РФ, начисление заработной платы, начисление, удержание и перечисление всех налогов и сборов в соответствии с действующим Налоговым Кодексом, составление бухгалтерской отчётности.
Маркетологи – умение исследовать рынок, представить фирму и её товары на рынке, определить цены и подготовить рекламные материалы для эффективной работы фирмы на рынке.
Школьник становится непосредственным участником жизненного действия.
«Учебные фирмы России»- часть международного проекта ТАСИС «Модернизация содержания профессионального образования и обучения. Подготовка к рыночной экономике. Создание учебных фирм в Санкт-Петербурге».
Предпринимательству необходимо учить и учиться – это путь не только к личному благосостоянию, но и к процветанию всего общества.
Спасибо за внимание!
Желаю больше любознательных учеников, успехов в работе, мира, добра и счастья!
Черная Марина Михайловна
Санкт-Петербург