Тема урока
| История возникновения денег в Российском государстве. |
Предмет | Экономика |
Класс | 6 |
Автор урока (ФИО, должность) | Наталья Федоровна Фомина, учитель экономики |
Образовательное учреждение | МОУ «Водоватовская СОШ» |
Республика/край, город/поселение | Нижегородская область, Арзамасский район, с. Водоватово |
Методическая информация | |
Тип урока
| Урок изучения нового |
Цели урока Задачи урока
| Рассказать об истории возникновения денег в Российском государстве1. Образовательные:1.Выяснить предпосылки появления денег 2.Аргументировать утверждение о том, что деньги ускоряют и облегчают обмен тем самым ,способствуя более полному удовлетворению потребностей 3. Проследить историю возникновения звонкой монеты. 2. Развивающие:1. Развивать мыслительные процессы (анализ, синтез). 2. Развивать произвольное внимание, логическое мышление. 3. Развивать интерес к способам учебной деятельности. 3. Воспитательные:1.Воспитывать чувство доброты и взаимопомощи . 2.Воспитывать доброжелательное отношение к друг другу. . |
Знания, умения, навыки которые ученики приобретут на уроке | — узнают причину возникновения денег -познакомятся с заменителями денег — проследят историю появления и виды денег
|
Необходимое оборудование и материалы |
— конверт с зданием №1, №2 — кроссворд; — различные предметы для игры магазин |
Подробный конспект урока | |
Мотивация учащихся
| Ход урока. Организационный момент. — Здравствуйте! Садитесь. Посмотрите, друг на друга и приветливо улыбнитесь. Проверьте свои рабочие места. А теперь произнесем девиз нашего урока Экономику мы любим Обещаем не болтать А серьезно будем думать И все заданья выполнять
Мы совершим с вами увлекательное путешествие, где познакомимся с ….. а впрочем, догадайтесь сами. Посмотрите на слайд, прочитайте текст и догадайтесь о чем идет речь (слайд 2) Ответ: деньги
|
Ход и содержание урока
| — Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, где познакомимся с различными видами денег. Путешествовать мы будем по карте совершая остановки. Оформим маршрутные листы. (В приложении.) Дети подписывают листы.
Ребята посмотрите на карту нашего путешествия .Первая станция это школа , откуда мы с вами и отправимся в путешествие. ( слайд №3) Вы готовы, тогда в путь.
3.1 .Остановка Мальдивские острова (слайд 4) ( разыгрывается сценка или учитель сам рассказывает) Мы с вами на Мальдивских островах. На островах правит мудрый король ( выходит король). У короля был придворный художник Акварель (выходит художник) Он любил гулять по берегу Острова и собирать маленькие блестящие штучки. Некоторые из них он раскрашивал яркие цвета. Он был уверен , что его штучки всем Нравятся, и он пробовал менять их На еду, одежду и другие вещи, но Меняться с ним никто не хотел. И жил на острове рыбак ( входит рыбак) Однажды у него заболела мать, Ей нужно было лекарство. Взял рыбак свою рыбу и побежал к лекарю. (Выходит за дверь и возвращается обратно грустный) Король: Почему ты такой грустный рыбак? Рыбак: У меня заболела мать, ей нужно лекарство, но лекарю не нужна моя рыба, ему нужно кокосовое молоко.. Я побежал к хозяину кокосов, но и ему не нужна рыба, взамен он просит москитную сетку Король: Да, похоже, лекарство тебе нелегко достанется. Надо что-то придумать, чтобы не тратить столько сил на покупку. Художник: Я придумал ,нам нужна вещь ,которую каждый бы обменял на свой товар. Рыбак: Пусть это будет рыба Король: Нет, рыба быстро портится, и она бывает большая. А эта вещь должна быть маленькая, легкая и прочная. Художник: Так пусть это будут мои маленькие блестящие штучки.
Учитель : а чтобы узнать что это за штучки, возьмите конверт под №1. Разгадайте задание на конверте и узнайте что лежит внутри( а внутри лежит ракушка каури-фото) Вртоамкуивтшмква — вычеркни буквы в, т, м, о, и
Предполагаемый ответ учеников: ракушка
Учитель: Правильно, а далее послушаем сообщение о заменителях денег Ученик: Это ракушки морского моллюска каури.( по щелчку на слайде 3 появляются ракушки каури) Сначала они использовались в качестве денег у туземцев Мальдивских островов в Индийском океане, а потом купцы выгодно их покупали и развозили по всему свету. Их стали называть эквивалентом – заменителем денег. В качестве денег использовалась (нажав на фото ракушки появятся другие заменители)соль в Западном Судане, скот у римлян, чай в Монголии, мех и шкуры в Древней Руси .Со временем люди обратили внимание на драгоценные металлы :серебро и золото , из них и стали изготавливать первые деньги.
Игра « Магазин »
Учитель: Ребята на столе у вас лежит конверт с № 2 .Я предлагаю, вам его открыть и на монетки что лежат внутри купить предложенные мною вещи. Прошу пройти в мой магазин. (ученики совершают покупку)
Учитель: Как вы думаете, на примере игры что произошло с появлением денег? Предполагаемый ответ учеников: С появлением денег обмен упростился и ускорился.
Учитель: Ну а теперь ответьте мне на вопрос, поставленный в начале урока. Почему появись деньги? Предполагаемый ответ учеников: Для ускорения и облегчения обмена, а так же для более полного удовлетворения потребностей.
— запишите определение Деньги – это всеобще признанный эквивалент ( ученики записывают определение в маршрутный лист)
Учитель: отправляемся дальше
3.2 Остановка древняя Русь.
( слайд 5)
Учитель: В каком государстве мы с вами живем Предполагаемый ответ учеников: в России
Учитель: Верно, поэтому мы и будем рассматривать историю возникновения денег в Российском государстве. Учитель рассказывает, сопровождая показом фото из слайда 5. По щелчку появляются по ходу рассказа картинки. В древней Руси имели хождение куны – кожаные деньги. Это была шкурка куницы — отсюда и название. В России, а точнее в Киевской Руси чеканка монет началась во времена князя Владимира, но очень скоро прекратилась. Первые монеты Руси гривны — это небольшой продолговатый слиток серебра. Гривны были различные: новгородские в виде длинного бруска и весом около 200 грамм, киевские в виде шестиугольного слитка весом около 160 грамм ,тверские и полоцкие, весом около 150 грамм. Но не каждый товар стоил гривну ,поэтому от нее отрубали часть и платили. Отсюда и название следующей монеты – рубль, от слова рубить . Рубили гривну на 4 части. Рубль еще называли тина и этот тин тоже рубили пополам отсюда и появилось название еще одной монеты полтинник— половина тина. В Киевской Руси собственной добычи металлов не было. Поэтому в торговле использовались заграничные монеты. Самые ранние монеты, которые встречались на территории нашей страны это римские динарии. Позднее на Руси появились дирхемы – серебряные монеты с арабскими надписями. В 1380 году Дмитрий Донской начал чеканку собственной монеты деньги по образцу дирхема. При Иване III в 15 веке на монетах стали чеканить всадника с копьем — отсюда и название копейка. В копейке было 2 деньги. Запишем в маршрутный лист то, о чем я сейчас сказала ( оформление маршрутного листа)
3.3 Остановка Санкт – Петербург
( слайд 6) При Петре I была проведена первая денежная реформа. Отечественная монета приняла форму правильного круга. Деньги стали единым расчетным средством на территории всей империи. Были выпущены деньги разного достоинства : рубли, копейки, алтыны, пятаки, гривенники, полушки. При Екатерине II в 1769 году были введены в обращение первые бумажные деньги ассигнации. Сделано это было для удобства и скорости расчетов. ( оформляют маршрутный лист )
Показ различных видов денег имевших хождение в России ( деньги должны быть настоящие и разных годов выпуска)
Физкультминутка для глаз
|
Проверка и оценивание ЗУН
| Остановка « Река знаний» (слайд 6)
Наше путешествие подходит к концу , и для успешного возвращения нам предстоит переплыть реку знаний
Задание № 1.Волшебный квадрат ( см приложение) ( вычеркнуть знакомые слова, а из оставшихся букв составить слово) Вычеркивают знакомые слова ( алтын, ассигнация, рубль, гривна, куны) Слово из букв — деньги
проверка по слайду № 6 ( по щелчку появится волшебный квадрат)
Задание №2.Самостоятельная работа «кроссворд» (раздается каждому ученику) смотри приложение Проверка вслух под руководством учителя
|
Домашнее задание
| 1.Прочитать дополнительный материал об истории возникновения денег. 2. Составить толстые (сложные) вопросы по теме сильным учащимся 3. Составить тонкие (простые) вопросы по теме слабым учащимся
|
Рефлексия деятельности на уроке
|
— Вот и подошло к концу наше путешествие, и мы опять в родной школе. ( слайд 8) — Ребята что нового мы узнали на уроке? — Кому было на уроке всё понятно? — Спасибо за урок! ( слайд 9)
|