«Деньги. Функции денег»
математика: решение задач на проценты, задач с практическим содержанием;
профориентация: знакомство с профессией банковского работника.
Ход занятия:
Учащимся 6 класса было дано опережающее задание: подготовить материал о возникновении и развитии денег в обществе.
Входя в кабинет, учащиеся подходят к столу, где лежат «монеты» разных цветов (предлагается 4 — 5 цветов, в зависимости от количества учащихся). Взяв монеты, учащиеся рассаживаются по цветам, создавая группы для совместного решения задач по ходу занятия (в каждой группе и девятиклассники, и шестиклассники).
Урок начинается с фрагмента из фильма «Приключения Буратино» Л. Нечаева , где лиса Алиса и кот Базилио делят 5 золотых (ссылка).
После просмотра фрагмента учитель обществознания предлагает учащимся определить тему занятия.
Учитель обществознания: « Разговор сегодня, как вы уже верно догадались, пойдет о деньгах, их функциях. Готовясь г ГИА по обществознанию, мы часто встречались с вопросами о деньгах».
Учитель математики: «Деньги счет любят! Посчитаем сегодня с вами?»
Учитель обществознания: «Ну и в течение урока постараемся найти ответ на вопрос: какова же роль денег в жизни подрастающего поколения? (слайд 2)»
Учитель математики: «Итак, слово ученикам 6 класса».
Шестиклассники рассказывают о появлении и возникновении денег (слайды 3-7).
Учитель обществознания: «А теперь девятиклассники расскажут о функциях денег»
Учитель математики: «А мы проследим эти функции на практике».
Далее занятие идет следующим образом: девятиклассник дает характеристику функции денег, далее решается задача на данную функцию. Решение задач предлагается проводить различным образом. Например, к доске выходят ученик 9 класса и ученик 6 класса, каждый решает задачу, ученики, сидящие за партами, работают, обсуждают решение задачи в группе. Или группы решают задачу на скорость (кто решит быстрее , но и сможет объяснить решение). Либо начинает решение шестиклассник у доски, продолжает девятиклассник. Задачи берутся из КИМов по математике, конечно, такие, которые под силу шестиклассникам. (слайды 8-11). Заканчивается разговор о функциях денег «Деньги как средство накопления» и ученикам предлагается решить шуточный тест (слайд 12). Учащиеся выбирают не только ответ «положить в банк», но и «приобрести золотые и серебряные монеты», и объясняют свой выбор.
Звучит музыка (слайд 13) и ученики встают с мест на веселую физкультминутку.
Девятиклассник: «Про деньги мы всё знаем, и я предлагаю посетить банк».
Учитель обществознания, обращаясь к ученикам: «А что такое банк?» (ученики отвечают)
Девятиклассник рассказывает, как появились первые банки (слайд 14) и приглашает посетить отделы банка.
Учитель математики: «Наверное, все из вас знают, что в банках есть отделы по обмену валюты. Заглянем туда?» (слайд 15). Решение задачи.
Учитель обществознания: «В банке есть и кредитный отдел. Кто знает, чем занимаются работники этого отдела?» (учащиеся отвечают).
Учитель математики: « Ну, что, поработаем в кредитном отделе?» Решение задачи по расчету кредита (слайд 16)
Учитель обществознания: «Ребята, заходя в банк, мы видим большие аппарата – терминалы. Зачем они нужны?» (ответ учеников и решение задачи) (слайд 17).
Учитель математики: «Сейчас большую популярность приобретают виртуальные деньги. Почему? Подумайте и приведите не менее трех аргументов, подтверждающих популярность виртуальных денег (безопасность и защита от кражи, удобство и портативность, возможность делать покупки и оплачивать услуги, не выходя из дома и т.д.). На обдумывание дается менее минуты, в это время звучит музыка (слайд 18).
После ответов учеников учитель обществознания предлагает вернуться к проблемному вопросу, поставленному в начале занятия: какова роль денег в жизни подрастающего поколения?
Ученики дают ответы, подходя к тому, что деньги, несомненно, играют огромную роль, но, для того, чтобы иметь деньги и распоряжаться ими, в первую очередь, необходимо хорошее образование.
Учителя благодарят всех за работу. Слайд 19, музыка.
1