КОУ «Петропавловский детский дом»
Занятие
«Торговля и ее формы»
подготовила: Андреева Елена Александровна
воспитатель квалификационной категории
р.п. Муромцево
2012 г.
Цели: расширить представление детей о торговле и ее формах.
Задачи:
1) Раскрыть сущность торговли и рекламы, как нравственной категории.
2) Способствовать умению анализировать, обобщать.
3) Воспитывать разумное поведение в жизненных ситуациях.
Сценарный план
1.Организационный момент
2.Сообщение темы и цели занятия
3.Обсуждение темы
4. Путешествие в прошлое
5. Реклама – двигатель торговли
6. Работа в группах
7. Подведение итогов
Ход занятия
1.Организациооный момент
2.Сообщение темы и цели занятия
— Ребята, сегодня на занятие мы поговорим о торговле. Надеюсь, что полученные знания, которые вы сегодня получите, вам обязательно пригодятся в жизни. Тема нашего занятия «Торговля и ее формы».
3.Обсуждение темы
— Регулярный обмен товарами и услугами стал основой еще одного вида экономической деятельности и сотрудничества людей – торговли.
Ребята, скажите, что такое торговля? (Ответы детей)
— Торговля – отрасль хозяйства, реализующая товары путем купли-продажи. Она позволяет соединить производителей товаров и непосредственных их потребителей, людей и фирмы в единое хозяйство страны.
Почему возникла торговля? (Ответы детей)
— Люди для удовлетворения своих потребностей стремятся получить как можно больше разнообразных товаров и услуг, но каждый при этом способен произвести лишь ограниченный набор видов продукции. Это противоречие и позволяет разрешить торговля. Люди постепенно убедились в ее преимуществах, ведь возможность торговать позволяла получить не только большое количество благ, но и быстрее, и в большем ассортименте.
Какие виды торговли вы знаете? (Ответы детей)
— Торговля может быть оптовой и розничной, внутренней и внешней. Скажите, чем занимается оптовая и розничная торговли? (Ответы детей)
— Правильно. Оптовая торговля занимается продажей товаров крупными партиями, а розничная – продажей единичных товаров или мелкими партиями. Примером оптовой торговли может быть закупка торговой базой товаров у предприятия-изготовителя, а затем отправка их в магазины. Продажа товаров населению в различных торговых предприятиях – это розничная торговля.
Приведите, пожалуйста, примеры покупки товара в оптовой или розничной торговле. (Ответы детей)
— Совершенно верно. Скажите, а чем отличается внутренняя торговля от внешней? (Ответы детей)
— Правильно. Внутренняя торговля осуществляется в пределах одной страны, а внешняя – с зарубежными странами. Внешняя торговля ведется по особым правилам, принятым во всем мире.
Торговля играет огромную роль в жизни общества. В истории человечества она заставляла народы дружить или враждовать, способствовала их обогащению или разорению.
4. Путешествие в прошлое
— А теперь наша рубрика «Путешествие в прошлое». Слово предоставляется творческой группе.
Воспитанник 1. Первые формы торговли появились уже в V тысячелетии до н.э. Обмен товарами происходил на границах расселения различных племен. Позднее выделились целые «торговые народы», специализирующиеся на внешней торговле (например, между Ближнем Востоком и Средиземноморьем). В античных городах самым людным местом были торговые площади. В Средние века в Европе появились так называемые торговые города (Венеция, Гамбург, Генуя). В начале Нового времени уже существуют ярмарки для оптовой торговли товарами. В то же время в отдельных странах были запреты на вывоз определенных товаров. Например, одно время из Китая запрещалось вывозить шелковичных червей, а из Англии – шерсть.
Воспитанник 2. Развитие торговли привело к Великим географическим открытиям. Ведь Колумб поплыл в Индию за дорогостоящими пряностями, а открыл Америку. Торговля стимулировала многие открытия в производстве, создание новых видов товаров и услуг. Из торговли, купеческих денег родились мануфактуры – предвестники современной промышленности. Торговля связывала народы и страны друг с другом.
Торговля всегда выступала важным источником экономического благополучия страны, роста ее доходов и богатства граждан. Ограничение торговли – тормоз экономического развития.
5. Реклама – двигатель торговли
— Спасибо ребятам за интересное сообщение. Ребята, вам наверно знакомо такое утверждение: «Реклама – двигатель торговли». Попробуем разобраться, так ли это. Скажите, что такое реклама? (Ответы детей)
— Реклама – это информация о потребительских свойствах товара ил услуги с целью продажи.
Устная и письменная реклама появилась еще в Древней Греции и Древнем Риме. Вспомните, как жители средневекового города узнавали о товаре или услуге, которые им предлагал булочник или сапожник, цирюльник или портной. (Ответы детей)
— Родина современной рекламы – США. Там в 19 в. возникли рекламные агентства, превратившие рекламу в самостоятельный вид деятельности. Современная реклама – доходный бизнес, целая отрасль экономики. Здесь трудятся люди разных специальностей (художники, инженеры, артисты и др.) и используются все современные средства информации – печать, телевидение, радио, интернет. Реклама стала частью облика современных городов. Скажите, какие цели преследует реклама? (Ответы детей)
— Совершенно верно. Реклама использует различные способы и средства обращения производителей к потребителям и преследует одновременно несколько целей:
1) информация – рассказ о новом товаре с описанием выгод от его потребления, создания образа фирмы;
2) формирования предпочтения – убеждение в преимуществах уже известного потребителям товара, аргументация в его пользу;
3) напоминания – поддержка на высоком уровне осведомленности об известном товаре.
Задание
— Вспомните и приведите примеры телевизионной рекламы, преследующей ту или иную цель. Время 5 мин.
— Давайте послушаем, что у вас получилось. (Ответы детей)
— Молодцы. Рекламная информация нередко бывает недобросовестной или недостоверной. Отдельные предприниматели или фирмы, стремясь увеличить свою прибыль, намеренно приукрашивают и даже искажают информацию о предлагаемом товаре и его свойствах. Различные средства массовой информации, как правило, не несут ответственности за достоверность рекламы.
Поэтому потребителю важно самому критически оценивать рекламу. В этом ему помогут сравнения и оценка информации из различных источников (не только из СМИ), дополнительная информация, в частности продавца-консультанта, изучение документации на товар и т.д. Потребителю нужно и самому осознавать негативную роль рекламной информации (например, реклама алкогольных напитков, сигарет и т.п.).
6. Работа в группах
— А теперь работа в группах. Каждой группе стоит разработать «Памятку покупателю», в которой поместите советы, как себя рационально вести при покупке товара. В ней могут быть следующие разделы: «Условия рациональной покупки», «Как осуществить равноценный обмен», «Как сэкономить деньги», «Права и обязанности покупателя». Время 5 мин.
— Давайте послушаем, что у вас получилось. (Ответы детей)
— Спасибо представителям обоим команд.
7. Подведение итогов
— Ребята, а теперь давайте еще раз вспомним, о чем говорили на занятии и ответим на вопросы:
1) Зачем люди страны торгуют?
2) Что необходимо для выгодного обмена?
3) Почему торговлю считают источником богатства страны?
4) Для чего нужна реклама товаров и услуг?
5) Какие способы привлечения внимания потребителей к товару или услуге используют производители?
— Молодцы, я думаю, что знания, которые вы сегодня получили на занятии, вам обязательно пригодятся в жизни.
Литература
А.И. Липсиц Экономика 7-8 классы.М.: ВАКО, 2008. – 288 с.
Н.Е.Чуркова Собрание пестрых дел. – Владимир, 1993.