Методическая разработка урока “Финансирование бизнеса”
Раздел программы: Предпринимательство.
Тема: Финансирование бизнеса.
Класс: 10.
Время: два урока по 40 минут (сдвоенные уроки).
Цели урока [2]:
образовательная: способствовать формированию у учащихся знаний об источниках финансирования предпринимательства; проверить итоговые знания учащихся по курсу “Предпринимательство”;
развивающая: способствовать формированию и развитию у учащихся экономического мышления;
воспитательная: продолжить работу по воспитанию нравственных качеств, трудолюбия, бережного отношения к материальным ресурсам.
Тип урока [2]: комбинированный — урок повторения, контроля, систематизации, обобщения знаний и изложения нового материала [4].
Форма: деловая игра [5, с. 38].
Методы обучения и контроля [2]:
— объяснение;
— беседа с закреплением материала;
— демонстрация плакатов;
— контроль усвоения материала с помощью тестов.
Межпредметные связи: обществознание, математика, технология.
Оснащение урока (организационный уровень взаимодействия школьного библиотекаря и учителя экономики):
— экономический словарь на классной переносной доске с понятиями;
— плакат «Финансирования предпринимательства»;
— плакат с девизом семьи банкиров Ротшильдов:
«Капитал – это труд. Согласие. Честность. Трудолюбие»;
— плакат с английской пословицей: «Кто хочет собрать урожай денег, должен их посеять»;
— плакат: «Прибыль – превыше всего, но честь – превыше прибыли»;
— плакат с высказыванием римского комедиографа и поэта Плавта (II в.
до н. э): «Чтобы заработать деньги, их надо потратить»;
— плакат «Критерии оценок»;
— плакат «Стартовый капитал»;
— плакат «Банковский кредит»;
— контрольное задание;
— раздаточные материалы;
— клей-карандаш.
Список литературы подбирается библиотекарем в зависимости от состава библиотечного фонда по данной тематике.
Место проведения: школьная библиотека.
Ход урока [1]:
Организационный момент (3 минуты): приветствие; проверка явки учащихся; проверка выполнения учащимися домашнего задания: составить кроссворд по теме «Предпринимательство»; постановка цели урока.
Учитель:
Господа предприниматели!
На предыдущих собраниях Вы «учредили» два предприятия: Акционерное общество открытого типа «Молодежная мода и Общество с ограниченной ответственностью кафе «Лакомка».
Разработали для каждого из них Устав и Учредительный договор. Сегодня в повестке дня собрания один вопрос: нужно определить основные источники финансирования вашего бизнеса.
Актуализация знаний учащихся (7 минут).
Учитель:
Прежде, чем приступить к работе, я предлагаю вспомнить основные
вопросы наших предыдущих заседаний.
В ходе беседы учащиеся дают ответы на вопросы:
Вопрос 1. Какая деятельность называется предпринимательской?
Ответ: Предпринимательская деятельность – это инициативная деятельность человека, владеющего материальными ресурсами, денежными средствами или культурными ценностями и использующего их для производства товаров или оказания услуг под свою имущественную ответственность [5, с. 453].
Вопрос 2. Какова цель предпринимательской деятельности?
Ответ: Цель предпринимательской деятельности – получение прибыли.
Вопрос 3. По какой формуле рассчитывается прибыль? — учащийся записывает формулу на доске.
Ответ:
П=Д–З,
где Д – доходы о реализации продукции или услуг;
З – затраты на производство [5, с. 454].
Вопрос 4. Из чего складываются затраты на производство?
Ответ: Затраты на производство – это затраты на материалы, оборудование, инструменты, электроэнергию, транспорт, оплату коммунальных услуг, услуг связи, это расходы на оплату налогов [5, с.160-162].
Вопрос 5. Чтобы успешно вести свой бизнес, предприниматель должен обладать определенными качествами. Какими?
Ответ: Основные качества предпринимателя: самостоятельность, ответственность, обязательность, порядочность, законопослушность, инициативность, новаторство, культура поведения. Предприниматель должен обладать специальными знаниями, большой силой воли и выдержкой, уметь не только выигрывать, но и достойно проигрывать.
Учитель дополняет ответ:
— Предприниматель должен обладать высокой работоспособностью: когда обычные люди спят или развлекаются – предприниматель работает. Предприниматель должен быть честным.
-Настоящий предприниматель всегда помнит о том, что «Прибыль – превыше всего, но честь превыше прибыли». Хочется привести девиз одного из богатейших семейств планеты – Ротшильдов: “Капитал – это труд. Согласие. Честность. Трудолюбие».
Историческая справка: Ротшильды – семья банкиров. Родоначальник династии Майер Амшель Ротшильд (1744–1812 г.г.) в 1766 г. основал банк во Франкфурте-на-Майне. Впоследствии его сыновья основали банки в Вене, Неаполе, Париже, Лондоне.
Вопрос 6. Предпринимательская деятельность может осуществляться в различных формах. Назовите их.
Ответ: Основные формы предпринимательской деятельности: индивидуальное предприятие, товарищество, акционерное общество [1].
Вопрос 7. Предприниматель осуществляет свою деятельность на свой страх и риск под свою имущественную ответственность.
Вопрос 8. Мы знаем, что существует два вида ответственности по своим обязательствам – ограниченная и неограниченная. Объясните, чем они отличаются друг от друга?
Ответ: Предприятие с ограниченной ответственностью отвечает по своим обязательствам в пределах уставного капитала (ответственность ограничена размерами уставного капитала); предприятие с неограниченной ответственностью отвечает по своим обязательствам в полном размере.
Контрольный письменный опрос [4] (20 минут), взаимопроверка и подведение итогов (10 минут).
Учитель:
— Господа предприниматели! На предыдущем заседании вы разработали финансовый план, в котором определили количество денег, необходимых на начальном этапе, то есть рассчитали размер стартового капитала. В любом бизнесе без стартового капитала не обойтись. Английская пословица гласит: «Кто хочет собрать урожай денег, должен их посеять».
-А еще во II в. до н.э. римский актер, комедиограф и поэт Плавт Тит Макций заметил: «Чтобы заработать деньги, их надо потратить».
Учитель задает вопрос:
— Для каких целей нужны деньги на начальном этапе деятельности предприятия?
Ответ: На начальном этапе деньги нужны на создание и регистрацию предприятия, опытно–конструкторские разработки, закупку сырья и материалов, заработную плату, оплату аренды помещений и коммунальных услуг, закупку оборудования и инструментов, плату за телефон и лицензию, а также на другие нужды.
Учитель:
— Каждый участник предприятия может внести в стартовый капитал свой вклад, ответив на вопросы тестового задания. За каждый правильный ответ засчитывается один балл, цена которого эквивалентна 1000 рублей стартового капитала.
Библиотекарь выдает учащимся контрольные задания, содержащие 14 тестов.
Максимальное количество правильных ответов – 23.
Время на выполнение задания – 20 минут.
По истечении этого времени учащиеся («учредители» предприятий ОАО «Молодежная мода» и ООО «Лакомка») обмениваются листами с ответами на контрольные задания и проверяют их правильность. Во время проверки учитель называет номер вопроса и предлагает одному из учащихся назвать правильный ответ.
Дети работают красными ручками, зачеркивают неправильные ответы и вместо них вписывают правильные. Подсчитывается сумма баллов по каждому ученику. Кроме того, учащиеся получают оценки, критерии которых размещаются на переносной классной доске.
После взаимопроверки учащиеся возвращают друг другу листы с ответами и оценками.
«Руководитель» каждого предприятия суммирует баллы своих участников, переводит их по ранее объявленному курсу в рубли, называет итоговую сумму и имена учащихся, внесших наибольший вклад в стартовый капитал своего «предприятия»:
— «учредители» предприятия ОАО «Молодежная мода» (6 человек) «внесли» в стартовый капитал 12800 рублей;
«учредители» предприятия ООО «Лакомка» (7 человек) «внесли» в стартовый капитал 14600 рублей.
Учитель подводит итог: «Интеллект – это капитал!»
«Руководители» предприятий рассчитывают недостающие средства и вносят полученные данные в таблицу «Стартовый капитал», которая помещается на классную доску.
Изложение нового материала (30 минут).
Учитель:
— Господа предприниматели! Предлагаю вам выяснить, где взять недостающие средства, то есть определить источники финансирования вашего бизнеса. Какие будут мнения?
«Учредители» ОАО «Молодежная мода» предлагают взять кредит в банке, выпустить и продать акции, дополнительно внести личные средства.
«Учредители» ООО «Лакомка» предлагают взять деньги в долг у знакомых, оформить кредит в банке и внести личные средства.
Учитель задает вопрос: «Господа предприниматели, с какой целью Вы создаете свой бизнес?».
Ответ: Бизнес создается с целью получения прибыли.
Вопрос учителя: «Как вы предполагаете распорядиться полученной прибылью?».
Эти вопросы подводят детей к ответу: «Прибыль – один из источников финансирования бизнеса».
Учитель предлагает записать в тетрадь тему урока – «Финансирования предпринимательства».
Учитель: «Господа предприниматели! Вы назвали некоторые источники финансирования предпринимательства. Предлагаю разделить их на две группы: внутренние и внешние».
Плакат «Финансирования предпринимательства» на классную доску. На схеме все ячейки закрыты и открываются в ходе объяснения. Каждому учащемуся выдаются точно такие же схемы (формат А5) с пустыми ячейками. Схемы вклеиваются в рабочие тетради и заполняются в ходе объяснения.
Учитель предлагает вписать в верхнюю ячейку «Источники финансирования предпринимательства» и заполнить две следующие «Внутренние» и «Внешние». Соответствующие ячейки открываются на плакате.
Внутренние источники финансирования – это те источники, которые есть у самого предприятия.
Внешние источники финансирования – это те источники, из которых финансы поступают в фирму от других предприятий, организаций, частных лиц, государства (то есть со стороны).
В ходе беседы учащиеся делают вывод, что из названных ими источников финансирования личные средства и прибыль – это внутренние источники, а банковский кредит и продажа акций – это внешние источники. В схемах заполняются соответствующие ячейки.
Учитель обращает внимание детей на то, что прибыль – главный внутренний источник финансирования. Учащиеся записывают в тетрадь: «Прибыль – главный внутренний источник финансирования».
Продажа акций, как способ привлечь финансы извне, – важный источник финансирования, так как у фирмы могут насчитываться сотни и тысячи акционеров [5, с.17-18].
При подготовке к уроку можно заранее предложить, кому-либо из учащихся подготовить выступление на тему «Условия предоставления банковского кредита». В этом ему помогает библиотекарь. После изложения этого материала учащиеся записывают в тетрадь: условия предоставления банковского кредита: срочность; возвратность; платность; гарантии (залог или страховка).
Учитель: «Господа предприниматели! Кроме банковского, в бизнесе используется еще одна разновидность кредита. Это – торговый кредит. Его предоставляют друг другу сами фирмы в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Например, ваши предприятия заказывают у поставщиков большую партию сырья. Согласно договору поставщик предоставляет вам отсрочку платежа на тридцать дней. Это значит, что к установленному сроку [5, с. 259].
Ваши предприятия должны полностью рассчитаться за полученный товар и, сверх того, уплатить определенный процент за предоставленный кредит. Торговый кредит – это еще один внешний источник финансирования».
Учащиеся заносят в ячейку схемы «Торговый кредит» и записывают в тетрадь: «Торговый кредит – это продажа товаров с отсрочкой платежа, которую предоставляют друг другу сами предприятия».
Учитель: «Фирма, испытывающая недостаток в средствах, может найти партнеров, у которых такие же проблемы. Создавая совместный бизнес, партнеры получают возможность расширить свои финансовые ресурсы за счет их объединения».
Учащиеся заносят в ячейку схемы «Объединение с другими предприятиями».
Учитель: «Государство может оказывать финансовую помощь в виде субсидий фирмам в тех случаях, когда считает это полезным для экономики страны или для достижения иных, социальных целей в обществе» [5, с. 598].
Учитель: «Главное отличие государственной субсидии от банковского кредита в том, что от государства фирма получает финансы бесплатно и безвозвратно».
Учащиеся заносят в ячейку схемы «Государственная субсидия» и записывают в тетрадь: «Государственная субсидия – это частичное финансирование фирмы в тех случаях, когда государство считает нужным это делать. Главное отличие государственной субсидии от банковского кредита в том, что от государства фирма получает финансы бесплатно и безвозвратно».
Учитель: «Есть еще одна форма государственного финансирования деятельности фирм – это государственный заказ. Государство заказывает фирме изготовление той или иной продукции и объявляет себя ее покупателем. Например, если в стране железные дороги принадлежат государству, оно может заказать частной фирме вагоны и локомотивы и закупить всю партию. Государство здесь не финансирует затраты, а объявляет себя заказчиком и покупателем продукции, чем заранее обеспечивает фирме доход от продажи товаров.
Получить госзаказ можно только на конкурсных условиях.
Основные требования к предприятиям, участвующим в конкурсе на получение госзаказа: опыт работы, наличие финансовых и материальных ресурсов, отсутствие задолженности по обязательным платежам, репутация фирмы» [5, с. 112].
Учащиеся заносят в ячейку схемы «Государственный заказ».
Схема заполнена.
Закрепление знаний учащихся [4] (5 минут).
Учитель:
— Господа предприниматели!
Предлагаю Вам посоветоваться и уточнить возможные источники поступления на Ваши предприятия недостающих финансовых средств.
Учащиеся дают ответы и обосновывают их.
ОАО «Молодежная мода»: внутренние источники финансирования – личные средства, прибыль; внешние источники финансирования – продажа акций, банковский кредит, торговый кредит, возможно объединение с другими предприятиями, возможна государственная субсидия.
ООО «Лакомка»: внутренние источники финансирования – личные средства, прибыль; внешние источники финансирования – банковский кредит, торговый кредит, возможно объединение с другими предприятиями, возможна государственная субсидия.
6. Подведение итогов урока учителем (5 минут).
Учитель: «Уважаемые предприниматели! Сегодня мы завершили изучение курса « Предпринимательство». Вы познакомились с основными источниками финансирования бизнеса.
На предприятии вести учет финансов и материальных ценностей поручается бухгалтеру, и, зачастую, не одному, а целому отделу, который называется бухгалтерией. Получить профессию бухгалтера можно в высших и средних учебных заведениях. Финансы – это не единственные ресурсы, которыми обладает предприниматель.
Ресурсы, как вы уже знаете, это те факторы, благодаря которым производство существует и приносит прибыль. К ним относятся и трудовые ресурсы, и материальные ресурсы (сырье, материалы, оборудование).
Ресурсы – это здания и транспорт, это квалификация работников, это современные технологии производства, это информационные технологии.
Вернемся к формуле, по которой рассчитывается прибыль — формула записана на доске. Предприниматель, чтобы получить максимальную прибыль, должен снижать затраты на производство, то есть стремиться к эффективному, экономному использованию всех имеющихся ресурсов. Но при этом он не должен забывать, что «Прибыль – превыше всего, но честь – превыше прибыли».
Библиотекарь рекомендует учащимся для внеклассного чтения «Трилогию желания» американского писателя Теодора Драйзера: «Финансист», «Титаник», «Стоик».
Библиотекарь знакомит учащихся с предисловием и кратким библиографическим описанием данного произведения; дополнительными источниками получения информации по теме урока; периодическими изданиями.
Учитель благодарит учащихся и школьного библиотекаря за плодотворную совместную работу на уроке; объявляет оценку результатов их коллективного и индивидуального труда; выставляет отметки в классный журнал и дневники учащихся; сообщает тему следующего урока и дает задание учащимся на подготовку к следующему уроку.
Урок закончен.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья, четвертая [Текст]: По состоянию на 1 апреля 2009 года. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 г. – М.: СУИ, 2009. – 541 с.
Азимов, Л.Б. Преподавание экономики в школе [Текст] / Л.Б.Азимов, Е.В. Журавская, О.Ю. Макарова. — М.: Аспект-Пресс, 2005. – 71 с.
Кайзер, Ф. Методика преподавания экономических дисциплин [Текст] / Ф. Кайзер, Х. Камински; перевод с нем. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 184с.
Кукушин, В.С. Общие основы педагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / В.С. Кукушин. — М.: Март, 2006. — 224 с.
Румянцева, Е.Е. Новая экономическая энциклопедия [Текст] / Е.Е. Румянцева. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 810 с.