Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2 г. Торжка»
Согласовано На научно-методическом совете гимназии Протокол № __________ От______________2014г Зам. директора гимназии ______________________
| Утверждаю Директор МБОУ «Гимназия №2» _____________________ Приказ от__________ № _________
|
Рабочая программа
По учебному предмету
«Экономика»
10 класс
Профильный уровень
Разработана учителем
Чижовой И.А.
2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Сведения о программе
Рабочая программа по экономике для 10 класса создана на основе:
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования;
образовательной программы по экономике среднего(полного)образования, утвержденной приказом МБОУ «Гимназия №2» 8 августа 2012 года № 101;
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
УМК для общеобразовательных учреждений: Р.И.Хасбулатов, Т.Л.Дихтяр, И.В.Липсиц
школьного учебного плана.
2.Цели и задачи обучения экономике на профильном уровне.
Цели программы:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
освоение на профильном уровне знаний об экономической деятельности людей, экономике России, овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Задачи программы:
Освоение системы знаний об экономической деятельности человека, организации фирмы и государства, об экономике России, необходимых для дальнейшего изучения экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или самообразования
Овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических публикациях, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с привлечением элементов научного анализа
Развитие экономического мышления, способности критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение; способности применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях;
Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
Формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.
3.Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно в федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение экономики в 10 классе отводится 2 часа в неделю — 68 часов в год, из них на контрольные работы отводится 3 часа, на тестирование-4часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЭКОНОМИКА
Тема | Содержание | Кол-во часов | Планируемый предметный результат | Контроль уровня обучения | |
1 | Введение. Экономика и экономическая система государства — 8 ч | Главные вопросы экономики. Факторы производства и производительность труда. Международное разделение труда. Исторические типы экономических систем. Основные формы общественного хозяйства. Методы регулирования :прямые и косвенные. Структура и строение рыночной и смешанной экономики. | 8 | Знать: что изучает экономическая наука, развитие экономической теории А.Смита, главные процессы экономического развития, роль МРТ. типы экономических систем, их преимущества и недостатки, методы регулирования Уметь: вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения по вопросам экономического развития страны анализировать различные источники знаний по формированию экономических систем | Тест №1 «Виды экономических систем» |
2 | Рынок и Рыночный механизм.
| Понятие о рынке. Спрос, виды, функции. Величина и эластичность. Кривая спроса. Предложение, Закон предложения. Кривая предложения. Эластичность предложения. Цена товара, функции цен, концепция английского экономиста Д.Рикардо, ценовой механизм и стоимость товара, альтернативная и добавленная стоимость. | 12 | Знать: формирование спроса и предложения на рынке . что такое цена и каковы её функции, факторы, влияющие на ценообразование, виды цен на современном рынке, концепции альтернативной стоимости; Уметь: анализировать графики «Кривая спроса и предложения», «Равновесная цена» раскрывать содержание понятии по теме урока, приводить примеры, решать задачи; готовить презентации по теме урока, | Контрольная работа №1 по теме «Рынок и рыночные отношения» |
3 | Производители и потребители в условиях рыночной экономики
| Ценовая и неценовая конкуренция, историческая эволюция предпринимательства и формирование современных рыночных структур, четыре модели рынка: рынок совершенной конкуренции, чистая монополия, монополистическая конкуренция рынок олигополии. Антимонопольная политика. Структура доходов: первичные, вторичные. Закон Энгеля, классификация расходов семьи. Сбережения и их виды. Виды и формы заработной платы. | 13 | Знать: виды конкуренции и типы рынков, структуру доходов и расходов семей в развитых странах и в России, сущность закона Энгеля Уметь: строить и анализировать диаграммы, таблицы, схемы анализировать антимонопольное законодательство и деятельность (ФАС) | Тестирование№2 «Производители и потребители в условиях рыночной экономики» |
4 | Финансовая система государства — | Формирование современной банковской системы классификация банков, кредитная деятельность, депозиты, денежная масса ,денежный рынок, инвестиционный капитал Фондовая биржа, причины её появления, задачи, характер деятельности. Фондовый рынок. Страхование, классификация страховых услуг. | 17 | Знать: деятельность современной банковской системы, принципы кредитования, преимущества пластиковых кредитных карт, формирование денежной массы в стране; роль биржи в экономике, инвестиционные ресурсы, деятельность брокеров и дилеров Уметь: решать задачи по теме «Банковская деятельность»; объяснять многочисленные денежные операции объяснять деятельность рынка ценных бумаг, роль внебиржевой торговли, страховых услуг | Тест №3 «Банки и структура денежной массы»
Контрольная работа №2 по теме : «Финансовая система государства» |
5 | Фирма. Менеджмент. Маркетинг. | Историческая эволюция фирм, виды современных фирм, их преимущества и недостатки, формирование прибыли. Менеджмент и маркетинг, банкротство фирмы. Факторы, влияющие на формирование систем управления и изменения их типов. | 18 | Знать: преимущества и недостатки больших и малых фирм ,основные формы коммерческих предприятий в Российской Федерации Уметь: решать задачи по расчетам чистой прибыли, издержек фирмы, строить графики | Тест №4 «Фирма и конкуренция»
Итоговая контрольная работа. |
Требования к уровню подготовки учащихся.
— роль, которую играют в рыночной экономической системе ее субъекты;
— место государства в экономике, причины и пределы эффективности его участия в экономической жизни;
— механизмы рыночной экономики, ее макроэкономические индикаторы, значение сбережений и инвестиций, налоговую систему;
— причины возникновения безработицы, ее виды, связь с инфляцией, с проблемами экономического роста;
— сущность и механизм функционирования денежной системы, роль Центрального банка, коммерческих банков, финансовых рынков;
— движущие силы и основные закономерности экономического роста;
— основные проблемы мировой экономики, международной торговли и системы платежей, протекционизма и либерализма, интеграции и интернационализации экономических связей;
— функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг.
Метапредметные ЗНания и умения
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенней теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, публицистических);
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, общества и природы, общества и культуры,)
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
Участие в дискуссиях по актуальным социальным проблемам; формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
ориентировка в актуальных общественных событиях и процессах;
выработка собственной гражданской позиции;
осуществление самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений;
создание собственных произведений, идеальных моделей
социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использование мультимедийных технологий;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока | Планируемый предметный результат | Виды текущего и итогового контроля | Дата | ||||||||||
план | факт | ||||||||||||
| Тема1.Введение. Экономика и экономическая система государства — 8 ч | ||||||||||||
1 | Экономика как наука | Знать: значение экономики как науки, изучающей виды хозяйственной деятельности людей Уметь: анализировать таблицы и графики в учебнике |
|
|
| ||||||||
2 | Главные вопросы экономики | Знать: сущность экономических задач для государства Уметь: вступать в дискуссию о путях решения некоторых экономических проблем | ФО |
|
| ||||||||
3-4 | Факторы производст- ва, производительность труда | Знать: Характеристику главных факторов производства. Уметь: Объяснять необходимость разделения труда и специализации.составлять схему взаимосвязей отраслей экономики | СР |
|
| ||||||||
5-6 | Экономическая система. | Знать: исторические особенности развития экономических систем Уметь: сравнивать экономические системы | ФО
| |
| ||||||||
7-8 | Смешанная экономи- ка | Знать: уровень экономического роста страны при смешанной системе Уметь: работать с тестом | Тестирование№1 «Виды экон.систем» |
|
| ||||||||
Тема 2.Рынок и Рыночный механизм. -12 ч |
|
| |||||||||||
9-10 | Понятие о рынке. Спрос и его содержание. Анализ тестирования | Знать: что такое рынок, спрос, Изложение трех принципов закона спроса. Уметь: строить график «Формирование спроса» | СР |
|
| ||||||||
11-12 | Величина спроса | Знать: формирование величин спроса Уметь: строить график «Величин спроса» | СР |
|
| ||||||||
13 | Объем предложения | Знать: факторы, влияющие на величину предложения, Объяснение взаимосвязи спроса и предложения в российской экономике. Уметь: анализировать графики, таблицы | ФО |
|
| ||||||||
14-15 | Равновесная цена. Эластичность предложения | Знать: формирование равновесной цены с учетом совокупного спроса и совокупного предложения Уметь: изображать графически равновесную цену, решать задачи | ИО |
|
| ||||||||
16 | Цена товара. Функции цен. | Знать: что такое цена и каковы её функции, две концепции цены Уметь: анализировать и классифицировать социальную информацию | ФО
|
|
| ||||||||
17 | Ценовой механизм. Стоимость товара. | Знать: понятие «ценовой механизм», цена покупателя, цена продавца ,мировые внутренние ФО цены Уметь: раскрывать содержать терминов | ФО |
|
| ||||||||
18 | Альтернативная стоимость | Знать: концепцию альтернативной стоимости Уметь: сравнивать социальные объекты ,выявляя их общие черты и различия | СР |
|
| ||||||||
19 | Добавленная стоимость | Знать: концепцию добавленной стоимости Уметь: приводить примеры, раскрывающие понятие ценового механизма | ФО |
|
| ||||||||
20 | Контрольная работа №1 по теме «Рынок и рыночные отношения» | Знать: основные понятия темы Уметь: решать задачи, анализировать графики спроса-предложения | Контрольная работа №1 |
|
| ||||||||
Тема 3. Производители и потребители в условиях рыночной экономики – 13 ч |
| ||||||||||||
21 | Конкуренция и её сущность. Анализ контрольной работы. | Знать: понятие о конкуренции Уметь: различать виды конкуренции: ценовая и неценовая | ФО |
|
| ||||||||
22- | Историческая эволюция рыночных структур | Знать: историю формирования рынка Уметь: характеризовать с научных позиций значение рыночных структур в современном мире | ИО |
|
| ||||||||
23 | Модели современного рынка | Знать: четыре модели современного рынка Уметь: сравнивать различные модели рынка | СР |
|
| ||||||||
24 | Несовершенная конкуренция | Знать: условия формирования рынка несовершенной конкуренции Уметь: определять роль государства в деятельности несовершенной конкуренции | ФО
|
|
| ||||||||
25 | Антимонопольная политика | Знать: функции Федеральной антимонопольной службы России Уметь: осуществлять собственный поиск социальной информации по теме урока | ФО ИО |
|
| ||||||||
26-27 | Доходы | Знать: основные доходы семей в развитых странах Уметь: анализировать диаграммы в учебнике | ФО |
|
| ||||||||
28 -29 | Расходы. Закон Энгеля | Знать: структуру расходов домашних хозяйств. Закон Энгеля. Уметь: различать постоянные и переменные расходы, составлять расходную часть своего семейного бюджета | ИО |
|
| ||||||||
30 | Сбережения | Знать: формы хранения денег в банке Уметь: рассчитывать доходы по депозитам | СР |
|
| ||||||||
31-32 | Заработная плата | Знать: виды и формы заработной платы, индекс стоимости Уметь: различать реальную и номинальную заработную плату | ИО |
|
| ||||||||
33 | Обобщающий урок по теме «Производители и потребители в условиях рыночной экономики» | Знать: формы оплаты труда в нашей стране, повременная и сдельная заработная плата Уметь: рассчитывать реальную заработную плату | Тестирование№2 «Производители и потребители в условиях рыночной экономики» |
|
| ||||||||
Тема 4. Финансовая система государства — 17 ч |
|
| |||||||||||
34-35 | Банки. Формирование банковской системы. Анализ тестирования | Знать: историю возникновения и формирования банковской системы, виды банков Уметь: различать деятельность каждого вида банков, анализировать дополнительную и справочную литературу | ФО |
|
| ||||||||
36-37 | Кредиты | Знать: условия и принципы кредитования Уметь: рассчитывать проценты по кредиту |
Тестирование №3 «Банки и структура денежной массы» |
|
| ||||||||
38 | Депозиты. Анализ тестирования | Знать: виды депозитов, особенности депозитных операций, срочный и «до востребования»,гарантийный, пролонгация вклада Уметь: сравнивать процентные ставки депозитов | СР |
|
| ||||||||
39 | Происхождение и функция денег | Знать: потребительская и меновая стоимость денег Уметь: сравнивать безналичные деньги с наличными, определяя достоинства и недостатки | ИР |
|
| ||||||||
40 | Денежная масса. | Знать: термины «вексель», «чек», «чековый счет»,кредитная карта. Уметь: сравнивать безналичные деньги с наличными, определяя достоинства и недостатки | ФО |
|
| ||||||||
41 | Роль Центрального банка в регулировании денежной системы | Знать: достоинства Центрального банка страны, его функции Уметь: объяснять влияние Центрального банка на темпы инфляции в стране | ФО |
|
| ||||||||
42 | Фондовая биржа | Знать: причины появления фондовых бирж и задачи их деятельности Уметь: объяснять характер деятельности фондовой биржи | ФО |
|
| ||||||||
43 | Современные фондовые биржи | Знать: виды фондовых бирж: валютная, товарная, труда Уметь: анализировать деятельность бирж | СР |
|
| ||||||||
44 | Основные операции на фондовой бирже | Знать: арбитражные сделки, пакетные сделки, биржевые индексы Уметь: самостоятельно осуществлять поиск социальной информации | ФО |
|
| ||||||||
45 | Фондовый рынок(рынок ценных бумаг) | Знать: виды ценных бумаг: акции, облигации, формы организации торговли или на рынке Уметь: анализировать условия организации торговли ценными бумагами | ФО |
|
| ||||||||
46 | Внебиржевой рынок ценных бумаг | Знать: разновидности фондовых инструментов: акции, депозитарные расписки, опционы Уметь: объяснять действия разнообразных фондовых инструментов | ИО |
|
| ||||||||
47 | Участники фондового рынка | Знать: особенности деятельности брокеров и дилеров Уметь: объяснять роль участников фондового рынка | ФО |
|
| ||||||||
48-49 | Страхование и страховые услуги | Знать: классификацию страховых услуг, функции страхования Уметь: анализировать формы и виды страхования | СР |
|
| ||||||||
50 | Контрольная работа №2 по теме : «Финансовая система государства» | Знать: экономические термины по теме «Финансовая система» Уметь: решать задачи, делать расчеты, анализировать графики и таблицы | Контрольная работа №2 |
|
| ||||||||
Тема 5. Фирма. Менеджмент. Маркетинг. 15ч+3ч резерв | |||||||||||||
51-52 | Фирмы и их задачи. Анализ контрольной работы. | Знать: функции различных видов фирм и их задачи , Историческая эволюция фирм,преимущества и недостатки больших и малых фирм Уметь: различать правовые формы предприятий, унитарные предприятия, индивидуальные | ФО |
|
| ||||||||
53-54 | Акционерное предприятие | Знать: условия создания акционерных обществ, транснациональных корпораций Уметь: различать простые акции от привилегированных | ФО |
|
| ||||||||
55 | Факторный доход | Знать: факторы производства и доход, получаемый его владельцами Уметь: рассчитывать экономическую прибыль | СР |
|
| ||||||||
56 | Прибыль, издержки, инвестиции. Повторение: Экономическая система государства | Знать: факторы и виды издержек и инвестиций Уметь: рассчитывать бухгалтерскую прибыль | СР |
|
| ||||||||
57-58 | Менеджмент. История становления менеджмента. Повторение: Рынок | Знать: основное содержание теории менеджмента и маркетинга Уметь: определять качества современного менеджера | ФО |
|
| ||||||||
59 | Современные тенденции менеджмента. Менеджмент в России. Повторение: Рыночные механизмы. | Знать: современны тенденции менеджмента в России Уметь: выделяя главные факторы влияния на формирование системы управления | ФО |
|
| ||||||||
60 | Маркетинг . Повторение: Производитель в условиях рыночной экономики | Знать: сущность и содержание маркетинга Уметь: объяснять рыночную концепцию управления | ФО |
|
| ||||||||
61 | Банкротство фирмы. Тестирование по теме «Фирма и конкуренция» Повторение: Потребитель в условиях рыночной экономики | Знать: особенности деятельности фирм на конкурентном рынке, причины банкротства фирмы Уметь: анализировать современные взгляды на деятельность фирм, решать практические задачи, показывающие ситуацию банкротства | Тест № 4 «Фирма и конкуренция» |
|
| ||||||||
62 | Предпринимательство в России. Анализ тестирования Повторение: Финансовая система государства | Знать: роль предпринимательства в России Уметь: анализировать социальную информацию | ИО |
|
| ||||||||
63 | Итоговая контрольная работа | Знать: основные экономические понятия и термины, изученные в 10 классе Уметь: работать с текстом, графиками, схемами, решать задачи. | Итоговая контрольная работа |
|
| ||||||||
64 | Анализ итоговой контрольной работы. |
|
|
|
| ||||||||
65-68 | Резерв |
|
|
|
|
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ЭКОНОМИКЕ
Устный ответ учащегося должен соответствовать следующим требованиям.
Знание фактического программного материала: основные понятия, определения, факты.
Поставленные вопросы необходимо освещать логично, применять системный и сравнительно – исторический подходы, метод аналогии при характеристике социальных объектов.
Ответ самостоятельный, осмысленный, а не пересказ учебника.
Хорошо развита устная речь; отвечающий свободно владеет терминологией, умеет точно и лаконично выразить свои мысли.
Учащийся даёт различие фактов, интерпретаций и оценок общественного познания, приводит свои аргументы по наиболее актуальным проблемам различных сфер общественного развития.
Оценка устного ответа учащихся
Отметка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка «4»:
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «2»:
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Критерии оценки эссе
1. Определение четких рамок подхода к заявленной теме.
2. Приведение примеров: мнение других людей, ссылка на авторитет, типичный случай, избыточная деталь (цель – вызвать интерес).
3. Умение анализировать, обобщать (краткий образ, итог).
4. Умение выявлять эффективность профессиональной деятельности по заявленной проблеме (перспективы иного решения).
Название эссе должно отражать его главную содержательную мысль.
Объём эссе в пределах 3 страниц (лист А4) печатного текста
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
«5» — 90 – 100 %
«4» — 77 – 89 %
«3» — 60 – 76 %
«2» — менее 60 %
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебные и справочные пособия | Учебно-методическая литература | Медиаресурсы | |
1. Учебник Р.И.Хасбулатов «Экономика » 10 класс профильный курс М.:Дрофа 2012г.
2.Е.В.Савицкая Рабочая тетрадь по экономике для 10 класса М.Дрофа 2012г.
3. А.М.Бирман «Задания для самостоятельной работы по экономике» М. Просвещение 2010
| 1. С.Равичев ,С.Григорьев и др. «Задачи по экономике» М:МЦЕБО 2010г.
2. Справочник по экономике М:Прогресс — 2011 г.
3. Ю.В.Юрьев «Рынок- величайшее достояние человечества» М: Прогресс — 2010г.
| 1. Е.В.Савицкая Методическое пособие для учителя «Уроки экономики в школе» М.: Вита-Пресс2009
2.Научно-теоретический журнал «Экономика в школе»
3.Е.В.Преображенская «Основы предпринимательства» Методические рекомендации. Саратов ОА.О издательство «Лицей» 2011
| Уроки экономики в 10-11 классах с применением информационных технологий. Книга-диск. Серия Современная школа https://www.edu.ru – Образовательный федеральный портал «Российское образование» |
Контрольно-измерительные материалы.
Тест №1 по теме «Типы экономических систем»
1. Способ хозяйствования, который наследуется и передается из поколения в поколение, называется
1) традиционным 2) рыночным 3) командным 4) смешанным
2. Способ хозяйствования, который предполагает производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом и отсутствие самостоятельности производителей в вопросах производства и распределения продукции, называется
1) традиционным 2) рыночным 3) командным 4) смешанным
3. Верно ли суждение?
А. В плановой экономике существует государственная собственность на все ресурсы.
Б. Смешанная экономика предполагает наличие государственной собственности.
Варианты ответов:1) верно только А. 3) верно А, и Б.
2) верно только Б. 4) оба неверны.
4.Преимуществом планового хозяйства является его способность
1) наиболее полно удовлетворять запросы потребителей 2) рационально использовать ресурсы
3) обеспечивать высокий уровень жизни населения 4) сконцентрировать силы и средства для решения какой- либо задачи
5. В стране П. гарантированно равноправие различных форм собственности. Предприятия ориентируются на потребительский спрос и самостоятельно определяют объемы производства. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны П.?
1) плановому 2) рыночному 3) традиционному 4) командному
6. Верны ли следующие суждения об экономических системах?
А. В условиях традиционной экономики производство, обмен, распределение доходов регулируется обычаями, освещенными временем
Б. В условиях командной (плановой) экономики преобладает монополия государства на наем и эксплуатацию рабочей силы.
Варианты ответов:1) верно только А. 3) верно А, и Б.
2) верно только Б. 4) оба неверны
7. Соотнесите типы экономических систем и характеризующие их признаки.
Признаки Типы
1) конкуренция товаропроизводителей; А) рыночная экономика;
2) экономическая свобода потребителя Б) командная экономика.
и производителя;
3) централизованное ценообразование;
4) директивное планирование экономической деятельности.
8. Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧ. СИСТЕМ |
|
|
| ТИПЫ ЭКОНОМИЧ. СИСТЕМ | |
А) |
| многообразие форм собственности | 1) | Административно -командная |
|
Б) |
| контроль за производством и распределением со стороны государства | 2) | Рыночная |
|
В) |
| действие закона спроса и предложения |
|
|
|
Г) |
| централизованное ценообразование |
|
|
|
Д) |
| экономическая независимость товаропроизводителей |
|
|
|
Тест №2 по теме «Производители и потребители в условиях рыночной экономики»
Какое из перечисленных ниже свойств отсутствует на рынке совершенной конкуренции?
Какой тип рынка характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продукции и неспособностью отдельного продавца влиять на цену своей продукции:
Какой рынок больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции?
парфюмерии;
мобильных телефонов;
пшеницы;
нефти.
Что из ниже перечисленного неверно для рынка совершенной конкуренции?
Какая отрасль относится к коммунальным услугам:
Газоснабжение
Парфюмерия
Маршрутное такси
Цветочные киоски
Естественные монополии разрешены, потому что
На рынке мобильных телефонов господствуют несколько крупных корпораций. В этой отрасли конкуренция:
Отсутствует
Носит только ценовой характер
Ведет к неэффективному производству
Не является ценовой, а ведется вокруг потребительских свойств мобильных телефонов
Какая фирма имеет больше свободы при установлении цен?
Единственный производитель товара, для которого нет заменителей
Одна из 100 фирм данной отрасли
Одна из трех компаний отрасли
Единственный производитель товара, для которого есть множество заменителей
Примером барьера для входа фирм в отрасль может быть:
Большой стартовый капитал
Патент
Контрольный пакет акций
Верно а) и b).
Тест №3 по теме «Банки и структура денежной массы»
1. Что такое деньги?
А. Всеобщий эквивалент всех товаров; В. Золото;
Б. Предмет потребления; Г. Ценные бумаги.
2. Стоимость денег зависит от:
А. Затрат на их изготовление;
Б. Возможности обменять их на какой-либо товар;
В. Материала, из которого они сделаны;
Г. Скорости их обращения.
3. Инфляция-это существующая в экономике тенденция к повышению:
А. Предельного уровня цен; В. Общего уровня цен;
Б. Цен на продукты питания; Г. Цен на отдельные товары и услуги.
4. В наименьшей степени от непредвиденной инфляции пострадают:
А. Те, кто получает фиксированный доход;
Б. Те, кто является кредиторами;
В. Те, кто не имеет денежных накоплений;
Г. Фирмы, задерживающие выплату заработной платы.
5. Укажите, какую функцию выполняют деньги, когда безработный получает пособие по безработице:
А. Средство обмена; В. Средство накопления сбережений;
Б. Средство платежа; Г. Средство измерения стоимости.
6. Верны ли следующие суждения?
А. Стоимость денег определяется количеством товаров и услуг, которые можно на них п
приобрести.
Б. Стоимость денег определяется правительством, которое выпускает бумаж-
ные деньги и монеты с указанием их стоимости.
А. Верно только А; В. Верно и А и Б;
Б. Верно только Б; Г. Оба суждения неверны.
7. Верны ли суждения?
А. Покупательная способность денег в период инфляции увеличивается;
Б. Покупательная способность денег в период инфляции уменьшается..
А. Верно только А; В. Верно и А и Б;
Б. Верно только Б; Г. Оба суждения неверны.
8. Что из перечисленного не является функцией Центрального банка?
А. Эмиссия банкнот;
Б. Хранение золотовалютных запасов страны;
В. Предоставление кредитов населению страны;
Г. Кредитование коммерческих банков.
9. Одним из последствий инфляции является
А. Создание новых рабочих мест;
Б. Повышение цен на потребительские товары ;
В. Рост реальных доходов граждан;
Г. Укрепление курса национальной валюты
10. Назовите четыре основные функции денег.
11. Верны ли следующие суждения о роли Коммерческого банка?
А. Коммерческий банк страны является основным институтом реализации
денежно-кредитной политики государства.
Б. Регулируя учётную ставку рефинансирования, Коммерческий банк стимулирует
или сдерживает деловую активность в стране.
А. Верно только А; В. Верно и А и Б;
Б. Верно только Б; Г. Оба суждения неверны.
12.Центральный банк, в отличие от коммерческих банков:
А. Осуществляет финансовые операции;
Б. Производит эмиссию денег;
В. Участвует в торгах на валютной бирже;
Г. Работает с вкладами граждан и фирм.
Тест №4 по теме «Фирма и конкуренция»
1.Какая форма организации фирмы является самой древней и простой?
а) товарищество;
б) акционерное общество;
в) частная фирма;
г) предприниматель без образования юридического лица.
2. Предприниматель создает фирму, используя:
а) только собственные средства;
б) только собственные средства и средства родственников;
в) только заемные средства;
г) собственные и заемные средства.
3. Чистая прибыль — это:
а) доход управляющего фирмой;
б) доход фирмы от реализации продукции;
в) выручка от продаж за вычетом расходов на оплату факторов производства;
г) выручка от продаж за вычетом налогов, расходов на оплату ресурсов и других обязательных платежей.
4. Предприниматель Сидоров создал индивидуальную фирму. Что Сидоров может оставить под залог, если он хочет взять кредит в банке?
а) Квартиру;
б) готовую продукцию;
в) автомобиль жены;
г) дачу.
5. В полном товариществе прибыль:
а) распределяется равномерно среди участников;
б) распределяется пропорционально вложенной доле капитала;
в) отсутствует, так как каждый из участников товарищества занимается собственной коммерческой деятельностью;
г) используется только для увеличения общего капитала.
6. Предприниматель может стать владельцем акционерного общества путем:
а) покупки акций;
б) участия в работе компании;
в) предоставления кредита;
г) предоставления собственного капитала во временное пользование.
Установите соответствие:
Понятие |
| Определение | |
1 | Менеджмент | А | Разработка комплексных планов, определяющих миссию организации на длительную перспективу и обеспечивающих достижение её целей. |
2 | Менеджер | Б | Продуктовая и ценовая политика фирмы, выбор методов её продвижения |
3 | Организация | В | Процесс создания структуры предприятия и упорядочения происходящих в ней событий. |
4 | Планирование | Г | Комплексная проверка всех или отдельных сторон деятельности фирмы. |
5 | Мотивация | Д | Побудительный мотив действий для достижения собственных целей работника и целей организации. |
6 | Контроль | Е | Процесс изучения и решения проблем будущего, определения целей деятельности организации и способов их реализации. |
7 | Ревизия | Ж | Конкурентные преимущества, основанные на высоком качестве стандартных свойств товаров или на их нестандартном наборе. |
8 | Стратегическое планирование | З | Оплаченные неличные формы представления и продвижения продукции с четко известными источниками финансирования. |
9 | Бизнес – план | И | Группа существующих или потенциальных покупателей с одинаковыми предпочтениями в приобретении товара. |
10 | Стимул | К | Создание заинтересованности персонала в достижении целей фирмы. |
11 | Контроллинг | Л | Деятельность, направленная на формирование и удовлетворение рыночного спроса посредством обмена. |
12 | Маркетинг | М | Процесс наблюдения за деятельностью фирмы, обеспечивающий достижение целей организации. |
13 | Сегмент рынка | Н | Разделение рынка на группы покупателей, для каждого из которых существуют или может появиться потребность в определенной группе товаров. |
14 | Сегментация рынка | О | Деятельность по управлению и координации работы предприятия и его подразделений. |
15 | Реклама | П | Комплексная система синхронного анализа, планирования и контроля, нацеленная на максимизацию прибыли и обеспечение стабильной работы фирмы. |
16 | Дифференциация товара | Р | Лицо, занимающее определенную должность в предпринимательской организации, обладающее властью и правом принимать решения. |
17 | Стратегия маркетинга | С | Комплексное экономическое обоснование новой инвестиционной, коммерческой, научно – технической программы или проекта. |
Контрольная работа №1 по теме «СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
| Вариант №2 | |
Сформулируйте правильно ответ. 1. От чего зависит изменение величины спроса? 2. Что влияет на изменение спроса на хлеб? 3. Если на рынке появится товар Б, то как измениться спрос и предложение на товар А? Выполните задания: |
| Сформулируйте правильно ответ. 1. От чего зависит изменение предложения? 2. Что влияет на изменение величины предложения хлеба? 3. Товары А и Б субститутные. Как изменится спрос на товар А если подорожает товар Б? Выполните задания: |
2. На рисунке отражена ситуация на рынке жилья: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (Р — цена товара, Q — величина предложения товара). А)возросшими требованиями к застройщикам; Б)ростом доходов населения; В)сокращением издержек производства нового жилья; Г)субсидированием строителей. 3. На рисунке отражена ситуация на рынке мобильных телефонов: линия спроса D переместилась в новое положение Dl (Р — цена товара, Q — величина спроса товара). |
| 2. На рисунке отражены изменения, произошедшие с предложением свежевыловленной рыбы: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (Р — цена товара, Q — величина предложения товара). А)с совершенствованием технологии разведения рыбы; Б)с приближением сезона отпусков работников рыбных хозяйств; В)с популяризацией в СМИ блюд из рыбы и изданием книг о здоровой пище; Г)с повышением цен на другие продукты, содержащие белок. 3. На рисунке отражена ситуация на рынке автомобилей: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р — цена товара, Q — величина спроса товара).
|
|
|
|
|
| |
Контрольная работа №2 по теме «Финансовая система государства»
A1. Центральный банк, в отличие от коммерческих банков 1) осуществляет финансовые операции 2) производит эмиссию денег 3) участвует в торгах на валютной бирже 4) работает с вкладами граждан и фирм.
A2. В банковскую систему РФ входят 1) финансы предприятий 2) местные бюджеты 3) страховые компании 4) организации социального обеспечения
A3. Норма банковских резервов устанавливается 1) Правительством РФ 2) Президентом РФ 3) Банком России 4) каждым банком самостоятельно
A4. К функциям центрального банка в отличие от коммерческих банков относится 1) проведение расчетов и платежей в хозяйстве 2) посредничество в кредите 3) аккумуляция и мобилизация денежного капитала 4) управление золотовалютными запасами страны
А5. Деньги выполняют четыре функции: средства обращения, средство производства, средства платежа, средства накопления. 1) верно 2) неверно.
А6. Товарные деньги имеют внутреннюю ценность. 1) верно 2) неверно.
А7. Когда человек ежемесячно откладывает по 1 у.е. на приобретение стиральной машины, то деньги выполняют функцию накопления. 1) верно 2) неверно.
А8. Когда вы раздумываете, сможете ли купить шубу за 1 у.е., то деньги выполняют функцию обмена. 1) верно 2) неверно.
В1.Государственные финансы – это:
а) финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями и организациями;
б) денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государственных предприятий;
в) денежные отношения по поводу распределения стоимости общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием фонда денежных средств, находящегося в распоряжении государства и использованием его на различные потребности общества.
В2.В состав государственных финансов включаются:
а) государственный кредит;
б) государственные эмиссии;
в) семейный бюджет;
г) финансы предприятий и организаций.
В3.Бюджетная система – это:
а) свод бюджетов всех уровней;
б) организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуры и взаимосвязи объединенных в ней бюджетов;
в) совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, основанная на экономических отношениях и правовых нормах.
В4.К функциям бюджета относится:
а) финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;
б) самостоятельность всех бюджетов;
в) эффективность и экономичность использования бюджетных средств;
г) сбалансированность бюджета.
В5.Расходы государственного бюджета – это:
а) экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями и организациями;
б) экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием.
С.Напишите эссе по одной из предложенных тем.
С1. Считается, что любовь к деньгам — корень всех бед. То же можно сказать и про отсутствие денег. Батлер С.
С2. Деньги портят характер. Ремарк Э. М.
С3. Деньги — нерв войны. Цицерон
С4. Деньгами надо управлять, а не служить им. Сенека
Итоговая контрольная работа за курс 10 класса.
Часть А.
Задачей экономики как науки является:
Заключение предпринимательской сделки,
Разработка способов достижения сбалансированности госбюджета,
Управление качеством производимой предприятием продукции,
Использование машин и оборудования.
Решение главных вопросов экономики направлено на
Борьбу с монополизацией экономики,
Эффективное распределение и использование ресурсов,
Повышение стоимости основных факторов производства,
Снижение уровня конкуренции в отдельных отраслях.
Экономическая жизнь общества включает
Исследование последствий изменения климата,
Определение полномочий местных органов самоуправления,
Выбор способов снижения затрат производства,
Разработку принципов формирования правового государства.
Что характерно для предприятия любой формы собственности:
Обладает экономической самостоятельностью,
Выплачивает налоги,
Имеет право выпускать ценные бумаги,
Привлекать работников к управлению
Условием успешности рыночного регулирования экономики является:
Постоянный рост объемов производства,
Многообразие форм собственности,
Устранение неравенства потребителей,
Стабильность цен.
Одним из условий повышения производительности труда работников является:
Платежеспособность населения,
Цикличность производства,
Разделение труда,
Снижение затрат производства.
Мебельная фабрика по договору передала в аренду строительному кооперативу часть свободных помещений сроком на пять лет. Пример иллюстрирует право собственника
Распоряжаться,
Владеть,
Наследовать,
Пользоваться.
Работники предприятия, выполняя задания общего трудового плана, не привлекаются к участию в управлении производством и распределения дохода. Это характерно для деятельности предприятия:
Государственного,
Индивидуального частного,
Акционерного,
Кооперативного.
Рыночная экономика предполагает участие потребителей в
Установлении рыночной цены товаров,
Распределении производственных ресурсов,
Выборе методов кредитования предприятий,
Определении налоговых льгот.
Верны ли суждения?
А) Разделение труда способствует повышению его производительности.
Б) Росту объемов производства способствует увеличение налогов на производителя.
1) верно только А,
2) Верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения не верны
Часть В.
Напишите слово, пропущенное в схеме:
Главные вопросы экономики |
| ||||
|
|
|
|
| |
Что производить |
| …… |
| Для кого производить |
Ниже приведен ряд терминов. Все они, кроме одного, относятся к понятию «собственность». Укажите лишнее.
Национализация, аренда, квалификация, имущество, дивиденд, ценные бумаги, владение.
Найдите в приведенном списке отличительные характеристики рыночной экономики:
Связано со сводным ценообразованием,
Осуществляется экономическими методами,
Использует механизм налоговой политики,
Основано на законе,
Обеспечивает подчинение экономических институтов государству.
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие положения носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений.
1. Рост цен в стране Z в зимние месяцы оказался «скромнее» прогнозов большинства экономистов. 2. Инфляция составила 2,1% (3,4% за зиму предыдущего года). 3. Скорее всего, замедлению показателя способствует снижению цен на нефть на мировых торговых площадках. 4. Возможно, сыграла свою роль в статистике и стабилизация цен на бензин на внутреннем рынке.
Установите соответствие:
Примеры |
| Факторы производства | |
А | Токарный станок, | 1 | Земля |
Б | Каменный уголь, | 2 | Труд |
В | Наладчик оборудования, | 3 | Капитал |
Г | Офис фирмы, |
|
|
Д | Менеджер |
|
|
Часть С.
Какой смысл вкладывают экономисты в понятие «специализация»? Составьте три предложения, раскрывающих суть данного понятия.
В стране Z основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая дополнительная информация позволит установить тип экономической системы в стране Z? Сформулируйте три вопроса для получения дополнительной информации.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по вопросу «Фирма в экономике». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.