МОУ «Адамовская средняя общеобразовательная школа»
Утверждено:
И.о.директора ______________
Нолев Д.В.
Зам.директора по УВР ________
Гомбоева В.Р.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экономике
6 класс
УМК: 1. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика –М.: Вита-Пресс, 2003г.
2. Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999
3. Элективный мультимедиа-курс «Экономика и право».
ФИО учителя: Нолева Лидия Геннадьевна
Категория: I (первая)
Стаж: педагогический -13 лет, в данной школе – 9 лет
2010-2011 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана школы на 2010-2011 уч.год, на основе программы И. В. Липсица и учебника И. В. Липсица «Удивительные приключения в стране Экономика». Рабочая программа составлена с опорой на примерную программу по экономике. Рабочая программа предназначена для учащихся основной школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики. В программе предложена логичная последовательность изучения экономических вопросов. Комплекс знаний, полученных по экономике, включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства. Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих представлений о процессах, связанных с экономикой. В 6 классе основные экономические понятия изложены в увлекательной форме и адаптированы к детям данного возраста
Актуальность. Мир экономики – это мир, в котором мы живем, учимся и работаем. И понимание законов этого мира помогает людям принимать некоторые наиболее важные в их жизни решения. Знания простейших явлений и законов экономики необходимы любому человеку, независимо от возраста. По-моему мнению, чем раньше ребенок начнет изучать и понимать закономерности экономической жизни, тем более успешно он может построить свое будущее. Изучение экономики в 6 классе помогает сформировать начальное представление об экономике как целостной системе хозяйственной деятельности человека, осуществляемой в основных экономических сферах: потреблении, производстве, обмене, а также о роли государства в экономике.
Цель программы состоит в формировании у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитании экономической культуры мышления.
Исходя из цели программы, можно выстроить систему задач:
Образовательные:
формирование основ экономических знаний о народном хозяйстве, потребностях человека и общества, путях их удовлетворения, закономерностях производства продуктов и услуг, товарообменных процессах;
формирование знаний прикладного характера, т.е. знания простейших основ хозяйственной жизни; знакомство с принципами ведения семейного бюджета;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач;
овладение умениями получать и осмысливать экономическую информацию.
Развивающие:
Развитие гражданского образования, экономического образа мышления.
подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
развитие экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации.
Воспитательные:
формирование коммуникативных навыков;
воспитание ответственности за экономические решения;
потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;
воспитание уважения к труду.
Валеологические:
обеспечение комфорта учащихся;
сохранение здоровья школьников.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период “зенита любознательности”, по сравнению с младшими и старшими детьми.
Детям в этом возрасте нравится делать трудную, требующую высокой компетенции работу, проявлять индивидуальность и различия, развивается логический разум.
Данные особенности очень эффективно можно использовать для изучения экономики, так как интерес у детей 10-12 лет к окружающему миру растет. Изучая элементарные экономические явления, происходящие в повседневной жизни, учащиеся ощущают принадлежность к миру взрослых, видят свою значимость и начинают задумываться о будущей профессии.
Организация образовательного процесса.
Организация образовательного процесса базируется на сочетании различных методик и педагогических технологий: технология критического мышления; технология проектного обучения; технология интерактивного обучения; ИКТ – технологии.
Используемые педагогические технологии:
Ожидаемый результат | Практическое применение | |
Технология критического мышления | Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения решения проблемы. -Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; | — «Устный конспект», — построение кластеров – схем, — составление планов ответа, — инсерт; — мозговая атака; — чтение с вопросами; — ключевые термины,
|
Технология проектного обучения | Умение взаимодействовать в команде, распределять роли. Умения конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности. | Через создание проектов разного вида: Учебные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые. |
ИКТ – технологии | Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке. | Презентации MS PowerPoint как лекции, задания, наглядность. Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы. |
Технология интерактивного обучения | — Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся. | Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем через работу в парах, дискуссии, дебаты, «аквариум», «карусель». |
Используемые формы и методы:
Формы и методы | |
Формирование понятийного аппарата учащихся | Изучение логики составления определения, тестовые и логические задания на систему запоминания, понимания и воспроизведения основных понятий и терминов; игровые моменты. |
Восполнение пробелов в усвоении курса отдельных учащихся (отсутствие базовых знаний, пропуски уроков и т.п.) | Индивидуальные карточки — задания (работа с текстом учебника) |
Характеристика предмета.
Содержание основного общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:
• человек и фирма;
• человек и государство;
• экономика домашнего хозяйства.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.
Программа ориентирована на изучение базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процесcах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков.
— объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах
— решение практических задач, отражающих типичные экономические ситуации
— умение обосновывать суждения, давать определение
— владение основными видами пересказа, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.Курс призван познакомить учащихся с тем, зачем нужны и как работают банки, что такое деньги и кредитные карточки, как люди зарабатывают себе на жизнь и как добиться карьеры, ведущей к росту доходов.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем изучения элементарных явлений экономики, прежде всего, экономики семьи.
Система уроков в 6 классе призвана дать учащимся основы экономических знаний, сформировать у них представление об основах организации хозяйственной деятельности.
Сроки и этапы реализации программы.
Программа реализуется в течение одного учебного года. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). При этом каждой теме отводится соответствующее время.
Связь со смежными дисциплинами.
В рамках курса «Экономика» активизируются межпредметные связи с дисциплинами: «Обществознание», «Математика», «История», «География», «Экология» и др. Обществознание: формирование первичных представлений о понятиях «семья», «семейный бюджет», «общество», «государство» и др. Математика: умение решать задачи. История: история возникновения некоторых экономических явлений, умение прослеживать изменение в экономической жизни общества со сменой эпох. География: наличие и использование природных ресурсов, природоиспользование и др. Экология: внешние эффекты, влияние экономики на экологию.
Формы текущего и итогового контроля.
Формы контроля знаний, умений, навыков:
мини-сочинения проблемного характера
семинар
доклад
защита проекта
словарный диктант терминов
графический диктант (верно/неверно)
экономические игры
задачи
тесты
кроссворды
Тексты контрольных работ смотри в приложении к программе.
Ожидаемые результаты
В результате изучения экономики ученик должен
Знать/понимать
Зачем люди создали экономику, какие ресурсы для организации производства, виды торговли, зачем нужна торговля и как она помогает развитию производства, что такое собственность, виды собственности, права собственника, что такое прибыль и убыток.
Уметь
— приводить примеры: общественных благ, виды натурального и товарного хозяйств. Спроса и предложения.
— описывать: основные формы заработной платы, основные статьи государственного бюджета России, потребности людей,
— объяснять: причины неравенства доходов, виды безработицы, способы сокращения бюджетного дефицита.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исполнения типичных экономических ролей;
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
Учебно-тематический план
Название тем | Кол-во часов | |||
всего | теоретических | практических | ||
1 | Натуральное и товарное хозяйство. | 1 | 1 | |
2 | Свободный рынок. Экономические регуляторы. Единый план. | 1 | 1 | |
3 | Рыночное равновесие. Дефицит. Конкуренция. | 1 | 1 | |
4 | Теневая экономика. Налоги. | 1 | 1 | |
5 | Товарооборот. Товарные скидки, товарные биржи. Биржевой маклер. | 3 | 2 | 1 |
6 | Деньги. Миссия денег. Инфляция. | 1 | 1 | |
7 | Банк. Ссудный процент. | 1 | 1 | |
8 | Собственность. Капитал. Кругооборот капитала. | 2 | 1 | 1 |
9 | Прибавочный продукт. Благосостояние общества. Безработица. Биржа труда. Фонды общественного потребления. | 2 | 1 | 1 |
10 | Мелкие собственники (предприниматели). Коммерческая тайна. Коммерческий риск. | 1 | 1 | |
11 | Компания. Корпорация. | 1 | 1 | |
12 | Акция. Акционер. Акционерные компании. | 2 | 2 | |
13 | Экономические концепции утопического социализма, военного коммунизма и НЭП. Командно-административная система. | 1 | 1 | |
14 | Зарплата. Тариф. Прожиточный минимум. Распределение. | 2 | 1 | 1 |
15 | Профсоюз. Благотворительные общества. Общественные фонды потребления. | 1 | 1 | |
16 | Доходы. Потребительские кредиты. | 1 | 1 | |
17 | Национальное богатство. Страхование. | 1 | 1 | |
18 | Военно-промышленный комплекс. Конверсия. | 2 | 1 | 1 |
19 | Экология. Безотходное производство. | 1 | 1 | |
20 | Международная торговля. Лицензия, пошлина. | 2 | 2 | |
21 | Валюта. | 1 | 1 | |
22 | Государственный бюджет. Бюджетный дефицит. | 2 | 1 | 1 |
23 | Свободная торговля. Международный экономический союз. Европейское экономическое сообщество. | 2 | 2 | |
24 | Итоговое занятие | 1 | | 1 |
| ИТОГО | 34 | 27 | 7 |
Содержание программы
Тема 1. Натуральное и товарное хозяйство. (1час)
Что такое натуральное и товарное хозяйство. Отличие натурального хозяйства от товарного. Почему весь мир пользуется товарным хозяйством.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: понимать разницу между натуральным и товарным хозяйствами, знать преимущество товарного хозяйства.
Уметь: приводить примеры натурального и товарного хозяйства.
Тема 2. Свободный рынок. Экономические регуляторы. Единый план. (1 час)
Определение понятия свободного рынка, его преимущества и недостатки. Перепроизводство. Кризис перепроизводства и его последствия. Невозможность рассчитать заранее, сколько необходимо произвести товаров. Отсутствие гарантий у правительства, что все планы государства будут выполнены. Кризис недопроизводства.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: плюсы и минусы свободного рынка и единого плана.
Уметь: Самостоятельно и аргументировано сделать вывод о том, какая наиболее из предложенных систем наиболее эффективна.
Тема 3. Рыночное равновесие. Дефицит. Конкуренция. (1час)
Последствия нарушения рыночного равновесия; т. е. дисбаланса спроса и предложения. Условия появления дефицита борьба с ним. Конкуренция между частными производителями и концернами. Реклама, маркетинг, монополия.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: учащиеся должны четко уяснить, что надо производить то, что продаётся, а не продавать то, что производится.
Уметь: отвечать на вопросы как есть ли такие товары, на которые цена растет бесконечно. Что положительного и отрицательного дает обществу конкуренция и монополия. Наносит ли ущерб обществу человек, который разорился. Что можно сделать, чтобы победить в конкурентной борьбе. Что эффективнее для страны: монополия или конкуренция и почему.
Тема 4.Теневая экономика. Налоги. (1час)
Две основные особенности теневой экономики: нарушение закона при организации деятельности и уклонение от уплаты налогов государству. Товары фальсификаторы.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: понимать необходимость введения налогов государством и борьбы с теневой экономикой.
Уметь: отличать спекуляцию от коммерции.
Тема 5. Товарооборот. Товарные скидки, товарные биржи. Биржевой маклер. (3час)
Розничная торговля. Оптовая торговля. Оптовые продавцы. Какие товары выгодно везти прямо в магазин. Почему производителю товара не проще самому продавать его. Игры на ценах.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: что такое товарооборот и как расходуются деньги, полученные предпринимателем в результате товарооборота.
Уметь: Иметь представление о принципе работы на товарной бирже. Ее роли в мировой торговле.
Тема 6. Деньги. Миссия денег. Инфляция. (1час)
История возникновения денег. Роль денег. Почему золото удобнее в качестве денег. Бумажные деньги. Банкноты. Монетный двор. Роль денег .Недостаток и избыток бумажных денег.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: Учащиеся должны чётко понимать, что количество денег и богатство страны — не одно и то же.
Уметь: Иметь представление об эмиссии денег и понимать термин «инфляция».
Тема 7. Банк. Ссудный процент. (1час)
Вексель. Организация работы банка. Чековая книжка. Можно ли взять деньги на прокат. Кредит Депозит.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: за что банки получают проценты, выгодно ли давать деньги в кредит, в результате чего может наступить банкротство банка.
Уметь: уметь рассчитывать проценты.
Тема 8. Собственность. Капитал. Кругооборот капитала. (2часа)
Личная и частная собственность. Может ли личная собственность быть частной. Живые и мёртвые деньги. Себестоимость. Прибыль. Норма прибыли на вложенный капитал.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: В чём отличие денег от капитала. Отличие кругооборота денег от кругооборота капитала.
Уметь: отличать кругооборот денег от кругооборота капитала. Можно ли продать товар по цене ниже его себестоимости.
Тема 9.Прибавочный продукт. Безработица. Биржа труда.
Фонды общественного потребления. (2часа)
Условия появления прибавочного продукта и принцип его распределения. Факторы, влияющие на его благосостояние общества. Банкротство предприятий. Причины появления безработицы. Как образуются фонды общественного потребления.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: когда начинается рост благосостояния общества, сто является богатством общества, нужны ли безработные, зачем создаются биржи труда, почему предприниматели готовы отдать часть своей прибыли для выплаты пособий по безработице.
Уметь: подсчитывать рост безработицы.
Тема 10. Мелкие собственники. Коммерческая тайна.
Коммерческий риск. (1час)
Примерный перечень рассматриваемых вопросов.
Может ли предприниматель рассчитывать на ссуду банка для начала своего дела. Есть ли у человека гарантия, что, начав своё дело, он не разорится. Может ли государство гарантировать успех каждому предпринимателю. Залог. Внеурочные компании. Промышленный шпионаж.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: термины «коммерческая тайна» и «коммерческий риск».
Уметь: объяснить, как получить деньги в банке, не имея залога. Всякая ли разработка фирмы является коммерческой тайной.
Тема 11. Компания. Корпорация. (1час)
История возникновения компаний. Причины возникновения корпораций как новой формы объединения предпринимателей. Теряет ли все свое имущество каждый из членов корпорации или компании при ее разорении.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: значение терминов компания, корпорация.
Уметь: мотивированно отвечать на вопрос о степени риска предпринимателя, вкладывающего свои средства в компанию или в корпорацию.
Тема 12. Акция. Акционер. Акционерные компании. (2часа)
Являются ли акции товаром. Имеет ли право владелец акции на часть прибыли корпорации. Может ли меняться стоимость акции. От чего зависят дивиденды. Купоны. Маклер. Фондовая биржа.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: значение терминов «акция», «дивиденды», а так же знать механизм получения доходов акционерными компаниями.
Уметь: рассчитывать прибыль с акций.
Тема 13.Экономические концепции утопического социализма, военного коммунизма и НЕПа. Командно – административная система. (1 час)
Экономические предпосылки возникновения идей утопического социализма.
Экономическая политика военного коммунизма. Изменения в экономике страны в результате перехода к НЕПу. Продналог. Продразверстка. Функции командно – административной системы и их влияние на экономику.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: четко понимать, что нельзя построить процветающее общество, игнорируя экономические законы.
Уметь: объяснить признаки идеального государства.
Тема 14. Зарплата. Тариф. Прожиточный минимум. Распределение. (2 часа)
Отчего зависит размер зарплаты. Справедливо ли платить всем одинаковую зарплату. Верхняя граница зарплаты, нижняя граница зарплаты. Прожиточный минимум. Кому общество должно помогать. Почему нельзя допускать большой разницы в уровнях жизни бедных и богатых.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: границы верхней и нижней зарплаты, от чего они зависят. В каком случае повышение зарплаты становится нереальным. Сумму прожиточного минимума
Уметь: объяснить, в чем разница минимальной заработной платой и прожиточным минимумом.
Тема 15. Профсоюз. Благотворительные общества. Общественные фонды потребления. (2часа)
Причины возникновения профессиональных союзов. Пенсии. Пособия. Источники средств общественных фондов потребления.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: причины, побуждающие рабочих объединяться в профсоюзы, задачи профсоюзов.
Уметь: Объяснить, зачем нужны благотворительные общества, что такое фонды общественного потребления и для какой цели они создаются.
Тема 16. Доходы. Потребительские кредиты. (2часа)
Номинальный и реальный доходы. Примеры зависимости благосостояния граждан не только от доходов, но и возможности превращения их в товары. Сбережения.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: разницу между номинальными реальным доходом, что увеличение номинальных доходов населения не влечет за собой рост благосостояния граждан.
Уметь: объяснить, что такое потребительский кредит.
Тема 17. Национальное богатство. Страхование. (1час)
Что является национальным богатством страны. Может ли страна стать процветающей, почти не имея полезных ископаемых. Виды страхования. Социальное страхование. Страховой полис. Почему страховым компаниям не грозит разорение.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: что такое национальное богатство, страхование, от чего зависит сумма взноса при страховании, как используются средства, полученные за счет отчислений на социальное страхование.
Уметь: объяснить, почему страховым компаниям не грозит разорение.
Тема 18. Военно-промышленный комплекс конверсия. (2часа)
Экономические предпосылки и последствия возникновения воин. Необходимость существования военно-промышленного в государстве. Проблемы, возникающие при проведении конверсии.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: почему для военно-промышленного комплекса важно, чтобы мир балансировал на грани войны.
Уметь: объяснить положительные и отрицательные аспекты развития военно-промышленного комплекса , источники финансирования военно-ромышленного комплекса, проблемы, возникающие при конверсии, и сложности ее программы.
Тема 19.Экология. Безотходные технологии. (1час)
Загрязнение окружающей среды и его влияние на экономику. Взаимосвязь экономики и экологии. Необходимость решения экологических проблем. Парниковый эффект и его последствия. Разрушения озонового слоя вокруг Земли и необходимость срочного решения этой проблемы.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: понимать жизненную важность решения экологических проблем.
Уметь: ответственность каждого из нас сохранение нашей планеты.
Тема 20. Международная торговля. Лицензии. Пошлина. (2часа)
Исторические принципы возникновения международной торговли. Цена товара в разных странах; чем она определяется. Могут ли изобретения быть товаром. Торговые войны. Товары стратегического назначения. Экспорт и импорт товаров.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: что, при международной торговле не возникает проблем с разницей в денежных единицах.
Уметь: отвечать, как государство защищает свой рынок от ввоза и вывоза конкурирующих товаров, экспортной продукции, от чего зависит размер пошлины в разных странах.
Тема 21. Валюта. (1час)
Валютный курс. Его причины. Потребительская корзина. Валютный кредит. Политические и экономические аспекты использования валютных кредитов. Конвертируемость валюты.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: почему нет единой валюты (как денежной единицы). Знать значения терминов валютный и курс и конвертируемость валюты.
Уметь: объяснить из чего состоит потребительская корзина.
Тема 22. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит. (1 час)
Доходы и расходы государственного бюджета. Причины возникновения бюджетного дефицита. Облигации государственного займа.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: источники формирования государственного бюджета и что такое бюджетный дефицит.
Уметь: объяснить три варианта поведения правительства при бюджетном дефиците.
Тема 23. Свободная торговля. Международный экономический союз. Европейское экономическое сообщество. (2часа)
Причины, побудившие страны объединиться в экономический союз. Зоны свободной торговли. Свободные экономические зоны. Экономическая интеграция. Помощь развивающимся странам.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: что, сегодня экономические интересы отдельных людей и даже народов очень тесно связано с экономическими интересами человечества в целом и потому Международный экономический союз — самая Эффективная форма экономического сотрудничества разных стран.
Уметь: рассказать о причинах, побудивших страны объединиться в экономический союз.
Условия для реализации программы
Учебник по экономике: И В Липсиц «Удивительные приключения в стране Экономика» –М.: Вита-Пресс, 2003.
Элективный мультимедиа-курс «Экономика и право»
Интернет-ресурсы
Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2006
Журнал «Экономика в школе»
А.А.Мицкевич. Сборник задач по экономике.- М.: Вита-Пресс, 2006
С.А.Равичев, С.Э.Григорьев, Т.А.Протасевич, А.С.Свахин. Сборник тестовых заданий по экономике. (8-11 классы).- М.: МЦЭБО- Вита-Пресс,2004.
Тесты для проведения контрольных работ и текущего контроля.
Кроссворды.
Возможность использования информационных технологий на уроках экономики.
Ермаков И.В., Протасевич Т. А. Начала экономики: учебное пособие. Новосибирск, 1997
И В Липсиц ««Удивительные приключения в стране Экономика» –М.: Вита-Пресс, 2003.
Липсиц И.В. Экономика без тайн. -М.: Дело, 1993
Романова Н. И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика., 1993
Шведова И. А. Азбука для детей и взрослых. Вып. 1 .Экономика. – М.: 1992
Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998
Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Олимп, 1998
Н Б Ошорова, Г.С. Ошорова, «Образовательные технологии в развитии познавательной самостоятельности учащихся». Улан-Удэ 1999 г.
О Макарова, В Раев. «Тесты по экономике» — М. : Вита-Пресс, 1997 г.
Е Н Травин. «Уроки экономики в школе» Пособие для учителей экономике и обществознания. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003 г – 160 стр.
Тесты для проведения контрольных работ и текущего контроля.
Кроссворды.
Литература для учащихся
И В Липсиц ««Удивительные приключения в стране Экономика» –М.: Вита-Пресс, 2003.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Олимп, 1998
Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999
Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998
Мицкевич А. А. Экономика в задачах и тестах: Пособие для учителя / А. А. Мицкевич, — М.: Вита-Пресс, 1995
Список литературы, использованной при написании программы
Закон «Об образовании»
Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 года «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Программа: И. В. Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности», ГУ – ВШЭ, 2000
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Е В Савицкая, С Ф Серегина. «Уроки экономики в школе 1 и 2 части» — М.: «Вита — Пресс» 1999 г, М.: «Вита — Пресс» 1997 г.
В А Ситаров. Дидактика для учителя. Учебное пособие. М: Издательский центр Академия , 2004 – 368 стр.
О Ю Мамедов. Экономическая теория в школе: книга для учителя – Ростов на Дону: «Феникс»- 1996 – 544 стр.
Т Н Сенгеева. Особенности личности (познавательная сфера) составитель– Улан –Удэ 2004 –58 стр.
Г К. Селевко. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М; — 1998
Н.Б. Ошорова, Г.С. Ошорова. Образовательные технологии в развитии познавательной самостоятельности учащихся.
Б А Голуб. «Основы общей дидактики». Учебное пособие – М. Владос 1999
В А Ситаров. «Дидактика». Учебное пособие – М. Академия 2004 г/
https://www.profistart.ru/ps/blog/13181.html