7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по экономике для учащихся 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) и авторской программы для 7-8 классов И.В.Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» (Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений / Сост. Б.И.Мишин, Л.Н.Поташева. – М.: Вита-Пресс, 2006. – 240 с.).
Реализация данной программы направлена на создание условий:
для формирования экономического мышления, интереса к изучению экономических дисциплин;
для освоения системы знаний об экономической деятельности;
для воспитания ответственности за экономические решения, уважения к труду;
для освоения способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства.
Рабочая программа призвана подготовить учащихся 7-х классов к лучшему усвоению основ экономических знаний в 10-11х классах и сформировать у них систематическое представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики. Для решения этих задач курс построен таким образом, что органично сочетает большой материал по экономической истории с описанием современных способов осуществления хозяйственной деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, способов деятельности и ключевых компетенций:
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, т.е., к авторской программе в 34 учебных часа добавлен в резерв еще 1 час, т.к. учебный год для учащихся 7 класса составляет 35 учебных недель.
Основные формы текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся:
устные развернутые ответы;
тестирование;
работа с экономическими терминами (письменно и устно);
написание отчетов по экскурсиям.
Основная литература:
Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 1999-2006.
Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике. 7-8 классы.: Учебн. пособие – М.: Вита-Пресс, 1999-2006.
Календарно-тематическое планирование по экономики для 7 класса к учебнику И.В. Липсица,
34 часа (с учетом одного часа в неделю).
Дата | Ч
| Тема | Основные вопросы | Требования к учащимся | Домашние задание | |
1 |
| 1 | Зачем нужна экономика. | Понятие об экономике, о богатстве, о том, зачем люди создали экономику и когда она возникла. | Знать об экономике как хозяйственной деятельности, о влиянии потребностей человека на развитие экономики, факторах, определяющих уровень экономики и благосостояние граждан страны. Давать определение понятия «богатство», уметь характеризовать факторы, определяющие размеры богатства. | Глава I, стр.4-10. |
2 |
| 1 | Как устроена хозяйственная жизнь человечества. | Что помогает людям жить лучше, от чего зависит продолжительность жизни людей, уровень жизни людей, что главное в устройстве экономики. | Понимать роль технического прогресса в развитии экономики. Знать, что в основе хозяйственной жизни лежит разделение обязанностей и координация деятельности. | Глава II, стр.11-13. |
3 |
| 1 | Что такое уровень жизни. | Что составляет уровень жизни, что влияет на его рост. | Иметь представление об уровне жизни и факторах его роста. | Глава II, стр.14-16, эссе. |
4 |
| 1 | Возникновение экономики. | Как и когда возникла экономика. Отрасли экономики. | Знать историю возникновения производства как особой формы сферы хозяйственной деятельности, давать определения понятий о производственных ресурсах и производительности как мере эффективности их использования в производстве, иметь представление об отраслях экономики. Уметь объяснять изменения в значении отраслей для развития производства. | Глава III, стр.17-20. |
5 |
| 1 | Развитие производства в России. | Как развивалась экономика в России. Богатства российской экономики. | Иметь представление о развитие экономики в России (кратко), знать структуру современных отраслей экономики России. | Глава III, стр.21-25, эссе. |
6-7 |
| 2 | Как организуется производство благ. Менеджмент. | Понятие от технологии как основе организации использования производственных ресурсов, о менеджменте; обсудить, чем менеджеры отличаются от предпринимателей. | Знать, какие ресурсы нужны для организации производства, иметь представление о технологии. Уметь объяснять, кто такие менеджеры и чем они отличаются от предпринимателей. | Глава IV, стр.26-28. |
| Глава IV, стр.28-31 эссе. | |||||
8 |
| 1 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Увлекательный мир экономики». | Обобщение и систематизация изученных знаний по теме: «Увлекательный мир экономики». | Уметь отвечать на вопросы контрольной работы. |
|
9 |
| 1 | Торговля – союзник производства. | История возникновения обмена и торговли. Прогресс транспорта как фактор развития торговли. | Знать, почему людям нужна торговля и как торговля помогает развитию. Производства. Иметь представление о том, когда люди начали торговать. | Глава V, стр.32-37. |
10 |
| 1 | Рынок – величайшее достижение человечества. | Причины расцвета или замирания торговли на протяжении истории человечества. О роли торговли в улучшении условий хозяйственной деятельности человечества. | Знать, почему людям нужна торговля и как торговля помогает развитию. Производства. Иметь представление о том, когда люди начали торговать. | Глава V, стр.37-38, эссе. |
11 |
| 1 | Какая бывает торговля. | История возникновения розничной торговли, факторы успеха в розничной торговле. Закономерности развития форм организации розничной торговли. Экономические условия успешной розничной торговли. | Знать, что такое розничная торговля, иметь представление о том, как добиться успеха в торговле, не снижая цен, и чем занимается владелец магазина. | Глава VI, стр.39-44, творческое задание. |
12 |
| 1 | Многоликая розничная торговля. | Коммерческие принципы организации универсальных и специализированных магазинов. Организация продаж с помощью дилеров. Причины возникновения безмагазинной торговли и ее формы. | Знать, что такое торговая сеть, зачем строят молы, иметь представление о том, как можно продавать товары без магазинов. | Глава VII, стр.45-48. |
13 |
| 1 | ЭКСКУРСИЯ В ОДНОМ ИЗ ВИДОВ МАГАЗИНОВ. | Работа и обязанности персонала в магазине. | Уметь корректно задавать вопросы продавцам, консультантам, делить товары на марки, видеть различие между ними. | Написать отчет об экскурсии. |
14 |
| 1 | Зачем нужна оптовая торговля. | Причины возникновения оптовой торговли. Скидки с цен как источник дохода оптового торговца. Выгоды, обеспечиваемые оптовой торговлей. | Знать, как возникла оптовая торговля, в чем выгода от оптовой торговли. Иметь представление о том, откуда берутся доходы оптовой торговли. | Глава VIII, стр.49-53. |
15 |
| 1 | Как работают российские оптовики. | Причины возникновения оптовой торговли. Скидки с цен как источник дохода оптового торговца. Выгоды, обеспечиваемые оптовой торговлей | Знать, как возникла оптовая торговля, в чем выгода от оптовой торговли. Иметь представление о том, откуда берутся доходы оптовой торговли. | Глава VIII, стр.53-55. |
16 |
| 1 | Как оптовая торговля помогает производству. | Возникновение массового производства и его влияние на развитие оптовой торговли. Функции оптовых торговцев. Развитие оптовой торговли в России. | Знать. Когда родилось массовое производство, в чем состоит работы современных оптовиков, что такое конвейер, иметь представление о развитие оптовой торговли в России. | Глава IX, стр.56-59, эссе. |
17 |
| 1 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Что мы узнали о торговли». | Обобщение и систематизация изученных знаний по теме: «Торговля». | Уметь отвечать на вопросы контрольной работы. |
|
18-19 |
| 2 | Зачем нужна биржа. | Сущность биржевой торговли. История возникновения бирж. Принципы биржевых товаров. Понятие о биржевой спекуляции. Типы биржевых стратегий. История российской биржевой торговли. | Иметь представление о том, когда и почему возникла биржевая торговля. Знать, кто такие брокеры и дилеры, какими товарами торгуют на биржах, уметь давать характеристику биржевым «медведям», «быкам». | Глава X, стр.60-63. |
| Глава X, стр.64-67. | |||||
20 |
| 1 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Что мы узнали о бирже и ее работе». | Обобщение и систематизация изученных знаний по теме: «Биржа и ее работа». | Уметь отвечать на вопросы контрольной работы. |
|
21 |
| 1 | Деньги – помощник торговли. | Понятие о бартере и проблемы, с которыми он сопряжен. Причины изобретения денег. Виды товарных денег. Причины и закономерности возникновения монет. | Знать, что такое «взаимство» или бартер, зачем людям понадобились деньги, какова роль денег, иметь представление о функциях и видах денег, деньгах разных стран. | Глава XI, стр.68-72. |
22-23 |
| 2 | Краткая история звонкой монеты. | История российской монетной системы. Драгоценные металлы и причины их использования для чеканки монет. Возникновение национальных монетных систем и проблемы обмена валют. | Знать, когда были изобретены монеты, как деньги связаны с взвешиванием, когда на Руси сложилась денежная система. | Глава XII, стр.73-75. |
Глава XII, стр.76, творческое задание. | ||||||
| ||||||
24 |
| 1 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Что мы узнали о деньгах». | Обобщение и систематизация изученных знаний по теме: «Деньги». | Уметь отвечать на вопросы контрольной работы. |
|
25 |
| 1 | Зачем люди придумали банки. | Истоки банковской системы. Услуги, оказываемые банками с древнейших времен. | Знать, когда и зачем появились первые банки, почему деятельность банкиров замирала на века, когда начался расцвет современного банковского дела. | Глава XIII, стр.77-81. |
26 |
| 1 | Когда в России появились банки. | Понятие о кредите. Причины, затруднявшие развитие банковского дела в Европе. История банковской системы России. | Знать, когда и зачем появились первые банки, почему деятельность банкиров замирала на века, когда начался расцвет современного банковского дела. | Глава XIII, стр.81-84, творческое задание. |
27 |
| 1 | Банковские деньги. | Когда и как возникли банковские деньги. Причины возникновения различий между номинальной и реальной ценностью денег. Понятие о чеках. Факторы, способствующие возникновению банковских (кредитных) денег. | Знать, что такое частные деньги, что такое номинал, чек, банкнота, понимать, для чего изобрели чеки. | Глава XIV, стр.85-90 |
28 |
| 1 | Как бумажные деньги стали главными. | История возникновения бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги. Закон Грэшема. Причины вытеснения момент из драгоценных металлов бумажными деньгами. | Знать, что такое эмиссия, почему «плохие» деньги вытесняют «хорошие», иметь представление о том, могут ли игральные карты заменить деньги. | Глава XV, стр.91-94, эссе. |
29 |
| 1 | Как банки сделали деньги невидимыми. | Причины исчезновения металлического (золотого) стандарта. Почему бумажные деньги называют декретными. Факторы возникновения безналичных расчетов. | Знать, что такое безналичные денежные расчеты, как люди платят чеками, почему и с какой целью государство приказывает фирмам вести безналичные расчеты, почему банки решили придумать замену чекам. | Глава XVI, стр.95-99. |
30 |
| 1 | ЭКСКУРСИЯ В БАНК. | Работа банковских служащих. | Уметь задавать вопросы банковским работникам. Отличать чек от банковских обязательств, иметь представление о работе банка. | Написать отчет об экскурсии. |
31 |
| 1 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Что мы узнали о банках и их значении». | Обобщение и систематизация изученных знаний по теме: «Баки и их значение». | Уметь отвечать на вопросы контрольной работы. |
|
32-33 |
| 2 | Увлекательный мир экономики. | Практикум. | Уметь систематизировать полученные знания за год обучения курсу «экономики», четко отвечать на поставленные вопросы, выполнять задания. | Творческие задания. |
| ||||||
34 |
| 1 | Итоговый повторительно-обобщающий урок по теме: «Экономика 7 класса». | Обобщение и систематизация изученных знаний полученных за год обучения курсу Экономика. | Уметь отвечать на вопросы контрольной работы. |
|
35 |
| 1 | УРОК-РЕЗЕРВ. |
|
|
|