Рег. №___________
МУНИЦИПАЛЬНО БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА “ГАРМОНИЯ” Г. МОЖАЙСКА
Рассмотрено Утверждаю
на заседании МО Директор
Протокол № “ ”______2013г. ______________Н.Н.Евтушенко
Руководитель МО от “___”_________2013 г.
Волобуева_И. С.( )
Согласовано
“_____”___________2013 г.
Заместитель директора по УВР
Андриксонова Е. А.( )
Рабочая программа
по элективному курсу “Мы в мире экономике”
для 11 класса среднего полного общего образования
учителя Любимовой Н. Г.
г. Можайск
2013
Цели курса:
развивать интеллектуальные и практические умения учеников в области экономики;
сформирование устойчивое понимание экономических терминов и понятий;
познакомить учеников с проблемами в области экономики;
научить навыкам правильного решения задач;
научить анализировать нужную информацию;
научить учеников правильно применять теоретические знания в жизни.
Задачи курса:
способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
способствовать развитию самостоятельной работы;
развивать логическое, творческое и аналитическое мышление;
способствовать развитию коллективной работы.
Методы:
мозговые штурмы (включить в работу всех членов группы; определение уровня знаний и основных интересов участников; активизировать творческого потенциала участников);
энергизаторы (позволяют продемонстрировать и почувствовать взаимную поддержку участников группы; способствуют формированию навыков невербальной коммуникации, тренировки концентрации внимания, быстроты реакции; служат для разрядки, снятия напряжения, повышения энергетического потенциала группы; позволяют легко и непринужденно поделиться на группы);
групповые работы (КО – это метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой группы участников);
тесты (являются исключительно объективным способом контроля результатов обучения; тесты обладают высокими обучающими возможностями);
выполнение разных заданий (составить график спроса или предложения; построить кривую спроса или предложения; ответить на вопросы; решить задачи; работа с терминами).
ролевая игра – это метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого “проживания” жизненной или профессиональной ситуации;
проектная работа.
Актуальность и педагогическая целесообразность.
В настоящее время все актуальнее становится экономика в жизни каждого человека. Экономика — это наука об использовании людьми ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления. В понятие экономики входит и возникающая при этом совокупность общественных отношений. Экономическая наука изучает, прежде всего, экономические потребности и способы их удовлетворения. Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя материальные потребности людей. Для этого надо производить материальную продукцию и оказывать услуги населению. Всем этим и занят сложнейший механизм, который изучает экономическая наука. Экономическое образование в нашей стране постепенно занимает подобающее ему место в планах средних учебных заведений. У учеников ощутимо растет интерес в данной области знания и профессиям, связанным с экономикой.
Я назвала свой курс: “Мы в мире экономики!” Этот курс рассчитан на учеников 11 класса. Продолжительность курса – полгода, по одному занятию в неделю – 17 учебных часов.
Учебно-тематический план
Название темы | К-во часов | ПР | Дата проведения | |
1 | “Что такое экономика?” | 2 |
| 6.09-13.09 |
2 | “Экономические системы”. | 2 |
| 20.09-27.09 |
3 | “Спрос”.
| 1 |
| 4.10 |
4 | “Предложение”.
| 1 |
| 11.10 |
5 | “Равновесие рынка”. | 1 |
| 18.10 |
6 | “Потребление, сбережения, вклады, инвестиции”. | 1 |
| 25.10 |
7 | “Бизнес и предпринимательство”. | 2 |
| 1.11-8.11 |
8 | “Финансирование бизнеса”. | 1 |
| 15.11 |
9 | “Производство и производительность”. | 2 |
| 22.11-29.11 |
10 | “Рынок труда”. | 1 |
| 6.12 |
11 | “Конкуренция”. | 1 |
| 13.12 |
12 | “Государство и рыночная экономика”. | 2 | 1 | 20.12-27.12 |
| Всего | 17 | 1 |
|
Содержание программы
Содержание | Количество часов | |
“Что такое экономика?” | “Основы экономики”. Производственные ресурсы. Ограниченность. Альтернативная стоимость. Граница производственных возможностей, проблема выбора. “Основные экономические вопросы”. Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком объеме? Как должны быть произведены товары и оказаны услуги? Кто получает и использует эти товары и услуги? Макроэкономика и микроэкономика. | 2 |
“Экономические системы”. | “Рыночная экономика”. Экономические системы: рыночная, командная, традиционная, смешанная. Частная собственность. Ценовая система. Предпринимательская деятельность. “Кругооборот рыночной экономики”. Экономические модели. Деньги и бартер. Средство обмена или обращения. Средство измерения. Средство сбережения или сохранения. Эффективность рыночной системы. Экономическая роль государства. | 2 |
“Спрос”. | “Закон спроса”. Покупательная способность. Убывающая предельная полезность. Заменители. Эффект цены. Эффект дохода. Эффект замены. “Рыночный спрос”. Бизнес и кривые спроса. Эластичность спроса по цене (наличие заменителей, расходуемая процентная часть бюджета, время). Эффект цены и изменение спроса (изменение дохода, наличие и цены заменителей, наличие и цены взаимодополняющих товаров). | 1 |
“Предложение” | “Предложение и эффект цены”. Предложение. Себестоимость. Предельные издержки. Кривое. Закон предложения. Рыночное предложение (эффект цены, индивидуальные предложения и рыночные предложения). “Эластичность предложения по цене”. Ценовая эластичность предложения. Эффект цены и изменение предложения (изменение предельных издержек производства, наличие и цены заменителей и др.). | 1 |
“Равновесие рынка” | “Рыночное равновесие и совершенная конкуренция”. Равновесная цена. Равновесные рыночные цены и фактор времени. Механизм формирования равновесной цены. Дефицит. Избыток. “Функции рыночных цен”. Информационная функция. Распределительная (нормирующая) функция. Мотивирующая функция. Дифференцирующая функция. Равновесие и эффективность рынка. | 1 |
“Потребление, сбережения, вклады, инвестиции”. | “Источники дохода. Вклады и инвестиции”. Доход от труда. Доход от собственности. Сбережения. Бюджет (Постановка финансовых целей, оценка дохода, планирование расходов). Вклады и инвестиции. (цели вкладчиков и инвесторов, банковские вклады, инвестиции в ценные бумаги, коллективное инвестирование. “Потребительский кредит. Защита интересов прав потребителей”. Преимущества кредита. Недостатки кредита. Получение и использование кредита. Риск и страхование (личное страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности. Защита интересов и прав потребителей. | 1 |
“Бизнес и предпринимательство”. | “Признаки классификации предпринимательской деятельности”. Понятия бизнес и предпринимательство. Субъекты хозяйственной деятельности, Цель деятельности. Вид деятельности. Формы собственности. Количество собственности. Организационно – правовые формы предпринимательства. “Экономическая роль малого бизнеса”. Понятие и критерии малого бизнеса. Отраслевая структура малого бизнеса. Преимущества малого бизнеса. Факторы, ограничивающие малый бизнес. | 2 |
“Финансирова-ние бизнеса”.
| “Финансовые рынки”. Финансовые ресурсы. Финансовые рынки. Финансирование с помощью займов. Финансирование с помощью выпуска акций. Внутреннее финансирование. Финансирование малого бизнеса. “Фондовый рынок”. Первичный и вторичный рынок. Рынок акций. Рынок облигаций. Интерактивное инвестирование. Регулирование фондового рынка. Финансовый учет и отчетность. | 1 |
Производство и производитель-ность”.
| “Как измеряется валовой внутренний продукт”. Валовой национальный продукт. ВВП и экономическое благосостояние. Номинальный и реальный ВВП. ВВП и ВНП на душу населения. Производительность (человеческие ресурсы, природные ресурсы, капитальные ресурсы, технологии и инновационная деятельность, технологические процессы). “Управление”. Функции управления. Стратегия управления. Парадокс производительности. | 2 |
“Рынок труда” | “Как рыночные силы определяют цену труда?” Рабочие силы. Изменения на рынке труда. Факторы, определяющие дифференциацию в оплате труда (разница в условиях труда, разница в образовании и квалификации, разница в способностях и трудолюбии, разница в опыте и мастерстве, уровень территориальной мобильность населения, трудовая дискриминация). “Организация рынка труда”. Социальное партнерство. Коллективные переговоры и договоры. Трудовые споры и конфликты. Ассоциации предпринимателей. Современные тенденции в сфере трудовых отношений. | 1 |
“Конкуренция”.
| “Конкуренция и координация”. Виды рыночной конкуренции. Структура рынка. Чистая ценовая конкуренция. Рыночная (монопольная) власть (монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония). “Виды слияния бизнеса. Информация и обмен”. Горизонтальная интеграция. Вертикальная интеграция. Конгломерат. Поглощение. Совместные предприятия. Информация и обмен. Маркетинг. Продукт, политика цен, продвижение. Способ распространения. | 1 |
“Государс-тво и рыночная экономика”. | “Государственное регулирование… | 2 |
Практическая работа № 1: “Мы в мире экономики” | ||
| Всего | 17 |
Планируемые результаты изучения предмета
с указанием видов и формы контроля
Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) | Вид контроля | Форма контроля | |
|
|
|
|
“Что такое экономика?” | Знать: Основы экономики. Производственные ресурсы. Макроэкономика и микроэкономика. Уметь: Определять границу производственных возможностей.
| Текущий контроль | Фронтальный опрос, тестирование |
“Экономические системы”. | Знать: “Экономические системы”. “Кругооборот рыночной экономики”. Экономические модели. Деньги и бартер. Уметь: определять экономическую роль государства; называть средства обмена и обращения. | Текущий контроль | Блиц-опрос |
“Спрос”.
| Знать: “Закон спроса”. Покупательная способность. Убывающая предельная полезность. Уметь: указывать на эффект цены и изменение спроса (изменение дохода, наличие и цены заменителей, наличие и цены взаимодополняющих товаров). | Текущий контроль | Работа с карточками |
“Предложение”. | Знать: “ Предложение и эффект цены”. Предложение. Себестоимость. Предельные издержки. Кривое. Закон предложения. Рыночное предложение. Уметь: Определять себестоимость товаров. | Текущий контроль | Оценка опорных конспектов |
“Равновесие рынка”. | Знать: “Рыночное равновесие и совершенная конкуренция”. Равновесная цена. Равновесные рыночные цены и фактор времени. Механизм формирования равновесной цены. Дефицит. Избыток. Уметь: называть “Функции рыночных цен” | Текущий контроль | письменная проверка |
“Потребление, сбережения, вклады, инвестиции”.
| Знать: “Источники дохода. Вклады и инвестиции”. Доход от труда. Доход от собственности. Сбережения. Бюджет. Уметь: указывать на преимущества кредита, его недостатки; различать виды страхования. | Текущий контроль | Блиц-опрос |
“Бизнес и предпринимательство”.
| Знать: Признаки классификации предпринимательской деятельности”. Понятия бизнес и предпринимательство. Уметь: объяснять экономическую роль малого бизнеса. | Текущий контроль | Работа с карточками |
“Финансирование бизнеса”. | Знать: Финансовые ресурсы. Финансовые рынки. Уметь: различать первичный и вторичный рынок. | Текущий контроль | Тестирование |
“Производство и производитель-ность”. | Знать: Валовой национальный продукт. ВВП и экономическое благосостояние. Номинальный и реальный ВВП. Уметь: объяснять парадокс производительности. | Текущий контроль | Тестирование |
“Рынок труда”. | Знать: Рабочие силы. Изменения на рынке труда. Факторы, определяющие дифференциацию в оплате труда Уметь: называть организацию рынка труда | Текущий контроль | Блиц-опрос |
“Конкуренция”. | Знать: Виды рыночной конкуренции. Структура рынка. Чистая ценовая конкуренция. Уметь: давать определения: Горизонтальная интеграция. Вертикальная интеграция. Конгломерат. Поглощение. | Текущий контроль | Письменная проверка |
“Государство и рыночная экономика”. | Знать: государственное регулирование Уметь: защищать проектную деятельность | Текущий контроль | Защита проекта |
Календарно-тематический план
Тема урока | Срок изучения | Основное содержание темы, термины, понятия | Общие учебные умения | Специальные предметные умения | Эксперемент, оборудование | ||
По плану | Факти-чески | ||||||
1 | Основы экономики. | 6.09 |
| Производственные ресурсы. Ограниченность. Альтернативная стоимость. Граница производственных возможностей, проблема выбора. | Объяснять значение понятий; | Определять границу производственных возможностей.
| Презентация |
2 | Основные экономические вопросы. | 13.09 |
| Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком объеме? Как должны быть произведены товары и оказаны услуги? Кто получает и использует эти товары и услуги? Макроэкономика и микроэкономика. | Анализировать информацию | Определять объем товаров и услуг. | Презентация |
3 | Экономические системы | 20.09 |
| Рыночная экономика”. Экономические системы: рыночная, командная, традиционная, смешанная. Частная собственность. Ценовая система. Предпринимательская деятельность.
| Анализировать, составлять схемы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи | Различать экономические системы. | Презентация, карточки |
4 | “Кругооборот рыночной экономики”. | 27.09 |
| Экономические модели. Деньги и бартер. Средство обмена или обращения. Средство измерения. Средство сбережения или сохранения. Эффективность рыночной системы. Экономическая роль государства. | Использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи.
| Объяснять эффективность рыночной системы. | Презентация |
5 | Закон спроса. | 4.10 |
| Покупательная способность. Убывающая предельная полезность. Заменители. Эффект цены. Эффект дохода. Эффект замены. | Владеть навыками анализа и синтеза. | Объяснять определения: Эффект цены. Эффект дохода. Эффект замены. | Презентация |
6 | Предложение и эффект цены. | 11.10 |
| Предложение. Себестоимость. Предельные издержки. Кривое. Закон предложения. Рыночное предложение (эффект цены, индивидуальные предложения и рыночные предложения). | Пользоваться поисковыми системами интернета | Определять себестоимость товаров | Карточки |
7 | Рыночное равновесие и совершенная конкуренция. | 18.10 |
| Равновесная цена. Равновесные рыночные цены и фактор времени. Механизм формирования равновесной цены. Дефицит. Избыток. | Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи | Различать функции денег. | Презентация |
8 | Источники дохода. Вклады и инвестиции. | 25.10 |
| Доход от труда. Доход от собственности. Сбережения. Бюджет | Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи. | Различать виды дохода. | Презентация |
9 | Признаки классификации предпринимательской деятельности. | 1.11 |
| Понятия бизнес и предпринимательство. Субъекты хозяйственной деятельности, Цель деятельности. Вид деятельности. Формы собственности. Количество собственности. Организационно – правовые формы предпринимательства. | Решать проблемные вопросы | Давать определения понятиям бизнеса и предпринимательства. | Презентация |
10 | Экономическая роль малого бизнеса. | 8.11 |
| Понятие и критерии малого бизнеса. Отраслевая структура малого бизнеса. Преимущества малого бизнеса. Факторы, ограничивающие малый бизнес. | Владеть навыками анализа и синтеза. | Определять критерии малого бизнеса | Карточки, презентация |
11 | Финансовые рынки | 15.11 |
| Финансовые ресурсы. Финансовые рынки. Финансирование с помощью займов. Финансирование с помощью выпуска акций. Внутреннее финансирование. Финансирование малого бизнеса. | Пользоваться ресурсами интернета | Понимать определение финансирования | Презентация |
12 | Как измеряется валовой внутренний продукт | 22.11 |
| Валовой национальный продукт. ВВП и экономическое благосостояние. Номинальный и реальный ВВП. ВВП и ВНП на душу населения. Производительность | Находить нужную информацию | Определять ВВП | Учебник географии 10 класса |
13 | Управление | 29.11 |
| Функции управления. Стратегия управления. Парадокс производительности. | Анализировать информацию | Определять функции управления | Презентация |
14 | “Как рыночные силы определяют цену труда?” | 6.12 |
| Рабочие силы. Изменения на рынке труда. Факторы, определяющие дифференциацию в оплате труда | Составлять схемы | Определять факторы определяющие дифференциацию в оплате труда | Презентация |
15 | Конкуренция и координация. | 13.12 |
| Виды рыночной конкуренции. Структура рынка. Чистая ценовая конкуренция. Рыночная | Владеть навыками анализа и синтеза. | Различать виды рыночной конкуренции | Презентация |
16 | “Государственное регулирование… | 20.12 |
| Государственное регулирование | Находить нужную информацию | Определять функции государственного регулирования | Презентации |
17 | Защита проектов курса “Мы в мире экономике” | 27.12 |
| Основные определения курса | Выступать перед одноклассниками | Отвечать оперируя экономическими терминами | Презентация |