МОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
Апастовского муниципального района РТ
Рыночная конкуренция.
Маркетинг.
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Насибуллина Гульнур Хайдаровна
Апастово, 2011г.
Тема урока: Рыночная конкуренция. Маркетинг.
Цели:
раскрыть особенности рыночной конкуренции как механизма соперничества между участниками рынка, показать её связь с маркетингом;
— изучить психологические аспекты рекламной деятельности – части рыночного маркетинга;
— рассмотреть влияние рекламы на потребителя;
развитие экономического мышления учащихся, формирование основ правовой культуры потребителя – активного участника рыночных отношений,
формирование конкурентоспособной личности, приобретение учащимися практических умений и навыков для принятия самостоятельных решений;
формирование физически и психологически здоровой личности, способной противостоять воздействию антисоциальных, вредных проявлений в обществе.
Оборудование урока: мультимедийные средства обучения, компьютерные интерактивные презентации, пособия, дидактические материалы.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: урок – беседа с элементами практической деятельности.
Ход урока.
I. Актуализация:
1) Урок начинается в заранее подготовленном кабинете: он разделён на четыре сектора, оформленных в разные цветовые оттенки. Первый угол содержит красный цвет, второй – жёлтый, третий – синий, четвёртый – зелёный.
Учитель — Ребята, сегодня мы необычно начнём наш урок: я вам предлагаю сейчас встать, разойтись по классу и выбрать один из цветных секторов, тот, который вам больше нравится.
( Ученики подумав, поразмыслив делают свой выбор.)
— Учитель: Ребята, трудно ли вам было сделать свой выбор, почему? Почему вы сделали именно этот выбор? Что повлияло на ваш выбор?
Примерные ответы:
Выбрал этот цвет, потому что он мне нравится;
Этот цвет соответствует моему настроению;
Я выбрала этот цвет, потому что его выбрала моя подруга, а мы с ней всегда вместе решаем.
Класс рассаживается на места, образовав четыре группы – команды «Красные», «Жёлтые», «Синие», «Зелёные». Работа на уроке проводится в группах: учащиеся вместе ищут ответы на вопросы учителя.
II. Изучение нового материала.
План:
Понятие о рыночной конкуренции.
Мир товарных символов. Роль цвета в символике.
Рекламная деятельность как творческий процесс. Мерчендайзинг.
1.— Вступительное слово учителя:
Ребята, сегодня на уроке мы рассмотрим тему «Рыночная конкуренция. Маркетинг». Как вы понимаете слово конкуренция, что оно обозначает?
Конкуренция – от лат. Concurrentia < connurrere — столкновение, соперничество. Что представляет собой конкуренция?
Ответы учеников: Рыночная экономика представляет собой механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные условия производства, купли/продажи и потребления в условиях ограниченности экономических ресурсов. Соперничество —
между продавцами за максимальное удовлетворение потребностей потребителей
между покупателями за приобретение максимально полезных товаров и услуг на наиболее выгодных условиях
между предприятиями за ограниченный платёжеспособный спрос потребителей.
2. Словарная работа:
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новыми словами:
маркетинг
мерчендайзинг
логотип
товарный знак
слоган
Эти слова записаны на доске и мы с ними познакомимся по ходу урока.
3. Работа в группах:
Учитель: Основные усилия конкурентов направлены на создание продукции, востребованной потребителями, обладающей конкурентоспособностью.
Как вы думаете, какие меры проводятся для создания конкурентоспособной продукции?
Ответы учеников:
применение передовых достижений техники и науки и инновационная деятельность;
постоянное снижение издержек производства;
рационально используются ограниченные производственные ресурсы;
повышается уровень качества продукции;
меняется ценовая политика;
используются лицензии, патенты, товарные знаки и т.д.
Учитель: Ребята, вы сегодня не случайно разделились на группы. Каждая группа – это отдельная фирма, которая состоит из единомышленников (вы выбрали один и тот же цвет). Рядом с вами ваши конкуренты, которые только и мечтают исключить вас из рыночных экономических отношений.
Нашу работу мы начнём с придумывания названия своей фирме. Как вы думаете, почему это очень важно?
Примерные ответы:
название выделяет фирму из общей массы фирм, делает её узнаваемой;
название должно сразу запоминаться, быть звучным, коротким;
оригинальным, пусть даже непонятным, но своеобразным;
как говорил капитан Врунгель: «Как назовёшь корабль, так он и поплывёт»
Учитель: Ребята, кроме названия большую роль играет фирменный знак, который состоит из товарного знака и логотипа. Вам нужно придумать свой узнаваемый потребителями фирменный знак. Однако помните, что и цвет и шрифт и рисунок играют определённую роль в привлечении возможного покупателя. Поэтому давайте рассмотрим, как влияет цвет на людей. ( Рассказ сопровождается показом компьютерных слайдов о психологических особенностях цветов)
Учитель: Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек расположен к одним цветам, равнодушен к другим и не приемлет третьи. Восприятие цвета у людей сформировалось в результате образа жизни и взаимодействия с окружающей средой.
Тёмно – синий ассоциируется с ночным покоем, жёлтый – с солнечным днём с его заботами. Красный цвет напоминает о крови, о ситуациях, требующих мобилизации, активности. Он всегда привлекает внимание. Оранжевый помогает вызвать прилив жизненных сил, даёт оптимистический тонус; это цвет здоровья и творчества. Зелёный – всё смягчает, снимает остроту переживаний, оказывает целительное, расслабляющее действие. Розовый – прекрасный помощник в сфере личных отношений, он усиливает чувства, делает нас более чуткими, ласковыми. Голубой – цвет мира и всеобщей гармонии, связи с Вселенной. Фиолетовый – цвет внутренней сосредоточённости, стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. Чёрный – цвет самопогружения, меланхолии и одиночества. Белый – цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всём его многообразии.
Исходя из этих данных придумайте свой товарный знак. Он должен быть содержательно – ёмким, очень лаконичной формы, общедоступным для восприятия. Может быть в виде букв, чисел, слов, рисунков или из комбинаций названных элементов. Ещё одним важным элементом является рекламный лозунг или девиз – слоган. Он может содержать напоминание о самом предприятии, о его продукции, её качестве и свойствах.
— Работа групп: каждая фирма изготавливает свой ТЗ и слоган.
При работе используются цветные карандаши и бумага разных цветов. Одновременно демонстрируются компьютерные слайды о значении цветов.
— Проверка выполненной работы: знакомство с новыми фирмами и фирменными знаками.
Учитель: Итак, на рынке появились четыре новые фирмы, выпускающие потребительские товары. Следующая задача, стоящая перед вами – привлечь возможных покупателей. А это можно сделать при помощи маркетинговых исследований и рекламы.
Маркетинг – комплексная система управления производственно – сбытовой деятельностью, направленная на получение прибыли посредством учёта потребностей рынка и активного влияния на него. Основными методами и инструментами маркетинговых исследований являются наблюдение, эксперимент, опрос, анкетирование, направленные на установление обратной связи с покупателем. Деятельность успешно конкурирующей фирмы неразрывно связана с маркетингом, с рекламной кампанией.
Рассмотрим эту проблему с психологической стороны.
Под рекламой в общем плане понимается целенаправленная, оплачиваемая информация о товарах или услугах с целью ознакомления и убеждения потребителей в необходимости приобретения рекламируемых товаров.
Учитель: В психологическом плане рекламу можно определить как искусство производить направленное воздействие на людей с целью стимулирования сбыта товаров и получения прибыли. Взаимодействие «реклама – потребитель» строится на психологической структуре — внимание, интерес, желание, действие. На покупателя в первую очередь влияют цвет, форма, сюжет и т.д. В последнее время появилось новое понятие, тесно связанное с реализацией товара – это мерчендайзинг – искусство сбыта. Можно сказать, что более 50% успеха в торговом бизнесе зависит от представления товара каждому конкретному клиенту.
К сожалению, есть и скрытая недоброжелательная реклама вредных здоровью товаров. Реализация этих товаров приносит большие прибыли для продавцов, так как рождается зависимость от них. И вам, как юным потребителям, важно научиться правильно воспринимать информацию о товаре, научиться прогнозировать последствия использования такой продукции.
4. Кейс метод: задание «фирмам».
Ребята, представим ситуацию: у вас плохо продаётся продукция. Как решить эту проблему? Продумайте пути решения данной проблемы.
Возможные ответы:
обратить внимание на внешний вид товара; на качество;
выделить особые качества товара;
уделить больше внимания информационному сопровождению товара;
проверить, не появлялась ли негативная информация о товаре в СМИ;
соответствует ли цена товара спросу.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами проводили работу по реализации продукции как производители или продавцы. И наша цель была — любыми средствами и способами в условиях рыночной конкуренции эту проблему решить, может быть, даже ущемляя интересы потребителя. Но ведь у этой проблемы есть ещё и другая сторона – это потребители, которые заинтересованы в получении качественного товара. На следующем уроке мы рассмотрим, как защищаются права потребителя.
III. Закрепление полученных знаний.
Учитель: ребята, вы сегодня познакомились с основами рыночной конкуренции, с новыми понятиями, с психологией рекламы. С целью закрепления полученных знаний выполним небольшое задание.
Нужно соотнести термины и определения:
1. конкуренция а) искусство продавать.
2. спрос б) девиз, короткое изречение.
3. реклама в) удостоверяет авторство и исключительное
право на использование или продажу
изобретения.
4. маркетинг г) целенаправленная оплачиваемая
информация о товаре.
5. мерчендайзинг д) зависимость между объёмом, который
готовы купить покупатели, и
различными возможными ценами
продукта.
6. слоган е) активное соперничество участников
рынка за наиболее выгодные условия
производства и обмена.
7. патент ж) изучение потребностей рынка с целью
реализации товара.
— Проверка выполненной работы.
IV. Подведение итогов урока.
Учитель: Ребята, мы сегодня попробовали представить себя в роли конкурирующей фирмы, «боролись» за место на рынке. И вы поняли, что для того, чтобы занять это место и получать прибыль, нужно приложить много усилий, овладеть знаниями в различных областях наук, в т.ч. и в психологии. Только работая над собой, повышая уровень знаний, можно добиться ощутимых результатов.
Работая в группах, вы учились работать в коллективе, прислушиваться к мнению коллег, отстаивать своё мнение. Это качества, без которых невозможно стать конкурентоспособной личностью.
— Выставление оценок.
— Домашнее задание: Ребята. Для изучения на следующем уроке, вам нужно заранее познакомиться с Законом защиты прав потребителей, подготовить по нему 3 вопроса.
7