Урок- презентация «Биосфера – оболочка Земли»
Н.Ю.Камкина, учитель географии
Екатериновской средней школы
Жамбылского района
Северо-Казахстанской области
Дидактическая цель урока: создание условий для осознания и первичного закрепления новой учебной информации об особенностях планеты Земля, и взаимосвязи биосферы с другими оболочками. Формирование предметной, информационной и коммуникативной компетенций.
Образовательные задачи урока:
сформировать у учащихся систему знаний о биосфере, ее компонентах и границах, их определяющих, о ноосфере, реликтах, биоценозе; учение Вернадского В.И. о биосфере;
гипотезы возникновения жизни на Земле,
закономерности распространения жизни на Земле.
Развивающие задачи:
убедить учащихся в том, что границы биосферы определяются естественными причинами;
развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся;
продолжить формирование умений сравнивать, анализировать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
развивать коммуникативную и информационную компетенцию учащихся,
формировать экологическую ответственность к окружающей среде, своему здоровью.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новой информации.
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: биосфера, ноосфера, реликты, биоценоз, живые организмы.
Способы действий учащихся: раскрыть связи биосферы с другими оболочками Земли; раскрыть значение растительности, животного мира своей местности.
Ценностный компонент урока: доказать, что биосфера — уникальная оболочка Земли, заселенная живыми организмами; доказать, что человек — часть биосферы.
Межпредметные связи: география, биология, экология, история, литература.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, словесный, практический
Методы познания: исторический, проблемный, сравнительный, наблюдение, оценка.
Учебно-наглядный комплекс: схема «Строение биосферы», схема «Основные факторы, определяющие границы биосферы», презентация к уроку, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организованное начало урока.
Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встречи с вами.
Психологический настрой:
Все друг к другу повернулись,
Все друг другу улыбнулись.
Повернулись и ко мне,
Улыбнитесь-ка и мне.
II. Постановка и решение УЗ
-Формулировка цели урока (самостоятельно).
-Активизация знаний
Какие оболочки Вы знаете?
Что они собой представляют?
Ш. Осмысление. Знакомство с новой темой.
Изучая географию, мы постоянно подходим к мысли об уникальности Земли. Чем уникальна наша планета — эту проблему мы будем решать на уроке. Уникальность (единственность, исключительность) планеты Земля состоит в том, что ее населяют живые организмы, на ней есть жизнь.
—Как Вы думаете, какой возраст нашей планеты?
Развитие жизни насчитывает около 4млрд. лет.
1. Происхождение жизни на Земле.
-Как появилась наша Земля?
-Что вы знаете о зарождении жизни на Земле?
Гипотезы о происхождение жизни
Божественная;
Самопроизвольного происхождения;
Жизнь существовала всегда;
Внеземное происхождение;
Происхождение жизни на Земле в историческом прошлом в результате процессов подчиняющимся физическим и химическим законам.
2. Биосфера. Границы биосферы.
Название оболочки, где распространена жизнь, в конце XIX в. дал австрийский геолог Эдуард Зюсс. Этот ученый ввел термин «биосфера» (от слова «биос» — жизнь, «сфера» — шар). В 20-е гг. XX в. выдающийся русский ученый Владимир Иванович Вернадский разработал целостное учение о биосфере и ноосфере» «…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки. На земной поверхности нет силы, более могущественной, чем живые организмы…» В.И.Вернадский.
По его мнению, биосфера — это не только область жизни, но и сложная природная система, которая преобразует живые организмы.
—Что отличает нашу планету от других планет Солнечной системы?
Это наличие на ней жизни.
-Почему биосферу называют «пленкой жизни»?
-Что входит в понятие «биосфера»? (выслушиваются мнения учащихся)
Биосфера (греч. bios — жизнь и sphaira — шар) — это оболочка Земли, заселенная живыми организмами и преобразованная ими. Она включает почти всю гидросферу, нижнюю часть атмосферы и верхнюю часть земной коры
Границы биосферы определяются наличием условий, необходимых для жизни различных организмов.
Биосфера сформировалась в области взаимодействия воздуха, воды и горных пород,
Пределы биосферы обусловлены границами физических условий существования живых организмов. Существование жизни ограничивается значениями температуры от – 250 до +160. °С и давлением 0,001—3000 атм. Нижняя граница жизни биосферы в Океане проходит на глубине 10 км, а в земной коре до 2 км. Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере; она обусловлена слоем озона, предохраняющим живое вещество от губительного ультрафиолетового излучения Солнца, и распространена на высоте от 20 до 45 км над уровнем моря.
Задаются вопросы на осмысление услышанного материала:
— Какую оболочку земли называют биосферой?
-Каковы границы распространения живых организмов?
Атмосфера – тропосфера + озоновый экран
Вся толща гидросферы
Литосфера – земная кора до глубины 3-7 км.
— Какие сферы включает в себя биосфера?
Проводится работа с учебником по законченным смысловым фрагментам, задаются вопросы на осмысление прочитанного материала. (Стр.142-143)
— Назовите виды живых организмов, населяющих нашу планету.
— Что означает слово «биосфера» в переводе с греческого языка?
— Какова главная особенность живых организмов?
— Что дает живым организмам такое свойство как приспособляемость?
— Почему распространение живых организмов имеет определенные границы?
Задание №1. Проанализировать схему.
Границы биосферы определяются естественными факторами, воздействующими на организм. Основным из них является действие ультрафиолетовых лучей и температуры.
3. Взаимосвязь организмов. Биоценоз.
Растения, животные и микроорганизмы сконцентрированы в определенной части суши и воды.
Определим насыщенность жизни в биосфере.
Величины, характеризующие главный слой жизни
(по В.А. Успенскому)
Примерно средняя мощность главного слоя жизни (в м) | Средняя биомасса в главном слое жизни (в г углерода на 1 м3) | |
Область суши с почвенным покровом Болота Озера Шельфовые области моря Открытый океан | 5,0 0,5 25 100 200 | 4340,0 78,5 20,7 46,9 1,5 |
Из приведенных данных отчетливо видно, что концентрации живого вещества в расчете на единицу площади насыщенного жизнью слоя биосферы падает по мере перехода от наземных условий к типичным океаническим.
— А как вы думаете, ребята без чего невозможна жизнь на Земле? Почему?
Работа с учебником (стр143)
Составим схему круговорота веществ и энергии в природе.
Растения из неживой природы — минеральных солей, воды и углекислого газа под воздействием солнечных лучей выделяют необходимые для жизни вещества и кислород. Травоядные животные питаются растениями. В свою очередь, хищники поедают травоядных животных. После гибели животных и растений на Земле скапливаются их останки. Микроорганизмы разлагают, перерабатывают их, и они снова становятся пригодными для питания растений.
Организмы, сгруппировавшись в определенной природной среде, образуют жизненные сообщества. Сообщества растений, животных и микроорганизмов, обитающих на Земле в
одинаковых природных условиях, называют биоценозом (по-гречески «био» — жизнь, «ценоз» — общий).
— Назовите примеры биоценоза в природе, территории с одинаковыми природными условиями.
… болота, озера, луга, леса, пустыни.
4. Разнообразие организмов на Земле
Учащиеся изучают текст на стр143-145 учебника и отвечают на вопросы:
— Сколько видов живых организмов на Земле?
— Что такое органический мир?
— Почему человек — часть органического мира?
— Назовите условия для существования организмов?
Задание №2. Составить схему «Условия существования организмов».
Условия существования организмов
(создаваемые неживой природой)
проникание температура влажность световой
солнечного режим
света
— Какие особенности характеризуют мир растений?
— Каковы особенности обитания живых организмов в Океане?
Живые организмы живут в различных средах обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, тела других организмов.
Наибольшую концентрацию живых организмов в биосфере наблюдается у границ соприкосновения:
Задание №3.Проанализировать схему.
Все организмы связаны между собой обменом веществ и энергии.
— Где можно встретить живые организмы?
Организмы встречаются в самых необычных и очень суровых условиях: во льдах на вершинах гор, в безводных пустынях и соляных озерах, в подземных нефтяных пластах.
Задание №4. Составить кластер «Царства живых организмов»
Задание №5. Проиллюстрируете примерами на краеведческом материале.
Организмы разнообразны по форме и размерам.
— Как Вы думаете, кто на Земле преобладает?
Среди животных – насекомые, среди растений – покрытосеменные.
-Основную массу составляют растения, а по видовому разнообразию животные. Почему?
3/4 по видовому составу — животные, по массе живого вещества (биомассе) – растения.
Некоторые виды растений и животных сохранились на нашей Земле, пережив глобальные климатические изменения и оледенения. Это – реликты древние, сумевшие приспособиться к новым условиям обитания.
Распространение организмов – неравномерно.
Основная масса сосредоточена на суше.
-Как Вы думаете, почему?
5.Экологические проблемы биосферы
Тысячелетиями человек брал из природы, не нарушая сложившего равновесия. Возможно ли современное развитие человечества и природы в гармонии, без взаимного уничтожения?
—Причины возникновения экологических кризисов в истории человечества?
-Назовите современные экологические проблемы:
Загрязнение воздуха;
Снижение плодородия почв;
Загрязнение водных источников;
Сокращение лесов;
Нерациональное использование природных ресурсов;
Сокращение видового разнообразия животных и растений;
Влияние окружающей природной среды на здоровье человека;
Охрана биосферы
Алгоритм решения проблемы:
-выдвижение гипотезы;
-совместный поиск оптимальных решений проблемы.
-В заключение учитель рассказывает учащимся об охране природы, показывает картины и обращает особое внимание на мероприятия, проводимые в той природной зоне, в которой находится школа.
Когда-то и я не убить не мог,
Что б ни летало над головой:
Садился за весла — ружье у ног,
Шел в чащу — заранее взводил курок,
На жатву брал дробовик с собой.
Стрелял и коршуна, и воробья,
Не разбираясь — друзья? Враги?
А ныне
На ток хожу без ружья,
Катаюсь по озеру без остроги.
Доверие птиц умею ценить:
Бывает легко на душе, когда
Случайно удастся жизнь сохранить
Птенцу, упавшему из гнезда.
Себя самого узнать не могу,
Осинки в лесу зазря не срублю,
В корнях родничок, что клад, берегу,
На муравейник не наступлю,
-Люблю все живое,
Живых люблю. Л.Яшин.
Первичное закрепление новой информации:
1. Задание «Установи соответствие».
А – Биосфера.
Б – Растения, животные и микроорганизмы
В – Ультрафиолетовые лучи и температура
Г – В.И. Вернадский.
Д – Размножение и приспособляемость
Е – Сферы, составляющие биосферу
1. Оболочка Земли, населённая живыми организмами.
2. Академик, основоположник биогеохимии.
3. Естественные факторы, влияющие на организм
4. Виды живых организмов
5. Почти вся гидросфера, нижняя часть атмосферы и верхняя часть литосферы
6. Свойства живых организмов
2. Задание «Допиши слово».
Растения, животные и микроорганизмы сконцентрированы в определенной части … и …. Они могут существовать между собой и с природной средой в тесной …. Основа этой связи — …
Растения из неживой природы — минеральных солей, воды и углекислого газа под воздействием … выделяют необходимые для жизни вещества и кислород.
Организмы, сгруппировавшись в определенной природной среде, образуют жизненные сообщества. Сообщества растений, животных и микроорганизмов, обитающих на Земле в одинаковых природных условиях, называю. … Например, биоценозом являются болота,
Взаимопроверка (на доске — правильные ответы)
Ключ:
1. суши
2. воды
3. неразрывной связи
4. зеленые растения
5. солнечных лучей
6. биоценозом
7. озера, луга, леса, пустыни
Взаимопроверка (на доске — правильные ответы)
Ключ: А-1 Б-4 В-3 Г-2 Д-6 Е-5
Вывод по теме:
Биосфера – это оболочка жизни, все организмы которой существуют между собой и с природной средой в тесной неразрывной связи.
Биологический круговорот определяет связь всех оболочек Земли.
Экологически грамотное поведение человека сохранит уникальность Земли.
Домашнее задание
1. Изучить § 49-50.
2.Написать эссе «Если погибнет биосфера, то…», составить экологический бюллетень по экологическим проблемам своей местности. / По выбору/.
3.. Подготовить сообщение о В. И. Вернадском.
Познавательная рефлексия
Подведение итогов на основе действия законов экологии Барри Коммонера:
природа знает лучше;
все связано со всем;
ничего не дается даром;
за все надо платить.