ГОБУ СОШ№334 Невского района
город Санкт -Петербург
Духовно – нравственное воспитание на уроках географии через интеграцию с литературой
подготовила
учитель географии
Горячева Ирина Анатольевна
Санкт-Петербург
2012
Роль школьного курса географии в духовно – нравственном воспитании подрастающего поколения. 4
Значимость географии в системе современного образования. 4
Итеграционный потенциал «географии». 5
«Несчастно то образование, которое не переходит в нравственность и благочестие»
Я.А.Коменский
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок, традиционных для России. Неопределенность и невыраженность базовой системы ценностных ориентиров привел к разрушению духовных и нравственных качеств личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
А ведь духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.
Назрела необходимость создания принципиально нового документа, в котором в котором были бы сформулированы система базовых общенациональных российских ценностей, требования к результату организации и условиям воспитания российских школьников, структура и содержание программ воспитания и социализации гражданина России.
Таким документом стала Концепция духовно – нравственного развития и воспитания.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии:
1.С Законом Российской Федерации «Об образовании»,
2. Посланиями Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года и 5 ноября 2008 года.
3. Концепция является частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании, с целями и задачами Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы.
В Концепции под духовно-нравственным развитием гражданина России понимается процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008г президент РФ, Д.А. Медведев, две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, — Конституцию страны и систему образования, прежде всего общеобразовательную школу.
«Система образования, — подчеркивает Д.А. Медведев, — в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации». Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе духовно-нравственных ценностей и отечественных традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Именно в школе это наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.
Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Современное российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе, и его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени, культуры и общества. Современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, лояльность государству, уважение к своей истории, культуре и традициям народа.
В этих условиях возрастает роль школьной дисциплины “География”, которая на международном уровне признана, наряду с философией, историей, иностранными языками, одним из основных общеобразовательных предметов.
Вклад школьной географии в развитии личности определяется тем, что:
географические знания, наряду со знаниями других предметов, вносят вклад в формирование научного мировоззрения учащихся;
изучение географии закладывает основы пространственного мышления;
изучение предмета развивает личностную установку каждого человека на бережное отношение к окружающей среде, формирует экологическую культуру;
география раскрывает основы некоторых экономических знаний, способствует формированию социальной позиции учащихся: “я житель”, “я работник”, “я исследователь”, что воспитывает сознательного члена общества, способного к активному труду;
возрастает коммуникативная функция географии, так как знание этого предмета необходимо для контактов между людьми всей планеты, для понимания средств массовой информации, развития туризма, налаживания контактов между жителями различных уголков Земли;
география вносит вклад в развитие комплексного стиля мышления, формирует особый взгляд человека на мир, внутреннюю установку на создание целостных образных представлений, а так же способствует межпредметной координации и интеграции географических знаний с другими предметами;
география единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук, она охватывает всю систему “природа-человек-хозяйство” Кроме собственно географических знаний в ее содержание входят сведения из других научных дисциплин: астрономии, геологии, почвоведения, этнографии, экономики и др;
география несет в себе огромный гуманистический потенциал. Эта наука изучает пространственный аспект человеческой деятельности, роль человека и всего человечества в географической оболочке. Поэтому уже на школьной скамье ученик через познание географии должен будет научиться понимать людей другой культуры, понимать свое место и роль в жизни окружающей его природы.
Развивая у учащихся гуманитарно-культурологического восприятия природы, география помогает продемонстрировать великое прошлое и великое будущее нашей страны. Все это позволяет отнести географию к числу тех предметов, на которые ложится особая ответственность за воспитание патриотизма и любви к Родине.
Одним из средств по формированию гуманистической направленности личности может стать интеграция географии с художественной литературой.
Процессы интеграции и дифференциации соответствуют двум тенденциям человеческого познания, с одной стороны, представлять мир как единое целое, с другой — глубже и конкретнее познавать закономерности и характерные особенности различных структур и систем. На современном этапе интеграция доминирует над дифференциацией и рассматривается как перспективное направление совершенствования современного образования.
Поскольку современные науки тесно связаны между собой, постольку и школьные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Связь между учебными предметами является отражением связей между соответствующими науками, каждый из которых в своей области изучает единый существующий материальный мир.
Процесс интеграции рассматривается как взаимопроникновение содержания различных дисциплин с целью направленного формирования у обучающихся разносторонней, комплексной системы научных представлений о различных явлениях материального мира.
Интеграционные процессы в образовании сегодня являются преобладающими в силу ряда объективных причин. В условиях постиндустриального развития, когда формируется новый тип общественного устройства — информационное общество, интеграция знаний становится необходимым условием для овладения и эффективного использования новой информации, как учебной, так и научной.
Потребность современного рынка труда в широкообразованных специалистах, мобильных к изменению характера труда, освоению новых технологий, вызывает необходимость в создании новой системы подготовки молодого поколения, основанной на принципах интеграции знаний из разных предметных областей.
Актуальность межпредметной интеграции состоит в следующем:
• слабое проявление связей между учебными предметами не способствует осуществлению глобальной цели образования — обеспечению целостного развития личности, решить данную проблему в состоянии межпредметная интеграция;
• механизм интеграции (способность к синтезу информации) определяется объективными законами психологии и физиологии и заключен в самой природе человеческого мышления (И.П. Павлов);
• интегрированное содержание (слияние разнохарактерных знаний, способов деятельности, интеллектуальных технологий) содержит в себе больше возможностей для развития умственных, креативных способностей учащихся;
• межпредметная интеграция способствует интенсификации географического образования (наполнению и обогащению географического знания, раскрытию многоплановости, многомерности природных и социальных процессов в географии).
Степень изученности проблемы. Идеи интеграции в образовании не новы. Основы интеграции знаний в педагогике заложены Я.А. Коменским, Дж. Локком, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским.
«География» имеет практически неограниченный интегративный потенциал, что позволяет ей служить фактором межпредметной интеграции в образовательном процессе. В данном случае содержание образовательного процесса способно наполниться особым географическим колоритом. В свою очередь, интеграция «Географии» с другим содержанием обогащает географическое знание, повышает мотивацию изучения. Содержание географического образования через содержание других предметных областей в глазах учащихся приобретает новый смысл, и тем самым проблема межпредметной интеграции вводится в рамки личностно-ориентированного образования.
Интеграции географии с литературой — позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставляет логически мыслить, пробуждает желание думать, работать, повышает интерес к изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися. Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.
Поставив себя на место героев, ребята могут задуматься и о себе, как бы они повели себя в той или иной ситуации. Знания, полученные на уроках, позволяют развивать у ребят критическое мышление. Кроме того, многие герои художественных произведений являются примерами отваги и мужества, благородства, смекалки, терпеливости, выносливости. Это имеет большое воспитательное значение в формировании характера учеников.
Иногда знакомство с некоторыми художественными произведениями влияют на выбор будущей профессии: океанолог, полярник, геолог, минеролог, вулканолог, сейсмолог.
В последнее время отмечается падение интереса у ребят к художественной литературе. И большой пласт культуры остается вне интереса ребят. Поэтому я считаю важным знакомить ребят с художественными произведениями, хотя бы с точки зрения географии.
Однако не всякая информация способна побудить у них познавательный интерес. Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что он характеризуется тремя обязательными моментами:
1) положительные эмоции по отношению к деятельности;
2) наличие познавательной стороны этих эмоций;
3) наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Из вышеизложенного следует, что любая деятельность по усвоению и трансформации учебной информации лишь тогда продуктивна, когда она вызывает у учащихся определенные эмоции и чувства. Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает это восприятие живым, позволяет ощутить отношение к ней и, следовательно, выработать ответную реакцию.
Эмоционально окрасить содержание научно-естественного образования можно различными способами.
1.Через литературные эпиграфы к уроку:
Например, эпиграфом к первому уроку по географии России, служат слова В.Г. Белинского: «Любить Родину — значит знать её».
Откуда начинается Россия?
С Курил? Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней – Россия
Не с гор берет начало, а с тебя!
В. Боков
«Путешествие»! Вот оно, слово!
Так и тянет от радости петь.
«Путешествие»! Хочется снова
Над Жюль Верном всю ночь просидеть.
(Вс. Рождественский)
«Любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране…»
К.Г. Паустовский
В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал «Красота родного края – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».
2. Через образное описание природы
Образы родной природы занимают видное место в творчестве русских поэтов.. С их помощью одни поэты выражали самые разнообразные чувства (А. Пушкин, П. Вяземский, А. Фет, С. Есенин), другие осмысливали взаимоотношения человека и природы (Е.Баратынский, Ф. Тютчев, А. Майков). Поэтические образы наталкивают учащихся на выводы о закономерностях и подводят их к пониманию причинно-следственных связей в природе.
Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.
При объяснении круговорота воды в природе можно использовать стихотворение С.В. Михалкова «Море и Туча»:
Говорило Море Туче,
Той, что ливень пролила:
— Эй, ты, Туча! Что ж ты лучше
Места выбрать не смогла?
Отвечала Морю Туча:
— Я у всех морей в долгу!
И сегодня выпал случай:
Расплатилась, чем могу.
Объясняя устройство компаса и ориентирование на местности, вспоминаем стихотворение С.Я. Маршака:
В пути, в неведомом краю
Нам компас лучший друг.
Одной заглавной буквой «Ю»
На нем отмечен Юг.
А стрелка легкая — магнит —
На Север кончиком глядит.
Довольно Север мне найти,
И я в короткий срок
Определить могу в пути,
Где Запад, Юг, Восток.
При рассказе о вулканической деятельности можно использовать стихи Е.К. Мархинина «Цель Плутона»:
Грохочет вулкан. Кратер в огне.
Потоком лава течет.
Пепел в глаза и в рот.
Свет взрывов, как свет зарниц,
Черный, как деготь, пот
Капает с лиц.
Шлак под ногами горяч.
Шлаковый конус крут.
Бомба летит, как мяч.
Бомбы дымят вокруг.
Тему «Погода и ее предсказание» можно проиллюстрировать как отрывками из художественной литературы, так и народными приметами:
Так, если лебеди, на лоне тихих вод
Плескаясь вечером, окликнут твой приход,
Иль солнце яркое зайдет в печальны тучи,
Знай: завтра сонных дев разбудит гром ревучий
Иль бьющий в окна град…
А.С. Пушкин
При изучении горных рек можно взять стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»:
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
-Расступись, о старец море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
А при характеристике равнинной реки подойдут замечательные строки Н.В. Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде…».
Говоря о громадной территории России, зачитываем стихотворение К. Симонова:
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сетью меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Описание Эльбруса берем из стихотворения А.С. Пушкина
И в их кругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус двуглавый, величавый,
Белел на небе голубом.
Описание р. Волга из стихотворения Николая Якушева «О Волге»
Неприметен ничем, не широк,
По просторам Валдайского края
Еле слышно журчит ручеёк,
Меж каменьями путь выбирая.
То он моет прибрежный песок,
То внезапно в кустах пропадает,
И не знает ещё ручеёк,
Что его впереди ожидает.
3. Используя яркое описание природы из произведений русских и советских писателей.
В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие разным эпохам. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы И.Тургенева, Н. Гоголя, Л. Толстого, А.Чехова, И. Бунина, С. Аксакова, Н. Некрасова, М. Пришвина, Г. Паустовского… без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души.
4. Путешествуя с героями любимых книг.
Необыкновенные путешествия Жюля Верна представляют собой уникальный географический очерк земного шара. На уроках географии мы, время от времени будем говорить о нем и его книгах, потому что это действительно географический писатель. Если распределить романы по месту действия то окажется, что в 4 романах — кругосветное путешествие, в 15 — страны Европы, в 8 — Северная Америка, в 8 — Африка, в 5 — Азия, в 4 — Южная Америка, в 4 — Арктика.
Самые известные — это «Пять недель на воздушном шаре», «Путешествие капитана Гаттераса», «Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров», «Двадцать тысяч лье под водой» и, наконец «Дети капитана Гранта» и «Путешествие к центру Земли».
Для внеклассного чтения рекомендуются в первую очередь известные произведения знаменитых путешественников, исследователей и писателей: В. А. Обручева, В. К. Арсеньева, М. М. Пришвина, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, А. Е. Ферсмана и других. Их книги вошли в золотой фонд географической литературы. Большой интерес представляют и произведения зарубежных путешественников: Ф. Нансена, Р. Амундсена, Т. Хейердала и других.
При этом, конечно, отбираемое описание должно открывать географическую специфику объекта, подчеркивать привлекательность и развивать интерес. Учащиеся с большим интересом относятся к описанию природы, которое надолго остаются в памяти.
Базовые национальные ценности должны лежать в основе всего уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.
Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.
В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности, остались «мертвым капиталом». Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?
Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.
Начнем с того, что нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания школьников на каждом этапе урока.
Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.
Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Существуют различные способы развития мотивации:
1. Организация образовательного процесса.
Здесь важны:
– новизна, практическая значимость подаваемого материала;
– четкое структурирование;
– логичное, яркое, контрастное выступление;
– ритмичное чередование видов деятельности;
– опора на возрастные и индивидуальные потребности.
2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.
3. Проблемные ситуации.
Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.
4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.
5. Чувство юмора.
6. Ситуация успеха.
Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой». Правильный выход из данного противоречия зависит от мастерства педагога и знания детской психологии.
Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.
Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим представляет интерес ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей (личностно-развивающей) ситуации.
Ситуационный подход как ведущий способ реализации личностно-ориентированного образования позволяет сделать обучение сферой самоутверждения личности, актуализации силы ее самовыражения.
В педагогической практике используются следующие личностно-развивающие ситуации:
– проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;
– прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);
– конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;
– оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;
– аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;
– репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.
Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.
На уроках используются такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал, создание газет по материалам творческих заданий.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко).
Общая цель географического образования школьников – формирование всесторонне образованной и инициативной личности, для сознания которой доведена система взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят подрастающее поколение к активной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире. В наиболее обобщенном смысле цели этого предмета должны быть направлены на формирование личности, понимающей основы развития географического пространства планеты Земля и умеющей правильно ориентироваться в этом пространстве, предвидеть, прогнозировать тенденции его развития.
Поскольку содержание предмета становится средством достижения новых целей, то в более узком смысле цель школьной географии – овладение учащимися законченной системой географических знаний и умений и возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.
Вот почему так важно осознать новые цели среднего географического образования, которое должно способствовать нравственному воспитанию школьников, закладывать основы патриотизма и любви к Родине в неразрывной связи с интернационализмом и широким взглядом на мир, на другие народы.
Географическое образование вооружает школьников умениями пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию, “класть” её на карту; вести наблюдения на местности, заниматься краеведческим изучением своего региона, своей местности. Этот предмет вносит вклад в трудовое воспитание учащихся и в профориентацию, помогает выбрать жизненный путь; помогает удовлетворять интересы и потребности развивающейся личности в познании окружающего мира.
Итак, географическое образование уникально, цели его широки, задачи многообразны. Это образование – надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли, как общего дома человечества.
Виленский, В.М. Использование произведений художественной литературы на уроках географии / В.М Виленский // Образование в современной школе. 2000. — № 7. -С. 59-70.
Гузеев В. В. Современные образовательные технологии. М. , 1989.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России- М.: «Просвещение»,2010.
Душина И. В. Методика и технология обучения географии- М.: ООО “Издательство Астрель”, 2002.
Ковалев В. В. Теоретические основы совершенствования географического образования в условиях межпредметной интеграции в школе, 2006.
Лысенкова С. Н. Когда легко учиться- М. , 1985.
Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
Степанов Е. Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога. М. : ТЦ Сфера. 2004.