Программа элективного курса для 9 класса
в рамках предпрофильной подготовки.
«Мой край – Югра».
Л.В.Трухина, учитель географии,
МБОУ « Федоровская СОШ №2
с углубленным изучением
отдельных предметов».
Пояснительная записка
Курс «Мой край — Югра» основывается на комплексном изучении региона и включает сведения из таких областей знаний, как природа, историческое развитие, особенности населения, традиции, быт, культура, топонимика, хозяйственная деятельность человека.
Учитывая специфические и уникальные особенности региона, данный курс интегрирует в своем содержании географические, экологические, социальные, экономические, культурологические знания о Ханты – Мансийском автономном округе.
Главная цель курса – сформировать у учащихся знания о родном крае и подвести их к пониманию своего места в округе, стране, в мире.
Основными задачами курса являются следующие:
— овладение системой комплексных знаний о своем регионе на основе взаимодействия
трех компонентов – природы, населения, хозяйства;
— развитие умений по оцениванию природных условий и ресурсов с точки зрения жизненных потребностей человека и его хозяйственной деятельности в условиях Севера;
— формирование нравственных убеждений школьников, уважительного отношения к обычаям, традициям, духовной культуре населения округа;
— формирование активной жизненной позиции путем включения учащихся в решение доступных для них проблем окружающей природной и социальной сферы;
— развитее интереса учащихся к познанию окружающей действительности, вовлечение их в поисковую деятельность.
Программа рассчитана на 17 часов, включает в себя: уроки обобщения знаний, изучение нового, семинары, лекции, практикумы, деловые игры. Программа курса построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания, широкого использования источников географической информации.
Программой предусмотрены практические работы, направленные на организацию деятельности учащихся, отработку умений.
Неотъемлемой частью программы являются требования к знаниям, умениям учащихся, формируемых в процессе изучения данного курса. Требования находятся в полном соответствии с базовыми. В тоже время, они отражают специфику регионального содержания и служат основой для регионального стандарта ХМАО по географии.
Количество часов | Виды деятельности учащихся | |
Раздел I. Территория, границы и географическое положение.
Раздел II. Природа Ханты – Мансийского автономного округа.
Раздел III Социально – экономическая характеристика округа. История заселения и хозяйственного освоения территории округа.
Раздел IV Экономика Ханты – Мансийского автономного округа
| 2 часа 1 час 1 час 7 часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 7 часов 1 час 1час 1час 1час 1час 1час 1 час
| Практическая работа. П./р. № 1 «Определение по картам географического положения округа». П./р.№2 «Установление связи между тект. структурами, формами рельефа и пол. ископаемыми». П./р.№3 «Определение климатических условий для жизни и хоз. деятельности человека своего района. П./р.№3 «Составление комплексной хар-ки крупнейших рек округа». Сообщения. Заповедники, заказники, памятники природы. Полезные и опасные растения, животные округа. Представители флоры и фауны округа, занесенные в Красную книгу России. Сообщения учащихся. П./р.№4 «Определение средней плотности населения своего района». П./р.№5 «Обозначить основные месторождения». Тестовые задания. П./р.№6 «Район, в котором я живу». |
Литература:
В.В. Бакулин, В.В. Козин. География Тюменской области/ Учебное пособие. – Сред.- Урал. кн. изд-во, 1996 г.
География Ханты – Мансийского округа: Учебное пособие для 8- 9 классов. М.: Экопрос, 1996 г.
Рабочая тетрадь по географии Ханты — Мансийского автономного округа. – М.: «Экопрос», 1997 г.