Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Фыркальская средняя общеобразовательная школа № 13
Программа элективного курса
«Родной край – Хакасия»
Автор: Котюшева Наталья Валерьевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Фыркальская СОШ №13
с. Фыркал Ширинского района
Республики Хакасия
с. Фыркал
2014
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Родной край — Хакасия» носит меж предметный интегрированный характер. Она помогает установить ассоциативные связи между известными учащимся фактами из окружающей их действительности и изучаемым программным материалом по географии, биологии, химии, экологии.
Программа связана с изучением природы, хозяйства, населения и экологии Хакасии. При этом учащиеся овладевают основами понимания взаимосвязей между физико-географическим объектом природы и обществом.
Содержание программы дает возможность лучше изучить свой край, помогает усвоению школьной программы по ряду предметов, воспитывает бережное отношение к природе, способствует накоплению краеведческой информации, которая приобретается в результате проектной и исследовательской деятельности. Она способствует установлению в сознании учащихся связи между изучаемыми географическими, биологическими, химическими, экологическими понятиями и закономерностями и их проявлениями на территории Хакасии.
Цель:
Последовательная организация краеведческой работы по комплексному изучению Хакасии и формирование сознательного и бережного отношения к природе и истории родного края.
Задачи:
1. Развивать умение работать с разнообразными источниками информации;
2. Обучить приёмам постижения природных закономерностей;
3. Изучить имеющийся краеведческий материал;
4.Применять информационно-коммуникативные технологии;
5. Прививать навыки природоохранной и исследовательской деятельности;
6. Развивать познавательную и общественную активность учащихся;
7. Способствовать развитию творческих способностей личности ребенка.
Основные принципы программы
1. Принцип систематичности последовательности. При изучении материала усвоение проходит несколько этапов: восприятие – представление – понятие, т. е. от простого к сложному
2. Принцип устойчивости вариативности. К уже известной информации добавляется какая – то новая (вариативная).
3. Принцип наглядности. Данный принцип реализуется при участии в научно- исследовательской деятельности кружка, в ходе которой члены кружка наблюдают происходящие явления, описывают их, используют наглядные средства обучения (картины, фотографии и т. д.).
4. Принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подходов. Предполагает рассмотрение вопроса изучения родного края на трех вышеперечисленных уровнях.
5. Принцип активности и деятельности в процессе изучения. Предполагает активную деятельность членов кружка при руководящей роли педагога при организации работы с научной, справочной литературой. Реализации этого принципа будет способствовать методы проблемно – поискового значения.
6. Принцип развития личности. Реализуется в процессе научно – исследовательской деятельности на занятиях кружка, т. е. дети учатся владеть методами сравнения, синтеза, обобщения, выделения главного, что способствует развитию логического мышления и творческих способностей.
7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
8. Принцип связи с жизнью. Данная программа содержит информацию, которая способствует познанию своего родного края.
Критерии отбора материала
1. Критерий практической значимости.
2. Критерий соответствия содержания программы и имеющейся учебно — методической базы.
Возраст, на который рассчитана программа
Школьники основной общеобразовательной школы, с 5 по 8 класс (10 – 15 лет).
Объём программы в часах и продолжительность курса:
Программа рассчитана на 1 год обучения, по одному часу в неделю, 35 часов за год.
Формы проведения занятий
1. Лекция – используется на занятиях тема, которых связана с ознакомлением с основными положениями.
2. Практические занятия.
3. Игровая форма (КВН, викторина)
4. Экскурсия.
5. Конференция.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы работы
1. Репродуктивный метод – выполнение действий по алгоритму;
2. Частично- поисковый метод, члены кружка осуществляют поиск решения проблемы, а педагог задаёт гипотезу, ставит задачу;
3. Индуктивный метод (от частного к общим положениям, явлениям);
4. Дедуктивный метод (от общего к частным фактам);
5. Метод учебного анализа, синтеза, аналогии, выявления причинно- следственных связей;
6. Картографический метод.
Ожидаемые результаты:
Способность применять полученные знания в повседневной жизни, в школьной жизнедеятельности;
2. Вовлечение учащихся в научно – исследовательскую деятельность и проектную деятельность;
3. Проведение наблюдений и фиксирование их;
4. Участие в различных (по уровню ) исследовательских проектах;
5. Творческие работы членов кружка;
6. Решение экологических задач, тестирование.
Содержание программы
|
|
| |
11 часов |
|
Обновление стенда «Деревенька моя» Проект «Герои живут рядом». «Дети войны» |
|
|
Геологическое строение и рельеф. |
|
|
|
. Экологические проблемы и пути их решения. |
|
|
Тематическое планирование на 2013-2014 учебный год
|
|
| |
|
Археологическое наследие края. |
|
|
|
|
|
|
Список использованной литературы:
1. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан, 1996;
2. История Хакасии с Древнейших времён до 1917 года/ редактор Л.Р. Кызласов – Абакан, 1993;
3. Кильчичаков А. Животный мир Хакасии. – Абакан, 1995;
4. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. – М., «Логос», 2001;
5. Прокофьев С.М. Природа Хакасии. Пособие. – Абакан, 1993.