Игра-путешествие «Геодетективное агенство «Находка» ».
(повторительно-обобщающий урок по теме «Гидросфера»).
Цель урока:
используя игровую форму урока, повторить, систематизировать и расширить знания по теме “Гидросфера”;
Задачи урока:
актуализировать и закрепить знания о Гидросфере и её частях;
развивать логическое мышление путем формирования умения делать выводы;
способствовать экологическому воспитанию, формируя представления о значение воды в природе и жизни человека, бережное отношение к ней.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация, физическая карта мира, карточки-задания для групп.
Ход урока:
I. Организационный момент (знакомство).
II. Ход урока.
Учитель: Уважаемы ребята! Любите ли вы детективы?( ответы детей)
А географию? (ответы детей). Эти вопросы не случайны, потому что у нас сегодня в гостях геодетективное агентство «Находка» . Оно занимается поиском пропавших сокровищ, затонувших кораблей и потерявшихся путешественников. Агентству нужны молодые, перспективные сотрудники. Требования к ним очень высокие: зоркий глаз, острый ум и хорошие знание географии.
Сегодня все ребята попытаются пройти конкурсный отбор в геодетективное агентство.
Ребята, когда сегодня я шла к вам на урок, то повстречала незнакомого мне человека, который просил о помощи. А чтобы помочь ему он передал мне вот это письмо. Если вы позволите, я его зачитаю.
( Учитель зачитывает письмо)
Письмо.
Дорогой мой друг!
Я прошу тебя оказать помощь.
Без воды невозможно представить себе нашу планету. Могучий разрушитель и одновременно великий созидатель, она формирует рельеф, являясь «скульптором лика земного». Привычная «кухня погоды» немыслима без океана и облаков. Сама жизнь на Земле, вероятно, впервые появилась именно в воде, и зависимость от нее живые организмы сохранили на протяжение миллиардов лет. Кровь обитателей суши по основному химическому составу удивительно сходна с морской водой. Человеческий зародыш на 97 % состоит из воды … Недаром один из биологов определил жизнь как «одушевленную воду».
В настоящее время печальным последствием хозяйственной деятельности человека явилось уменьшение запасов пресной воды, загрязнение водоёмов, истощение запасов подземных вод. Причины загрязнения – сброс неочищенных стоков промышленности, чрезмерное использование удобрения и ядохимикатов, сброс в водоёмы подогретой воды. Опасность водного голода ставит нас перед необходимостью заботиться о благополучии водоёмов. Поэтому я решил изобрести прибор, который помог бы очистки воды, но у меня украли его рисунок и я прошу о помощи: найдите и верните, пожалуйста, его.
Капитан Немо
Учитель: Ребята, как вы думаете, сможем мы помочь капитану Немо в поисках его рисунка с изобретением.
Для этого нам необходимо вспомнить и обобщить наши знания и умения по теме «Гидросфера и её части».
— А почему именно Гидросфера? Совершенно верно в письме говорится о воде, а водная оболочка земли – это Гидросфера.
Гидросфера «гидро» — вода водная
«сфера» — шар оболочка
— Ребята, небольшое дополнение. Так как капитан Немо хочет побыстрее найти рисунок своего изобретения, то вместе с письмом он прислал нам небольшие подсказки и мы с вами разделились на группы для того, чтобы быстрее выполнять различные задания.
Подсказка № 1.
« Вода совершает непрерывный круговорот в природе, но кто-то перепутал звенья в этой непрерывной цепочке и может произойти непредвиденное. Наша задача восстановить эту цепочку круговорота воды и объяснить свои действия.
(Учащимся всех групп раздаются карточки с элементами круговорота воды в природе, они должны составить правильно цепочку.)
ОКЕАН ———— АТМОСФЕРА (ВОЗДУХ) ———СУША ——- ОКЕАН
Учитель: Прошу к доске одного желающего от команды, чтобы рассказать о круговороте воды в природе.
Подсказка № 2.
« капитан Немо прислал схему, в которой указаны части гидросферы, но она неполная и наша задача заполнить её, выполняя задания ….»
(на доске высвечивается схема, которую учащиеся постепенно заполняют, выполняя задания)
Гидросфера
Мировой океан Воды суши Вода в атмосфере
Учитель: Наша задача её заполнить до конца.
Подсказка № 3.
Учитель: Послушайте, о какой части Мирового океана говорит поэт.
« … , мой древний прародитель,
Ты хранишь тысячелетний сон.
Светлый сумрак, жизнедатель, мститель,
Водный, вглубь ушедший небосклон.
Тихий, бурный, нежный, стройно-важный,
Ты, как жизнь: и правда, и обман.
Дай мне быть твоей пылинкой влажной,
Каплей в вечном …Вечность! ….!»
Константин Бальмонт
— — Как вы, думаете, о какой части Мирового океана говорит Бальмонт? Совершенно верно это океаны. Какие мы знаем океаны, назовите их. По одному представителю от группы прошу показать на контурной карте и дать краткую его характеристику.
— Для того чтобы продолжить заполнять схему дальше нам необходимо воспользоваться следующей подсказкой капитана Немо.
Подсказка № 4.
— Это шифрограмма. Для того чтобы её расшифровать, необходимо отгадать слова, где каждая буква соответствует цифре. Затем надо подставить полученные буквы в шифрограмму и прочитать слово. Попробуем сначала сделать это совместно, а затем каждая группа получит свою шифрограмму.
1 шифрограмма (для совместного решения):
1. Количество минеральных веществ, в граммах, растворенных в 1 литре воды, называется …. ( 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,9) — соленость
2. У какого моря нет берегов … (10, 11, 12, 13,14,15,16,17,18,19) — Саргассово
3. Прибор для определения сторон горизонта ….. (20, 21, 22, 23, 24, 25) — компас
4. Свободно плавающие морские организмы …… (26, 27, 28, 29, 30, 31) — нектон
22, 2, 12, 27 море ( по одному представителю показать на контурной
карте и дальнейшие части также показывают
на контурной карте)
шифрограммы – карточки (для групп)
1. Что полярники используют в качестве питьевой воды. (1, 2, 3) — лед
2. Мелкие растения и животные, неспособные противостоять течениям и волнам. (4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11) — планктон
3. Птица, неумеющая летать, но отлично плавающая и ныряющая (12, 13, 14, 15, 16, 17, 18)- пингвин
4. Он и летом и зимой – между небом и землей, хоть всю жизнь к нему иди – он все будет впереди (19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26) – горизонт
23, 6, 1, 13, 16 залив
1. В чем измеряется соленость воды (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8) — промилле
2. Что является главной причиной волн в океане (9, 10, 11, 12, 13) — ветер
3. Морские организмы, ведущие донный образ жизни (14, 15, 16, 17, 18, 19) — бентос
4. Самый большой океан (20, 21, 22, 23, 24) — Тихий
1, 13, 18, 6, 21, 9 пролив
1. Уменьшенная модель Земли (1, 2, 3, 4, 5, 6) — глобус
2. Самое соленное море в мире (7, 8, 9, 10, 11, 12, 13) — Красное
3. Начало реки (14, 15, 16, 17, 18) — исток
4. Самая высочайшая вершина земного шара (19, 20, 21, 22, 23, 24, 25) — Эверест
3, 10, 16, 8, 17, 20 остров
1. Воображаемая линия, равноудаленная от географических полюсов (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) — экватор
2. Плавающие обломки материкового льда (8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15) — Айсберги
3. Место впадение реки в другой водоём ( 16, 17, 18, 19, 20) — устье
4. Чертеж, на котором условными знаками в уменьшенном виде изображен небольшой участок земной поверхности (21, 22, 23, 24) — план
21, 6, 22, 16, 6, 10, 18, 13, 6, 3 — полуостров
Учитель: Ведь вода — это не только Мировой океан. Немало воды расположено на суше. Но чтобы вспомнить, из каких частей состоят воды суши, давайте воспользуемся подсказками капитана Немо.
Подсказка № 5
Чуть дрожит на ветерке Не конь, а бежит,
Лента на просторе, Не лес, а шумит?
Узкой кончик в роднике,
А широкий – в море.
Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
(Река)
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)
Все обходят это место: Не море, не земля,
Здесь земля как будто тесто; Корабли не плавают,
Здесь осока, кочки, мхи… А ходить нельзя?
Нет опоры для ноги.
Не море и не суша –
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь. (Болото)
Бежит ручеек-
Ни близок, ни далек.
В глубине лежит,
А все равно вперед бежит. (Подземные воды)
Это может быть горным или покровным…
Они покрывают материк Антарктиду и остров Гренландию…
Дают начало айсбергам – это гигантские плавающие ледяные горы…
(Ледник)
Подсказка № 6
Ребята, мы почти добрались до наших похитителей чертежа, осталось немного пройти испытаний
Вернемся к нашей подсказке схеме. Последняя часть Гидросферы – это вода в атмосфере.
По данным определениям назовите географическое понятие.
1 группа:
Теплый, холодный, звездный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной …….. (дождь)
2 группа:
Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, дождевые, грозовые…
( облака)
3 группа:
влажный, непрозрачный, серый, невесомый, стелющейся, утренний… (туман)
4 группа:
пушистый, белый, мягкий, (снег)
Учитель: Мы вспомнили, в чем может содержаться вода в атмосфере и нашли последнюю часть чертежа. Как вы думаете, что изображено на чертеже? Совершенно верно – это фильтр для очистки воды. В современном мире даже самая чистая на первый взгляд вода может содержать в себе множество вредных веществ, микроорганизмов, бактерий вредных для человека. Именно поэтому возникает необходимость фильтровать воду, т.к. чистая вода – это залог нашего с вами здоровья. Истинное значение воды в жизни человека трудно переоценить. Практически все, что нас окружает, так или иначе связано с водой.
И хочу закончить наше путешествие – поиск поэтическими строчками стихотворения о воде…
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана,
И все это – только вода.
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода
И кажется сказкою это,
А в сущности – только вода.
И подводя итог нашему поиску, я думаю, что все участники игры могут стать сотрудниками геодетективного агентства «Находка», т.к. мы справились с задачей:
1. Нашли рисунок изобретения капитана Немо.
2. Повторили и обобщили тему: «Гидросфера и её части»
Муниципальное Образовательное Учреждение
Краснопахорская средняя общеобразовательная школа
игра
«Геодетективное агентство «Находка»
(повторительно-обобщающий урок по теме «Гидросфера и её части»)
учитель географии
МОУ Краснопахорской СОШ
Желтикова А.В.
2010 год.