Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Нурлат Республики Татарстан
Интегрированный урок по географии и истории в 10 классе по теме: «Индия»
подготовила учитель географии
Мухарметова Наталья Владимировна
г.Нурлат
2011
Цель урока:
Дать общие сведения о стране. Определить экономико-географическое положение страны, природные условия и ресурсы. Познакомить учащихся с населением Индии и развитием хозяйства. Дать общие сведения о традициях, культуре, обычаях народа Индии.
Формировать умения у учащихся работать с картой, атласами, в тетрадях, дополнительной литературой, готовить сообщения, выступать перед аудиторией.
Показать взаимосвязь предметов географии и истории по изучаемым вопросам данной темы.
Форма урока:
Интегрированный урок – лекция
Оборудование:
— политическая карта мира,
— атласы,
— таблицы, экспонаты.
ХОД УРОКА:
План:
Экономико-географическое положение Индии
Природные условия и ресурсы
Население
Хозяйство
Культура, традиции, обычаи народа Индии, столица – город Дели
Учитель географии:
(На фоне индийской музыки звучат слова бывшего премьер-министра Индии–Индиры Ганди о своей родине из книги «Вечная Индия»).
«Индия представляет собой целый мир, слишком большой и разнообразный, чтобы его описать. Даже я, прожившая здесь всю жизнь, проехавшая тысячи миль, посетившая известные и труднодоступные места и встречавшаяся с миллионами индийцев, не могу сказать, что видела и познала всю эту необычайную страну или хотя бы часть её».
Индия-страна древней и самобытной культуры, внесшая огромный вклад в человеческую цивилизацию. Она одна из первых колониальных стран добилась независимости (1947год), бывшая колония Великобритании. По религиозному разногласию образовалось два суверенных государства–Индия и Пакистан.
Экономико-географическое положение:
Территория по форме напоминает треугольник, страна расположена на полуострове Индостан, с севера отгороженный Гималаями. Морские границы играют ведущую роль в экономической жизни страны. Вдоль берегов Индии пролегает мировой торговый путь, связывающий страну с Востоком и Западом.
Итак, страна имеет выгодное экономико-географическое положение.
Природные условия и ресурсы:
Индия – богатейшая страна мира в природном отношении. Недаром в колониальное время ее называли «жемчужиной британской короны». Здесь благоприятный климат, субтропический и тропический, это позволяет выращивать в стране по два-три урожая в год. Страна обеспечена внутренними водами, обширны земельные ресурсы. Запасы железной и марганцевой руды, титана, хромитов, циркония имеют мировое значение. Есть уголь, руды цветных металлов, золото, нефть.
Итак, Индия имеет богатый природно-ресурсный потенциал для развития внутренней экономики.
3. Население:
По численности населения Индия занимает 2 место в мире после Китая. Быстрый рост населения создает трудности для национальной экономики. В связи с этим правительство Индии проводит демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости. Индия – самая многонациональная страна в мире, здесь живет много народов: бихарцы, хиндустанцы, бенгальцы и другие. Разнообразен и религиозный состав.
— Сообщения учащихся о религиях, исповедуемых в Индии.
Учитель истории:
Один из важнейших догматов индуизма- деление общества на касты, которые, несмотря на официальную отмену, сохраняются, особенно в деревнях. Принадлежность к определенной касте определяет всё поведение человека от рождения до смерти. Наряду с этим сложный этнический и религиозный состав населения нередко приводит к обострению межнациональных и кастовых противоречий, к возникновению сепаратистских движений. Например, Джамму и Кашмир — единственный штат Индии, где преобладают мусульмане, выступающие за отделение штата от Индии и присоединение его к Пакистану. Территориальный спор из-за этого штата длится уже долгое время. Чтобы предотвратить такое отделение, индийское правительство было вынуждено ввести в штат Джамму и Кашмир войска.
Учитель географии:
Плотность населения по территории Индии разная, в предгорьях Гималай – 2-4 человека на кв.км., а на Индо-Гангской низменности до 500 человек на км.кв. Индия – слабоурбанизированная страна, в городах живет до 30% населения страны. Крупные города расположены в основном на морском побережье – Мадрас, Калькутта, Бомбей и др. В стране много безработных, значительная часть населения живет за чертой бедности.
Итак, Индия – многонациональная страна, с большой численностью населения, исповедует разные религии, имеет большие социальные проблемы.
Хозяйство:
Учитель истории:
В середине 19 века система управления Индией, созданная англичанами, была подчинена извлечению из этой колонии максимальной прибыли. Учитывались возраставшие потребности промышленности метрополии в рынках сбыта товаров и сырья. Важнейшим источником доходов колониальных властей были их монополии на соль, опиум, а также земельный налог. Беспошлинный ввоз британских товаров в Индию препятствовал созданию отечественной промышленности и разорял местных ремесленников. С предоставлением Индии независимости предстояло решать в стране сложные задачи модернизации в хозяйстве. Бывшая собственность колониальных властей стала базой государственного сектора экономики. Это железные дороги, энергетика, основные промышленные и военные предприятия, ирригационные сооружения. Вводилась система пятилетних планов. Индия использовала техническую помощь СССР — в частности, для создания металлургической промышленности. Государственные инвестиции направлялись в перспективные секторы экономики.
Учитель географии:
В настоящее время Индия — один из лидеров стран третьего мира. Основной отраслью экономики является сельское хозяйство. Индия – крупнейший в мире производитель чая, арахиса, хлопка. табака, специй, пшеницы, риса. В Индии насчитывается огромное количество крупного рогатого скота, но корова здесь священное животное, употреблять в пищу его мясо запрещает религия.
Еще не так давно промышленность Индии характеризовалась развитием отраслей легкой промышленности. Теперь выделяются отрасли тяжелой промышленности.
Учащимся предлагается заполнить таблицу в тетради «Главные отрасли производства Индии», основные графы:
— отрасли производства,
— используемое сырье,
— основные центры производства (Работа по картам атласа).
Индия экспортирует драгоценные камни, ювелирные изделия, машины, одежду, кожу, ткани, чай, железные руды и др.
Итак, за годы независимости Индия достигла больших успехов в социально-экономическом развитии, ее многоотраслевая промышленность (особенно тяжелая) отличается быстрыми темпами роста, однако основой экономики остается сельское хозяйство.
Заслушивание сообщений учащихся о культуре, традициях, обычаях народов Индии; о столице Индии – городе Дели.
Индия – страна-музей под открытым небом, много как современных, так и древних храмов. Одним из самых известных храмов в Индии является Тадж-Махал.
Наше путешествие по Индии подошло к концу, спасибо всем за активное участие на нашем уроке.
Список используемой литературы:
Ю.Н.Гладкий, С.Б.Лавров. Экономическая и социальная география мира, 10 класс,
М., Просвещение, 2004.
2. В.П.Максаковский, Экономическая и социальная география мира, 10 класс,
М., Просвещение, 2009.
3. Г.Н.Элькин. Экономическая и социальная география мира, 10 класс (методическое
пособие, Санкт-Петербург, «Паритет», 2005.
4. Н.В.Загладин. Всеобщая история, 10 класс, М., «Русское слово», 2009.
5.В.И.Бородулин, А.П.Горкин. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М., научное изд. «Большая Российская энциклопедия», 2007.
6.Л.С.Ванян. Страны и народы мира. Азия. М., «Мир книги», 2008.