Использование ИКТ на уроках географии и природоведения.
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. И в обучении детей с нарушениями интеллекта информационные технологии играют важную роль.
Три основные формы работы с ИКТ на уроках географии и природоведения:
1. Во-первых, непосредственное применение в учебном процессе.
2. Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по предмету вне школьных занятий.
3. И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.
Выделяют следующие виды компьютерных программ:
— учебные
— тренажеры
— контролирующие
— демонстрационные
— имитационные
— справочно-информационные
— мультимедиа-учебники.
Надо сказать, не все программы для массовой школы применимы для обучения детей с нарушениями интеллекта. Тексты заданий, инструкции, сами задания во многих случаях не соответствуют интеллектуальным, речевым и образовательным возможностям этих учащихся, и поэтому необходимо дополнительное объяснение учителя. На уроках я стараюсь использовать электронные учебники: « География. Наш дом — Земля: Материки, океаны, народы и страны. 7 класс», «Начальный курс географии. 6 класс» и другие.
В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса.
В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий, творческих заданий, при контроле знаний и умений.
При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.
Образовательные программы имеют в своём составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора.
Информационные технологии помогают мне изготовить и оформить дидактический материала
На уроке закрепления использую программу – контролёр или чаще тесты, кроссворды, индивидуальные задания, которые создаю сам. Они позволяют осуществить контроль над усвоением изученного материала.
Коррекционные цели образования детей с недостатками интеллекта и специфика их познавательной деятельности (восприятия, речи, мышления, внимания, памяти) обуславливают ряд отличительных черт, характеризующих процесс обучения:
— преобладание наглядности, особенно при формировании первичных представлений;
— дозирование учебного материала;
— адекватный темп подачи материала;
— использование адаптированных учебных текстов.
И это можно достигнуть с помощью компьютерных технологий.
Одним из важнейших принципов в обучении детей с нарушениями интелллекта является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими.
Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу POWER POINT. Учебный материал подается в виде последовательности слайдов в темпе и объеме, адекватным специфическим особенностям и возрастным возможностям учащихся с нарушениями интеллекта. По ходу показа веду диалог с учащимися, задаю им вопросы, учащиеся сопряжено и по одному проговаривают текст презентации.
На своих уроках также использую презентации, свободно распространяемые в сети Интернет. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии и природоведения не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
— повышает мотивацию учащихся к учению;
— активизирует познавательную деятельность;
— развивает мышление и творческие способности учащихся;
— формирует активную жизненную позицию.