Исследовательская работа по изучению своего населенного пункта

Россинский

Служа другим,

расточаю себя”



Отдел образования администрации муниципального

образования Щербиновский район

Средняя общеобразовательная школа №9

ст. Новощербиновская

Юридический адрес школы: 353632 Краснодарский край Щербиновский район станица Новощербиновская ул. Мира, 39

Адрес электронной почты: shcool9@srb.kubannet.ru

Номер телефона: 8(86151)3-05-47

Факс: 8(86151)3-05-47



III Россинские педагогические чтения


Номинация: методическая



Исследовательская работа по изучению своего населенного пункта


Работу выполнила

учитель кубановедения

Королева Марина Васильевна



2011



Еще в 17 веке великий ученый- педагог Ян Амос Коменский в своей книге «Великая дидактика» достаточно четко сформулировал идею о преподавании географии на основе изучения родного края. Он отмечал, что в основе школьного курса краеведения лежит простая истина, что свое близкое и родное в природе, человеческой жизни, в хозяйстве понятнее и яснее, чем чужое и далекое.

Термин «Краеведение» впервые был предложен в 1914 году на первом Всероссийском съезде учителей географии в Москве и сразу же прочно вошел в лексикон географов.

Однако до последнего времени в школьной программе по географии для краеведения не отводилось достаточно времени.

Сейчас многое меняется в нашей жизни, в системе школьного образования. Все чаще мы слышим слова «краеведение», «региональный компонент», в Краснодарском крае введен курс кубановедения.

В современной школе большое внимание уделяется развитию исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Проектная исследовательская деятельность учащихся обозначена в стандарте образования. Каждый школьник должен быть обучен этой деятельности, тем более что программы школьных предметов ориентированы на этот вид деятельности.

Сегодня учить детей нужно по-новому: главное – научить их ориентироваться в море информации, самостоятельно решать возникающие познавательные проблемы. Исследовательская деятельность обеспечивает ученику развитие его интеллекта, склонностей, самостоятельности, умение работать в коллективе, выражать свои мысли.

В последнее время интерес к проблеме самостоятельной учебной работы школьников заметно вырос. Ее считают одним из средств развития способностей и качеств личности. Научно- исследовательская работа школьников имеет значительные преимущества перед другими методами в педагогике. Во-первых, она дает возможность организовать учебную деятельность учащегося, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой.

Во- вторых, реализуется идея профессиональной ориентации. И, наконец, самое важное: предполагаемый результат проводимой научно-исследовательской работы- повышение уровня активности школьников, качества знаний, повышения интереса к изучаемому предмету.

Я родилась и выросла на Кубани, в станице Новощербиновской. И с детства люблю бескрайние степные просторы, неброскую красоту степной реки Ясени, шум плавней, цветущие сады ранней весной.

Свежие документы:  Урок для 6 класса по теме: "«Реки: Лена и Амур»"

Работая в школе , всю свою любовь к природе родной Кубани, родной станице я стараюсь передать ученикам. Помогаю детям лучше узнать и оценить особенности той местности, где они живут, обратить их внимание на красоту и неповторимость родной земли, вызвать желание сделать все , чтобы она становилась лучше, и, в конечном счете, полюбить свою малую родину. А человек ведь может любить только то, что хорошо знает!

Работу с детьми по изучению кубановедения я стараюсь строить на основе изучения своего населенного пункта. Но за время, отведенное на уроке, невозможно ответить детям на все интересующие их вопросы, провести интересное научное исследование или опыт. И поэтому возникла идея о дополнительных занятиях по углубленному изучению станицы Новощербиновской.

Формой внеурочной работы с 2005 года по краеведению в МОУ СОШ №9 является кружок «Новощербиновский краевед». Работа кружка рассчитана на один учебный год для учащихся 7 классов. Занятия проводятся в течение одного часа один раз в неделю.

Для реализации цели, поставленной перед работой кружка, была составлена программа, разработано тематическое планирование, система практических и исследовательских работ.

Цель работы кружка: формирование у учащихся целостного представления о прошлом и настоящем станицы Новощербиновской

Задачи :

  1. Комплексное изучение истории, природы , населения и хозяйства станицы учащимися МОУ СОШ №9;

  2. Развитие творческой и познавательно- исследовательской деятельности учащихся;

  3. Воспитание чувства любви, патриотизма и ответственности к своей малой родине.

Принципы работы

  1. Комплексный подход к изучению географии станицы Новощербиновской;

  2. Поисково- исследовательская работа учащихся при изучении географии и истории станицы.

Направления в работе

  1. Методическая и исследовательская работа учителя.

  2. Практическая работа учащихся по географическому краеведению.

  3. Научно-исследовательская работа учащихся по географическому краеведению.

  4. Практическая работа учащихся по экологии.


Для успешной работы кружка была проведена и ведется методическая и исследовательская работа учителя по следующему плану:

  • Составлена программа работы кружка.

  • Разработано тематическое планирование, система практических и исследовательских работ.

  • Написано учебное пособие «География станицы Новощербиновской».

  • Издан собранный материал в альманахе о прошлом и настоящем станицы Новощербиновской.

  • Разработаны внеклассные мероприятия по новощербиновскому краеведению (устный журнал «Мы-новощербиновцы», внеклассное мероприятие «Проводы казака в армию», урок-путешествие по краеведческой тропе станицы Новощербиновской и др.)

С 2010 года МОУ СОШ №9 является опорной школой в Щербиновском районе по преподаванию кубановедения. На базе нашей школы идет распространение и обмен опытом по преподаванию кубановедения на местном материале, по преподаванию географического кубановедения.



Практическая работа учащихся по историческому и географическому краеведению на уроках географии и кубановедения

На уроках и в качестве домашнего задания по кубановедению или географии учащиеся получают следующие практические задания:

  • Описание семейной реликвии

  • Судьба моей семьи в истории станицы Новощербиновской

  • Анкетирование жителей станицы с целью выявления привлекательности и комфортности для проживания своего населенного пункта.

  • Анкетирование жителей станицы с целью характеристики демографической ситуации в станице.

  • Составление схемы «Трудовые ресурсы моей семьи».

  • Составление схемы «Возрастная структура моей семьи».

  • Изучение механического состава почв станицы

  • Описание колодца.

  • Решение экологических проблем реки Ясени.

На уроках активно ведется работа с разнообразными историческими источниками. В этой работе большую роль играет использование материалов, собранных в альманахе о станице Новощербиновской. В нем собраны статьи местных краеведов по истории, природе, современности станицы. Учащиеся получают различные задания для работы с альманахом. Например, используя рукопись краеведа Игнатенко В.П. «Сказание о Земле казачьей» , выяснить, как изменялась численность населения станицы с момента ее основания и до Вов.

Получая такие задания, учащиеся учатся работать с источниками информации, анализировать полученную информацию, делать выводы.


Внеурочная деятельность учащихся направлена на проведение научно-исследовательской работы учащихся по историческому и географическому краеведению. Значительная часть занятий кружка проходит в полевых условиях во время экскурсий и практических занятий.

К. Д. Ушинский назвал природу великой воспитательницей. Изучение природы открывает широкие возможности для всестороннего развития личности школьника. Непосредственная работа в природе повышает интерес к изучаемому предмету, способствует формированию у школьников прочных и глубоких знаний.



Эта работа ведется по следующему плану:

  • Проведение экскурсий по станице.

  • Практические работы на местности.

  • Сбор проб и материалов для проведения исследования.

  • Анализ и обработка данных, собранных во время экскурсий.

  • Написание научно-исследовательских работ.

Результатами работы кружка «Новощербиновский краевед» являются исследовательские работы учащихся по разным направлениям – география, история, экология, этнография станицы Новощербиновской.

Темы исследовательских работ:

  1. История основания станицы Новощербиновской.

  2. Естественное движение населения станицы Новощербиновской.

  3. Влияние хозяйственной деятельности населения станицы Новощербиновской на реку Ясени.

  4. Лесные полосы СПК им. Калинина и их влияние на урожайность зерновых культур.

  5. Архитектурные особенности станицы Новощербиновской.

  6. Казачка-мастерица.

  7. Распахнутая солнцу Новощербиновская.

  8. География станицы Новощербиновской в картинках.

  9. Местные признаки изменения погоды.

  10. Физические свойства глины. Использование глины жителями станицы Новощербиновской.

  11. Неблагоприятные природные явления в станице Новощербиновской .

  12. История станичного парка.

Со своими работами учащиеся ежегодно принимают участие в творческих районных, краевых и всероссийских конкурсах, в научно-практических конференциях «Эврика» и «Эврика-Юниор».

Практическая работа учащихся по экологии.

Характер взаимодействия человеческого общества с природой в последние десятилетия вызывает все более возрастающий интерес. Технически развитое общество губит природу, губит своими необдуманными по отношению к природе действиями. В связи с этим важнейшим и первоочередным из природоохранных мероприятий является экологическое воспитание подрастающего поколения. Познание основ экологии не может базироваться только на изучении теоретических положений. Вот почему целью проведения практических работ по экологии является расширение контакта учащихся с природой, обществом, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране ОС станицы.

На практических занятиях кружка по теме «Экология станицы Новощербиновской» учащиеся выполняли различные виды практических работ.

  • Составление экологической карты станицы

  • Организация, описание, работа Экологической тропы СОШ №9

  • Составление экологических паспортов кабинетов школы №9

  • Составление экологических паспортов улиц станицы.

  • Составление экологических паспортов домов.

  • Работа «Голубого патруля»





В 2010-2011 учебном году на базе нашей школы работала летняя тематическая площадка «Юный краевед». Ребята во время экскурсий, походов знакомились с историей, природой родной станицы. Активно участвовали в совместных акциях с администрацией станицы по борьбе с амброзией, по озеленению станицы. Результатом работы тематической площадки «Юный краевед» явилось создание краеведческой тропы станицы Новощербиновской .

Проводимая исследовательская работа по изучению своего населенного пункта развивает у школьников критическое мышление, учащиеся учатся рассуждать, анализировать, формулировать свои мысли и выводы, принимать правильные решения. Исследовательская работа позволяет учащимся самореализоваться, попробовать свои силы в решении возникающих проблем, приложить при этом свои знания и учения.

А главное, я считаю, результатом всей этой работы является, то что учащиеся МОУ СОШ № 9 любят свою малую родину, стараются сделать ее лучше и краше.














Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: