«Изучение экологического состояния верхнего течения реки Везёлки, протекающей в пределах территории села Пушкарное» 7 класс

МОУ «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»






Учебно-исследовательская работа:

«Изучение экологического состояния верхнего течения реки Везёлки, протекающей в пределах территории села Пушкарное»






Работу выполнили:

Мергенталлер Алёна

Нефёдова Мария

ученицы 7 класса

Руководитель: учитель географии

высшей квалификационной категории

Фролова Людмила Николаевна.




















Пушкарное – 2013

Оглавление


  1. Введение 2

  2. Цель 2

  3. Задачи 2

  4. Актуальность 2

  5. Объект исследования 2

  6. Предмет исследования 2

  7. Для кого проводилось исследование 2

  8. Результаты исследования 3 – 9

  9. Выводы 9

  10. Заключение 9

  11. Литература 9

  12. Приложение 10-11


































1. Введение: У каждого человека в жизни есть своя речка, родник, лес, поле. С них начинается Родина. Нам и жителям села Пушкарное повезло вдвойне. На территории нашего села протекает только что зародившееся начало реки Везёлки и находится ее исток-родник. Пусть это совсем небольшая, неглубокая речка, но она, словно игла пронзила лес и поле, протянувшись через все село Пушкарное. Родник и речка, которая берет из него свое начало, несут в себе частичку каждого из нас, историю свою и человеческую. Никогда река и ее истоки не будут иметь только хозяйственное значение. Река — это жизнь, неторопливая песня журчащей воды останется в нас на всю жизнь. Мы заинтересовались нашей рекой с того момента, когда мы всем классом совершили экскурсию по географии. Стояли на мостике и слушали учителя, познавая азы составной части реки: исток, русло, пойма, бассейн реки. Мы еще тогда заинтересовались проблемой «Малых рек». Ведь оттого насколько чисты истоки реки, зависит органический мир реки, и каждая капля воды, попадая в более крупные реки своей речной системы, а потом уже окажет влияние и на состав морского бассейна, к которому она относится (Азовское море). Все это натолкнуло нас заняться исследовательской работой об экологическом состоянии верхнего течения реки Везёлки и наметить мероприятия по её охране.

2. Цель исследования: изучить экологическое состояние истока реки Везёлки, и на основе полученных результатов предложить программу мероприятий по её охране.

3. Задачи исследования:

1. Задачи: взять под охрану родник, откуда берет свое начало река, благоустроить его, освятить. Произвести физико-химический анализ воды: Температуру, запаха, жесткости, наличие азота, нитритов, составить список растений и животных.

2. Провести социологический опрос об экологическом состоянии реки Везёлки и путях решения. Определить возможные виды природоохранных мероприятий.

3. Выявить главные источники загрязнения реки.

4.Наметить план по улучшению состояния верхнего течения реки Везелки.

4.Актуальность исследования: заключается в ознакомлении и изучении Верхнего течения реки Везёлки, протекающей на территории села, с целью охраны и бережного отношения к природе, формируя у подрастающего поколения основ экологической культуры.

  1. Объект исследования: Верхнее течение реки Везёлки. Приток Дона третьего порядка.

  2. Предмет исследования: физический и химический состав воды в реке Везёлке, протекающей по территории села Пушкарное.

  3. Для кого осуществляется исследование. Чистота и полноводность малых рек – это проблема не только местного значения, но она затрагивает более широкий масштаб – охрану пресных вод на Земле. Польза нашего исследования неоспоримо важна как для настоящих жителей села, так и для будущих поколений. Данная исследовательская работа способствует формированию экологического мировоззрения и экологической культуры, уверенности в необходимости и возможности решения экологических проблем на первоначальном этапе. 7. Результаты исследования: I. Историческое прошлое реки Везёлки.

Река Везелка берет свое начало из родников близ хутора Волхов. Набирая силу, она протекает по всей территории села Пушкарного. Длина её 12 км. До места впадения р. Искринки на стыке сёл Пушкарное и Стрелецкое. На долю этого небольшого участка реки Везёлки выпало немало цивилизованного воздействия человека. В 1905 году, когда строилась железная дорога Белгород-Воронеж, пришлось перенести русло реки. Для этого было вырыто ровное русло реки с крутыми берегами. Река стала обживать свое новое местоположение. Старожилы рассказывают, что воды в реке стало меньше, были нарушены природные источники питания — родники. Территория стала заболоченной. Исчезли такие обитатели как: стрекозы, вьюны, окуни, щуки. Не стал расти такой кустарник как ежевика. В 1960-1980х годах проводилось осушение поймы реки. Теперь начало река обжилось на своем новом месте: берега стали более пологими, заросли ивами, камышом, осокой, лапчаткой. Прилетают утки. В реке водятся карасики. И что же дало жизнь этой реке? Конечно же, её истоки – родинки, которые, несмотря на все воздействия, извне продолжали пополнять Везёлку своими водами. Родники – это истоки, это начало больших и малых рек, перед которыми надо преклоняться и сочинять стихи.

II. Географическое положение. Река Везелка расположена в южных отрогах Среднерусской возвышенности на территории Белгородского района, Белгородской области в селе Пушкарное. Река протекает в направлении с севера-запада на юго-восток, тонкой жилкой проходит через все село, создавая неповторимый природный комплекс. Река Везелка является левым притоком Северского Донца. Относится к бассейну реки Дон, несущей свои воды в Азовское море, бассейна Атлантического океана.

III. Гидрографическая характеристика. 1. Река Везелка берет начало к северо-западу от центра села Пушкарное, в результате выхода на поверхность подземных вод, родников. Вода, просачиваясь сквозь грунт, образует заболоченность территории, площадью в 1 га. Наиболее крупных родников насчитывается пять. Один из них самый крупный, родник Волохов, освящен, имеет отметку в виде креста. Вода из родника пользуется спросом среди населения не только нашего села. Приезжают сюда и из других мест. Родник взят под охрану школьным экологическим отрядом «Истоки». (Приложение 1)

2. Река протекает по выработанному руслу, глубина которого составляет от 1 м до 2 м. Река за долгие годы выработала речную долину, ширина которой в верхнем течении доходит до 3м. В долине села Пушкарное и Стрелецкое

Русло реки ровное. Наибольший изгиб наблюдается при впадении реки Искринки на границе сел Пушкарное и Стрелецкое. Русло круто поворачивает к юго-востоку. Берега реки не высокие. В верхнем течении составляют 50 см, в среднем течении до 1 м, а в нижнем, берега пологие они сложены суглинистым материалом. Верхний слой представлен черноземно-луговыми почвами. А нижний слой и дно суглинком и глиной.

3. Река Везелка является притоком третьего порядка реки Дон и несет свои воды в бассейн Азовского моря. Везелка впадает в Северский Донец в районе Белгородского железнодорожного вокзала. Слияние рек привело к расширению русла и затоплению территории. На месте слияния двух рек, то есть в устье реки Везелки организован городской пляж. Место отдыха Белгородцев.

4. Питание реки Везелки – смешанное. Преобладает, естественно, снеговое, как и для всех рек России с умеренно-континентальным климатом. Дождевое питание имеет также немаловажное значение. Река Везелка в течение всего года питается подземными водами, бьющими из под земли

родниками. Самый большой из них выходит на поверхность в месте впадения притока Искринки в Везелку. Жители села Пушкарное здесь сделали колодец, который долгие годы был символом села, так как расположен на въезде в село. Сейчас его нет, после половодья в 1988 году восстанавливать его не стали.

5. Режим реки: Жизнь реки полностью зависит от климатических условий. Наибольший разлив реки происходит после таяния снега. Февраль, март, апрель. Уровень воды поднимается до 2 метров. Река разливаясь затопляет пойму на расстоянии 150 метров. В связи с этим на месте моста сооруженны шлюзы для регуляции водостока. Межень наступает два раза в году. Зимой, когда река покрывается льдом и остаётся только подземное питание. И в осеннее время года, когда выпадает наименьшее количество осадков в виде дождей. В летнее время наблюдается паводковый режим, выпадение дождей приводит к кратковременному подъему уровня воды в реки.

Режим реки Везелки за 2011-2013 годы

Годы

Ледостав месяц

Половодье месяц

Межень месяц

Паводки

2011

15.12

10.03

15.07 20.09

20.08

2012

10.12

15.02

25.08 15.09

25.06

2013

25.12

20.02

25.05 15.06

25.07

6. Характер течения и скорость на различных участках реки различная.

— верхнее течение: русло реки узкое 1-1.5м, порожистое. Скорость течения 1м/с. — среднее течение: ширина реки 7-8 м. скорость – 0,15м/сек.

7. Расход воды реки Везелки составляет: 1,70 см (глубина) х 280 см (средняя ширина) = 476 квадратных сантиметров. Объём воды: 0,15м/сек (скорость течения) х 476м (расход воды) = 71,4 кубических метров.

V. Физический анализ воды. Мы, члены школьного экологического отряда «Истоки», провели физический анализ воды родника Волохов и верхнего течения реки Везёлки.

1.Определение температуры воды. Температура воды имеет большое физиологическое и гигиеническое значение. Температура рассматривается как показатель санитарного состояния водоема. Высокая температура воды в колодце и низкая зимой говорит о поверхностном расположении грунтовой воды, а, следовательно, большой возможности ее загрязнения извне. Температура питьевой воды должна быть постоянной, что указывает на отсутствие притока поверхностных загрязненных вод.

Оборудование:

а). Термометр в металлической оправе.

б). Термометр, помещенный внутрь барометр.

Ход определения:

Температура воды определяется непосредственно в водоеме или сразу после отбора пробы. Температура воды открытых водоемов определяется путем погружения ртутного термометра (цена деления 0,1С) в металлической оправе. Температуру воды в глубоких слоях измеряют с помощью термометра, помещенного внутрь барометра. Термометр держат в воде не менее 5 минут.

Температуру питьевой воды из водопровода определяют путем погружения резервуара термометра в вытекающую из крана струю, показания снимают при установлении постоянной температуры.

Нами был взят ртутный термометр в металлической оправе и измерена температура родника. Она составила +15С. Затем мы измерили температуру реки в её верхнем течении. Она составила +18С. 2.Определение прозрачности. Прозрачность воды является важным признаком ее доброкачественности. Прозрачностью не менее 30см должны обладать воды, подаваемые для питьевого водоснабжения без осветления. Речные воды, кроме горных вод, могут иметь прозрачность 2-3см. Уменьшение прозрачности природных вод свидетельствует об их загрязнении. Метод определения прозрачности основан на изменении высоты водяного столба, сквозь который типографический шрифт становится плохо различмым.

Оборудование:

а) Стеклянный цилиндр с плоским дном.

б) Шрифт с высотой букв 2мм. А толщина букв-0.5мм

в) Линейка.

Ход определения: Испытываемую воду взболтали, налили в цилиндр и поставили его неподвижно над шрифтом. Расстояние от дна цилиндра до шрифта 4см. Сливая постепенно воду из цилиндра через носик, находим предельную высоту столба оставшейся воды измеряли её линейкой. Определение повторили несколько раз и вычислили среднее значение. (Приложение 2). Высота прозрачности составила в роднике – 100см, а в реке – 75см.


3. Определение запаха. Характер и интенсивность запаха определяют органолептически. Различают две группы запахов: запахи естественного и искусственного происхождения. Запахи естественного происхождения обусловлены живущими и отмирающими в воде организмами, влиянием берегов, дна, почв, грунтов и т.д. Запахи искусственного происхождения возникают при загрязнении вод промышленными и сельскохозяйственными отходами. Характер запаха определяют при температуре 20 и 60 С.

Оборудование:

а) Коническая колба емкостью 150-200мм.

б) Часовое стекло. в) Водяная баня

Ход определения: В колбу мы набрали исследуемую воду при температуре 15-20 с 2/3 ее объёма, накрыли её часовым стеклом, встряхнули колбу вращательным движением. После чего открыли колбу и определили характер запаха. Для усиления интенсивности запахов воду можно подогреть. Коническую колбу наполнили на ½ ее объёма водой, закрыли часовым стеклом и нагрели до 60 градусов. Затем колбу вращательным движением взбалтываем, сдвинув стекло и быстро определяем запах.

Чистые природные воды запахов не имеют. Вода в роднике и в реке запаха не имеет.

4.Определение цветность. Питьевая вода должна быть бесцветной. Цветность природной воде могут придавать соединения железа (желтовато-зеленоватое окрашивание). Цветущие водоросли, взвешенные частицы. Различные оттенки вода может приобретать и за счет загрязнения ее сточными водами.

Окраску вод определяют визуально.

Реактивы:

а) Дистиллированная вода.

Оборудование:

а) Цилиндр с плоским дном из бесцветного стекла, белый лист бумаги.

Ход определения:

Профильтрованную пробу воды наливаем в цилиндр и ставим на лист бумаги рядом с дистиллированной водой. Высота столба должна быть равна 10см. Рассматриваем пробу в цилиндре при рассеянном дневном освящении. Результат определения описываются словесно с указанием оттенка и интенсивности окрашивания (бесцветная, слабо-желтая, красноватая, и т.д.)

Физический анализ воды показал, что она имеет постоянную температуру в роднике +15градусов, в реке +18градусов. Вода прозрачная, без запаха и цвета. Мы провели исследования физического анализа воды родника Волохов и верхнего течения реки Везёлки. Итоги анализа приводим ниже в таблице. Школьный экологический отряд «Истоки» взял под свою охрану родник «Волохов» и верхнее течение реки Везёлки. Нами были проведены исследования физического анализа воды верхнего течения реки Везёлки до очистки её от бытового мусора, поваленных брёвен и после проведённой очистки. Ниже приводим данные нашего исследования.

Физические свойства воды верхнего течения реки Везелки.

Физические показатели

анализа воды

До очистки русла реки

Везелки

После очистки русла

реки Везелки

Температура

а) зимой

б) летом


+ 8˚

+ 18˚


+ 8˚

+ 16˚

Прозрачность

45 см

75 см

Запах

а) характер

б) интенсивность


естественный

запах тины


естественный

без запаха

Цветность

слабо-желтая

бесцветная

Выводы: Река Везелка протекает в благоприятных условиях, нет сильного загрязнения. Об этом свидетельствует анализ проб воды, взятые в верхнем и в среднем течении, там, где расположено наше село и Пушкарская средняя школа.

VI. Экологическое состояние реки: Исследовав реку в ее верхнем течении, у истока родника Волохов видно углубление проседание грунта до 1м, вода, просачиваясь, затопила большую территорию, вода выходит чистая, пригодная для питья. Ширина углубления составляет 2.5м, дно ручья, заросло травой, имеет светло-зеленый цвет, что свидетельствует о близости водоносного слоя.

Загрязнение реки начинается с места первых улиц, прямо к реке выходят огороды жителей, поэтому в воде преобладают химические вещества фосфора, аммиачной селитры — это вещества, входящие в состав удобрений, используемых на огородах. В среднем течении реки, река захламлена отходами бытового мусора, и русло было перекрыто поваленными деревьями.После проведённой очистки русла реки анализ воды показал изменения в лучшую сторону

VII. Использование реки: Река Везелка используется для полива огородов, для питья скоту. Создает неповторимый природный комплекс для нашего села. На уроках географии и биологии мы изучаем составляющие части реки и ее органический мир.

Растительный мир представлен влаголюбивыми растениями: лапчаткой, рогозом, ивой, ольхой, осокой, аиром.

Животный мир представлен рыбами: ерш, плотва, красноперка, карп. Водятся земноводные: лягушки, тритоны. Пресмыкающиеся: ужи, гадюки.

Из птиц прилетают утки. Из млекопитающих встречается выдра. Мир насекомых представлен стрекозами.

VIII. Охрана реки. Экологический отряд «Истоки» взял под свою охрану родник «Волохов» и верхнее течение реки Везёлки. Ежегодно весной мы очищаем родник, облагораживаем к нему подступ. Администрация Пушкарского сельского поселения выдаёт нам краску для покраски креста – символа освящения родника.

Члены отряда вышли с предложением об очистке русла реки от бытового мусора, поваленных деревьев, что затрудняло течение реки и приводило к её цветению и ухудшению свойств воды.

Жители села с пониманием отнеслись к просьбе об очистке реки от мусора в местах их проживания.

XI. Результаты социологического опроса: Социологический опрос показал, что жители села понимают значение реки, как природного объекта, ее значимость как источника питания более крупных рек, ее значение в круговороте воды в природе, использовании в хозяйственной деятельности: для полива, ловли рыбы, сбора ягод (ежевики).

Для нас, учеников – это уникальное место для учебных экскурсий по географии и биологии. На наглядном примере мы знакомимся с частями реки, видами её питания и режимом, биологическими ресурсами.

8. Выводы: Не производить вырубку деревьев. Не загрязнять реку бытовым мусором. Учениками экологического отряда «Истоки» Пушкарской школы взять шефство по охране верхнего течения русла и поймы реки Везелки.

9. Заключение: Проведя исследование экологического состояния истока реки Везелки (родника) и верхнего течения реки Везелки можно сделать следующие выводы:

1. Нельзя использовать пойму реки под огороды, вырубать ивы, разводить костры.

2. Необходимо решить проблему бытового мусора.

3. Использовать родник как источник чистой воды для питья, а реку как эталон живописного пейзажа «Малых рек России».

Проведенная работа имеет значение как для учащихся школы, так же и для жителей села Пушкарного. Место родника окультурено, освящено, отмечено крестом, здесь можно набрать воды для питья. Это уникальное место для учебных экскурсий по географии. Где воочию можно изучить все необходимые материалы. (Приложение 3)

10. Литература:

1.«География Белгородской области» часть первая. Издательство Московского университета, 2003/

2. В.А. Шаповалов «Белгородоведение». Белгород, 2002.

3.А.Н. Петин, Л.Л. Новых, В.И. Петина, Е.Г. Глазунов «Экология Белгородской области». Москва. Издательство Московского университета, 2002.

4.Н.Г. Глазунов «Состояние окружающей природной среды Белгородской области в 1998 году». Белгород, 1999.

5.Атлас: «Природные ресурсы и экологическое состояние Белгородской области». Белгород, 2005.


Свежие документы:  План-конспект урока "Рельеф России" 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: