Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кандалакшская школа – интернат»
(учебная встреча по краеведению)
подготовила
учитель истории и географии
Вехорева Людмила Константиновна
2014 год
Слайд 1. «Кольские саамы»
На Кольском полуострове проживают разные народы. Это русские, украинцы, белорусы, карелы, армяне, татары и многие другие. Но издавна здесь проживают саамы.
Тиррв, коаллэш таввял оллмэ. Добрый день.
— Я поздоровалась с вами на языке коренных жителей нашего края.
6 февраля Заполярье традиционно отмечает Всемирный День саамского народа.
Слайд 2. «Расселение саамов»
Саамы, саами, лопь, лопари — малочисленный финно-угорский народ; коренные жители Северной Европы. Больше всего саамов проживает на территории Норвегии — 40 тыс. человек, в Швеции -18 тыс. человек, в Финляндии — 4 тыс. человек, в Российской Федерации на Кольском полуострове живут 2 тыс.саамов.
Слайд 3. «Саамы Кольского полуострова»
Саамы – коренные жители Кольского полуострова.Российские саамы используют такой же флаг, как и саамы Швеции, Норвегии и Финляндии. Кольцо на флаге символизирует единство саамов, а его разделение на две части — присутствие саамов в разных странах. Кольцо также символизирует шаманский бубен. Цвета флага повторяют традиционные цвета одежды саамов: красный — огонь, синий — вода, жёлтый — воздух, зелёный – земля.
Круг-это солнце и луна.
Слайд 4. «Саамские погосты»
Саамы издавназанимались оленеводством, рыболовством, охотой и вели полукочевой образ жизни. В постоянных поселениях — погостах они жили зимой (с декабря поапрель-май), а в остальное время года передвигались по промышленным участках небольшими группами или целыми общинами. Кольские саамы раньше жили по всему Кольскому полуострову. Теперь большинство саамов живёт в Ловозере, расположенном в центральной части полуострова. (Показ по карте)
Само название нашего города – Кандалакша –карело – саамского происхождения и включает в себя два слова:«лакша» — залив и «канда» — название реки, впадающей в этот залив (по саамски «канда» означает «протока»). Существует и легенда о двух братьях — Канта и Лахти, облюбовавших для своего жилья берега порожистой реки Нивы. Сегодня на нашей учебной встрече команды «Канта» и «Лахти» покажут нам свои знания по истории и географии родного края. А жюри оценит работу команд.
Задание для 9-10 класса – показать на географической карте города, горы, реки, озёра.
Слайд 5. «Северное сияние»
В бесконечной темноте зимних полярных ночей у нас на севере можно увидеть красивый огненный танец на небесах — полярное сияние. Мы радуемся, когда удаётся увидеть на небе эти переливы света. А саамы считали, что северное сияние — это души умерших людей, и увидеть их на небе – к несчастью. Из поколения в поколение учили саамы детей своих осторожности: увидел северное сияние – накинь капюшон, поправь шапку – чтобы злые духи не могли схватить тебя за волосы и утащить на небо.
Слайд 6. «Колдуны – шаманы (нойды)»
Посредниками между миром духов и миром людей были шаманы — нойды. Они умели находить потерявшихся в тундре людей, когда найти их по следам и с помощью собак уже никому другому не удавалось, умели вернуть силы слабому и знали ещё много других полезных волшебных вещей.
По саамским поверьям, после смерти шаман превращается в священный камень – сейд. К нему люди приходят за помощью в трудную минуту, просят избавить от болезни, послать удачу на охоте. Приносят к сейду подарки, чтобы задобрить духов.Попробуем и мы разгадать хитрые загадки саамских колдунов.
Задание 8-а классу — отгадайте загадки.
1. Когда приходил, по крыше стучал, когда уходил, никто не видал (Дождь)
2. Без крыльев, а летит, без рук, а толкает (Ветер)
3. Не дерево, а с ветвями (Оленьи рога)
4. Сама короткая, а хвост длинный (Иголка с ниткой)
5. Белые мячики по тундре несутся (Оленята)
6. Скупое дерево ягоды жалеет, потому краснеет (Рябина)
Слайд 7.«Саамские сказки»
Зимой, в длинную полярную ночь, сидели саамы в своих жилищах у очага, шили одежду из оленьих шкур, мастерили рыболовные снасти и рассказывали детям сказки. Некоторые из них похожи на русские. В любом народе и во все времена дороже всего ценят доброе сердце и золотые руки находчивость, смелость и силу.
В саамских сказках вы встретите человека-оленя Мяндаша, медведяТалу, богатыря Ляйне и красивую Катерину, коварных врагов саамов – чудь белоглазую и злую Аддзь – женщину-лягушку.
Задание командам — ответить на вопросы к ранее прочитанным сказкам:
1). «Богатый, да скупой – бедный, да щедрый»:
— почему грустил бедный саам после встречи с богатым братом?
— кто помог бедному сааму?
— помирились ли братья?
— чему учит сказка?
2). «Морская бабушка»:
— почему жители Терибирской губы решили покинуть родные места?
— кто помог саамам в их беде?
— как называется остров, что привела в Териберку Моресь-аканчь (Морская бабушка)?
— чему учит сказка?
Слайд 8.«Саамы – оленный народ»
Олень для саамов – главное существо мира, центр Вселенной. Олень дает для жизни саамов практически все. Это пища, одежда и нитки, оружие и поделки, жилище, средство передвижения.
«Расступилась земля, и появился чудесный белый олень…
Чудесный олень тронул солнце рогом, оно качнулось, приподнялось и плавно легло на рога всех оленей. И сто тысяч оленей бережно понесли солнце в Темную страну.
И они донесли солнце в целости и сохранности, и Темная страна перестала быть темной: поднялись навстречу солнцу цветы и травы, потянулись в небо деревья.
И люди в тундре научились улыбаться друг другу, детям и солнцу.
С тех пор и светит над тундрой солнце.
И тысяча лет прошла с тех пор, а потом еще тысяча и еще…»
Слайд 9. «Бог – олень Мяндаш»
По преданию, саамы – потомки Мяндаша, белого оленя с черной головой и золотыми рогами, т.е. оленный народ. Они верят, что Мяндаш научил саамов искусству охоты, дал лук и стрелы и запретил убивать важенок – олених и вожака оленей — гирваса. И это, говорят старики, не сказка, а ловта — истинная правда! Пока жив Мяндаш — живы и земля и люди. А как догонит его бог-громовержец Тьермес, тогда мир кончится. «Когда первой стрелой Тьермес ударит — все реки потекут назад, из гор забьет огонь, море иссякнет. Когда вторая стрела вопьется в черный лоб меж золотых рогов — огонь охватит землю, лед вскипит. А когда Тьермес вонзит нож в сердце Мяндаша — упадут все звезды, потухнет луна, утонет солнце, и земля обратится в прах».
Будем надеяться, что бог-громовержец никогда не догонит Мяндаша.
Задание командам – «заарканить оленя» — каждому из игроков команд нужно набросить верёвочный аркан на стойку.
Слайд 10. «Одежда саамов»
Для нелегкого труда пастуха – оленевода необходима была тёплая и удобная одежда. Поэтому саамы носили одежду и обувь из оленьих шкур. Такая одежда не промокает и хорошо сохраняет тепло.Занимались изготовлением одежды и обуви женщины. Шить они учились с малых лет. Умение шить считалось большим достоинством.
С помощью кусочков кожи, цветного сукна и вышивкой из бисераукрашали саамы свою одежду. Элементы узора и цвет-красный, голубой, белый, желтый саамы брали от самой природы. В красоте саамских узоров скрывается красота и величие природы, это солнце, и вода, растительный и животный мир.
Домашнее задание 8б класса.
Свои кыссты – варежки продемонстрируют наши художники – Коля, Алина, Нина и Витя. Дадим им слово.
Бусинка к бусинке ровненько ляжет
Четким узором на ярком сукне
Каждый узор подробно расскажет
О мастерстве на снегу при луне
Четыре цвета – варежка готова,
Красный – цвет жизни и очага,
На нем крупинки голубого,
Это озера, реки – вода.
Желтый ласкает и радует глаз,
Это луч солнца просунулся в щель,
Дополнит узор белый снег, как алмаз
Засыпаны им берёза и ель.
Слайд 11. «Саамская азбука»
Только в 1982 году появился саамский алфавит и первый саамский букварь. Буквы саамского алфавита взяты из русского.Первая книга на саамском языке называлась «Ялла» («Жизнь»). Автор книги – первая саамская поэтесса Октябрина Воронова.
Сайд 12.«Октябрина Воронова»
Домашнее задание -10 класс читает стихотворение Октябрины Вороновой.
Снег лежит сугробом пышным,
Легкий, мягкий, словно пыжик.
Солнце яркое с небес
Озаряет зимний лес.
Нет ни облачка над домом,
Небо кажется бездонным.
Тропку к лесу протопчу,
Постою и помолчу.
Летняя медовая пора.
Мох украсил землю словно шелком.
Люди в лес торопятся с утра,
Кто с большим ведром,
а кто с кошелкой.
На зубах морошины хрустят.
«Чор» да «чор» — не веришь, так попробуй.
Средь березок-карликов стоят
Не грибы, а прямо небоскребы.
Слайд 13. «Растения нашего края»
Основное богатство Кольского края – наша природа. А это и просторные тундры, и дремучие леса, и роскошные ели и сосны, растущие на подстилке из белоснежного ягеля, среди которого по осени виднеются красные шляпки подосиновиков. Это и брусника, краснеющая на вырубках, и морошка, радующая глаз любого ягодника, и черника с голубикой, которых полно в наших северных лесах.
Задание командам. Назови растение.
1.Это растение в древности называли «Очи болотного».
2.Перед смертью именно эту ягоду просил Александр Пушкин.
3.Народное название –арктическая малина. (Морошка).
1.Это растение стелется по земле.
2.Русские народные названия растения — багновка, медвежья ягода, чёрная трава.
3.Ещё одно финское название растения — в дословном переводе — «свиная черника».(Вороника).
1.Это низкорослый кустарник, обычно не более 1 м высотой.
2.Русские народные названия: ерник, ёрник
3.На севере используется как топливо, листья и ветви служат кормом оленям. (Карликовая берёза).
1.Растёт очень медленно: 3—5 мм в год
2.Для оленей является средством от кишечных паразитов.
3.Относится к лишайникам. (Ягель – олений мох).
1.Русские общеупотребительные и местные названия растения (или ягод): гонобоб, гонобобель, дураха.
2.Плоды — синие с сизым налётом, сочные съедобные, мякоть зеленоватая, ягоды длиной до 1,2 см.
3.Легко спутать с черникой. (Голубика).
1.Её ягоды могут храниться в свежем виде до следующего урожая в деревянных бочках, наполненных водой
2.Ягоды используются при простудных заболеваниях
3.В природе растет в сырых местах, на болотах.(Клюква)
Слайд 14.«Животный мир нашего края».
Животный мир Кольского полуострова невероятно разнообразен. Здесь водятся таежные и тундровые животные: медведь, волк, куница, лисица, белка, песец, лось, северный олень. Благодаря заповедникам были распространены ондатра, норка, бобры. В водах арктических морей обитают: гренландский тюлень, нерпа. На полуострове около 200 видов различных птиц.
Задание командам. Назовите животное.
1.Нору это животное роет в мягком грунте в окружении камней.
2.Основу его питания составляют мелкие грызуны, особенно лемминги, а также птицы
3.Сравнительно небольшое, похожее на лисицу, животное. (Песец, полярная лисица).
1.Большую часть года обитает под снегом, никогда не впадает в спячку.
2.Питается осоками, зелёными мхами.
3.Относятся к отряду грызунов семейства хомяков. (Лемминг).
1.Зимой у этих птиц лапы оперены до когтей, летом пальцы голые.
2.Зимнее оперение самца ослепительно белое.
3.Питаются сережками карликовой березы, а также ягодами. (Куропатка).
1.Самцы обычно чисто-белые, с отдельными темными отметинами, а самки белые только снизу.
2.Основу её питания составляют мышевидные грызуны, в первую очередь лемминги. За год она одна съедает более 1600 леммингов.
3.Эта птица принадлежала Гарри Поттеру и умела доставлять письма и посылки. (Белая сова).
1.Преследуя стада оленей, они иногда проходят более 100 километров в день.
2.За один раз может съедать 14 килограммов сырого мяса.
3.Живут стаями. (Волк).
1.Жажду это животное 9 месяцев в году утоляет снегом.
2.90 % пищи для них составляют лишайники, поэтому они чуют ягель (основной продукт питания) даже под слоем снега
3.От этих животных люди получают молоко, мясо, шерсть, рога, кости, используют их в качестве ездовых животных. (Северный олень).
Слайд 17. «Кудсале тирвенв»
Подходит к завершению наша встреча. Слово жюри. Подведение итогов, награждение.
«Кудсале тирвенв!» — до свидания, до новых встреч, говорим мы на языке саамов, коренного народа Кольского севера. Саамы сумели приспособиться к суровому климату, обжить задолго до русских эту холодную скалистую землю, создали свои орудия труда, свой язык и культуру. Будем и мы учиться у саамов доброте, терпению, миролюбию, бережному отношению к нашей северной природе.
Спасибо за внимание.
Использованные материалы:
Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. Обраб. для детей Е.Пация. – Мурманск: Мурманское книжное изд-во. 1990г.
https://www.hobobo.ru/catalog/skazka/skazka-o-solntse/page/5
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%E0%EC%FB
https://murmansk-nordika.blogspot.com/2011/08/3_06.html
https://ru-ru.facebook.com/KarjalaPark
https://www.scazka12.narod.ru/kopilka12/nash_opit/Hud_slovo_stihotvor_sever_poetov.doc
https://www.liveinternet.ru/users/sikorsky_sergey/post80634953/