Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30 посёлка Молодёжного муниципального образования Белореченский район Краснодарский край
Урок кубановедения
Тема: « Промыслы и ремёсла на Кубани»
Возраст учащихся 9- 10 лет
подготовила Орлова Оксана Борисовна
учитель начальных классов
2012 год
Тип урока: интегрированный ( кубановедение – технология)
Форма проведения: работа в группах, парах.
Виды деятельности: исследование, театральная, практическая деятельность
Цели:
— расширение знаний и представлений учащихся о промыслах и ремёслах на Кубани;
— сохранение и популяризация традиций и культуры кубанского казачества;
— развитие навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности; умения работать в группе (общаться, договариваться, сотрудничать);
— развитие навыков самооценивания своей деятельности;
— воспитание патриотизма, любви к малой родине, толерантности, чувства гордости за свой край.
Наглядность и оборудование: интерактивная доска, презентация, диски с народными песнями в исполнении Кубанского казачьего хор ( руководитель — В. Захарченко); куклы- кубаночки; предметы быта ( гончарные изделия, резные шкатулки, плетённые корзинки, вышитые рушники и салфетки, вязаные изделия и др.), карточки с пословицами « Казачьему роду нэма пэрэводу», « Яка пряха , така и рубаха» и др.
Материалы: лоза для изготовления макетов плетня, нитки, вязальные крючки, сухая ветка, салфетки, ножницы, медная проволока, глина.
Предварительная подготовка: выставка детских творческих работ; рисунки учащихся на тему: « Одежда казаков»; изготовление учащимися, родителями, учителем класса элементов казачьей одежды; разучивание стихотворения« Коточок»( казачий фольклор); стихотворения « Кубань моя» ( автор – Н.К Питенко, жительница нашего сельского поселения), посещение старожил поселения с целью сбора информации о промыслах и ремёслах на Кубани; сообщения учащихся, словарная работа ( в процессе подготовки), заготовка лозы для плетня.
Планируемые результаты: бережное отношение к культуре родного края, расширение кругозора; желание создавать своими руками предметы декоративно-прикладного творчества; использование в повседневной жизни полученных на уроке умений; сплочение коллектива, коммуникативные навыки; адекватное оценивание своей работы.
Ход урока:
1.Мотивация / Звучит отрывок из народной песни « Ехали казаченьки» в исполнении Кубанского казачьего хора /
Учитель : — Ребята, возможно, вы захотите стать продолжателями многих традиций Кубани и прославить свой казачий край! Удачи!
2. Актуализация знаний.
( дети в национальных костюмах читают стихотворение « Кубань моя» — авт. Н.К. Питенко демонстрация слайдов №1- №5 )
1 ученик: Кубань моя, родимая сторонка!
Казачий мирный, благодатный край!
Поют здесь птицы на рассвете звонко,
И ждёт гостей душистый каравай.
Здесь триста лет мужчины охраняли
Семью свою, родные курени,
Соседа слабого они не притесняли,
Хоть зорко берегли России рубежи.
2 ученик: Бывало так: в посёлке, иль в станице
В прохладе вечеров, закончив все дела,
Под зорким оком бабушек и дедов
Носилась с громким кличем детвора.
И в летних сумерках в лапту играя, в жмурки
Дрались. мирились, ветерок гоня,
Черноволосые Русланы и блондины Юрки-
Разноязычная, но дружная толпа.
3 ученик: А на кругу присядут аксакалы
Усы и бороды неспешно теребя,
Обсудят, и не раз, чтоб жизнь получше стала,
И не в боях встречалась ребятня…
Давно уж нет седых и мудрых дедов,
Менялась власть, и жгла бедой война,
Но Мать- Кубань все нации согрела,
Очаг и кров всем сыновьям дала.
4 ученик: Так будьте ж благодарны, все народы,
Что в добром мире мы пока живём,
Встречаем здесь закаты и восходы,
И ждём гостей за праздничным столом.
Пусть кони, гривы буйно распуская,
Несут адыгов , турок и славян…
И, казаки, обиды забывая,
Хранят свой уголок по имени — «Кубань»!
3. Сообщение темы и цели урока ( слайд № 6)
— В процессе подготовки к уроку вы, конечно, догадались, какова тема урока. ( Дети озвучивают тему: промыслы и ремёсла на Кубани ) — Как вы думаете, чему будем учиться?
4. Формирование новых знаний.
-Ребята, посмотрите на карту нашего края ( слайд № 7). Сколько станиц, хуторов, городов на прекрасной кубанской земле! Кубанская земля всегда славилась своими мастерами, одарёнными людьми. Из простых материалов – дерева, металла, камня, глины, соломы, камыша создавались истинные произведения искусства.
-Кубань является уникальным регионом , где на протяжении нескольких столетий взаимодействуют восточно — украинская, южнорусская, кавказская культуры. В искусстве кубанских народных умельцев преобладают традиции этих народов. Конечно же, не нужно забывать о том, что казаки – это, прежде всего, военные люди. Ремеслом они занимались в свободное от службы время ( слайд № 8- № 10 ). Женщинам в казачьих семьях приходилось и сеять, и пахать, и детей поднимать. Сегодня на уроке мы постараемся стать достойными преемниками своих предков- маленькими ремесленниками. ( слайд № 11, № 12, № 13 – словарная работа : промысел, ремесло, ремесленник)
— Вспомните, какие промыслы и ремёсла вы знаете? ( дети отвечают )
— Давайте прочитаем их названия ( слайд № 14) и постараемся запомнить основные промыслы и ремёсла на Кубани:
— кузнечное
-гончарное
— лозоплетение
— обработка дерева
— ткачество, прядение
-вышивка, вязание
— обработка кожи и войлока
— художественная обработка металла- ковань
— плетение из соломы, камыша, тростника
— пекарство и др.
-Ребята подготовили сообщения о нескольких ремёслах более подробно ( выступления детей)
( Рассказ о промыслах и ремёслах идёт на фоне народных песен Кубани в исполнении Кубанского казачьего хора – рук. В. Захарченко , ребята показывают старинные изделия, собранные у жителей поселения
Обработка дерева ( слайд № 15)
Резьба по дереву была распространённым видом народного декоративно- прикладного искусства Кубани. В Краснодарском государственном археологическом музее- заповеднике хранятся резные изделия: прялки, ткацкие станки, подзоры. наличники, шкатулки.
Вышивка, ткачество (слайд № 16- 17)
Наиболее развитыми видами народного декоративно- прикладного искусства на Кубани были вышивка, кружево, вязание, ткачество. Мастерицы вышивали рушники , скатерти, салфетки, наволочки, рубахи, подзоры и др.В основном цветной и белой гладью, крестом красного и чёрного цвета, тамбурным швом. Кружево выполнялось крючком и спицами.
Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки- бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи. Уже с 7-8 лет девочки приучались к ткачеству, прядению .До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданное.
Гончарное ремесло ( слайд № 18)
Гончарное производство- типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махонки, корчаги, миски, плошки. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина- глэчика. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умения и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит, мастер вложил частичку души в немудрёную посуду.
Кузнечное ремесло (слайд № 19- 20)
Кузнечным делом на Кубани занимались издревле. Каждый третий казак был профессиональным кузнецом. Умение ковать подковы для своих коней, сбрую, брычки, оружие, всякую домашнюю утварь считалось таким же естественным , как и возделывание земли. Художественная ковка так и называлась — ковань. Эта тонкая высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решёток, козырьков, оград, ворот. Для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей. В станицах и городах Кубани до сих пор можно встретить такие шедевры.
Лозоплетение (слайд № 21, 22)
Наши предки умели мастерить домашнюю утварь ажурного плетения в славянском стиле не только из лозы, но из камыша, тростника, тальника, соломы. Плели они изделия на любой вкус: корзины, сухарницы, лукошки, мебель, колыбели, плетни, этажерки, настенные панно. Этот промысел сохранился до наших дней.
/ Рассматривание старинных изделий, представленных на выставке/
Учитель: — во время занятий ремёслами речь кубанских казаков пересыпалась прибаутками, шутками, поговорками, пословицами, что придавало речи неповторимое своеобразие, особую выразительность. Даже колыбельные песни , потешки приучали детей к труду, нравственным нормам поведения в обществе. Ребята подготовили инсценирование колыбельной песни. Внимательно вслушайтесь в эти музыкальные слова. Устная разговорная речь- ценный и интересный элемент народной традиционной культуры казачества.
5. Инсценирование колыбельной народной песни « Ой, ты, коточку, коток!» , записанной ребятами и учителем у местной жительницы станицы Гурийской Е.Глова . ( Перед разучиванием проведена словарная работа : беседы с бабушками и дедушками, словари, энциклопедии)
Ой, ты коточку, коток
Заховався в кутучок.
Заховався в кутучок,
Тикэ выдно хвосточок.
Маты кота была:
— Ны вчися, коту, красты,
А вчися робыты,
Чирывычки шыты.
Чирывычки шыты,
На базарь носыты!
На базарь носыты,
Панам продаваты.
Тикэ нам, та панам,
Та московским щиголям!
Ой, ты коточку, коток,
Та й поив бабын мыдок,
Зализ у кутучок,
Тикы выдно хвосточок.
Стала бабка котка быть:
— Ны вчись шкоды робыть,
А вчись дила робыть,
Чирывычки шыть.
Чирывычки з лободы-
Ны бояцця воды.
Чирывычки з рогозу
Ны бояцця морозу!
А серинькой коточок,
Украв у бабы клубочок,
Та й понис до Галькы,
Та й поклав на лавкы.
Стала Галька котка быть:
— Шоб ны вчився так робыть,
Шоб ны вчився красты,
А вчився робыты.
А за цип та на тик
Хлиба молотыты!
-Брысь!
6. « Город мастеров». Практическая работа.
Учитель: наступил долгожданный момент — мы отправляемся с вами в импровизированный « Город мастеров», где будут работать творческие мастерские. Представив себя настоящими ремесленниками, вы сможете попробовать свои силы в одном из этих направлений .
/ Деление класса на группы по интересам. Во время работы тихо звучат народные кубанские песни. Все группы работают по образцу учителя и учащихся, владеющих данной техникой, помогают друг другу./
Задания для групп:
1 группа: изготовление прямого плетня из лозы.
2 группа: изготовление овального плетня из лозы.
3 группа: вязание крючком и вышивка салфеток .
4 группа: лепка посуды из глины.
5 группа: роспись посуды ( шаблоны из картона).
/ Выставка сделанных на уроке работ. Оценивание /
— Ребята, чему вы учились на уроке? Нравится ли вам выполнять творческую работу самостоятельно? Почему? Кто такие ремесленники? Какие промыслы и ремёсла распространены на Кубани? Есть ли у вас дома предметы, созданные руками народных умельцев?
7. Игра « Собери пословицу»
/ Восстановление деформированного текста пословицы « Яка пряха, така на нэй и рубаха». Работа в парах./
8.Рефлексия ( слайд №23,24)
— Ребята, я думаю, что не важно какую профессию вы выберете в будущем. Главное – быть человеком!
/ Чтение стихотворения Н.К. Питенко « Будь человеком!»/
Богата талантами наша станица –
Всмотрись в эти мудрые добрые лица,
Согрей тёплым взором рабочие руки,
Не знавшие лени, безделья и скуки.
В тот час, когда многие сладко уж спали,
Усталые ручки носочки вязали,
Перчатки внучонку, салфетку девчонке.
Крестом, яркой розой постель расшивали,
Под древние песни детишек качали.
Тот пишет стихи, а та барыню пляшет,
А этот землицу и сеет и пашет…
И в каждом талант, только ключик найдите,
И в мир доброты щедро дверь распахните.
Корзинка из ивы, гармошки разливы,
Комбайн на покосе, пирог на подносе…
На всё это надо так много терпенья
К любому труду, как к себе, уваженья.
Не станет великой певицей девчонка,
Не станет Рублёвым вихрастый мальчонка,
Но это, поверьте, не столь уж и важно.
Рисуйте, пишите, творите отважно.
Рисунок из сказки, грибочек из глины-
Ребячьи поделки душе нашей милы.
Познать не зазорно любые ремёсла
И вам, малышам, и седеющим взрослым!
/ Дети раздают подарки гостям .Маленькие подсолнухи- символ Кубани/
Р.s Кубань всегда была многонациональным краем, но сейчас здесь живёт большое количество мигрантов ( из 23 учеников в моём классе 18 дети- билингвы, владеющие русским языком очень плохо). Отрицательное отношение к обучению на русском языке связано, прежде всего, с отсутствием мотивации у родителей. Постоянно приходится «гасить» конфликты. « Национальный вопрос» волнует многих моих коллег. Что могу сделать я — обычный сельский учитель? В нашем посёлке нет музыкальных и художественных школ, центров образования ребёнка (это всё за 40 км) Я прививаю любовь к культуре и традициям России, Кубани посредством совместной деятельности ( сотрудничество учителя, ученика, родителя ), вовлекаю учащихся и родителей в фестивали национальных культур, конкурсы, ролевые игры, групповую работу, танцевальную деятельность ( родители своими руками шьют костюмы, пальчиковые и перчаточные куклы для театра) Вот так и живём. Результаты обучения и воспитания положительные. Ссориться нам некогда!
Список используемой литературы:
1.Кубанские народные колыбельные песни .НИЦ ТК КГНТУ « Кубанский казачий хор». « Краснодарские известия», 2002 г.
2. Кубанские народные сказки и легенды.ООО «Каргилл Юг».Краснодар.2001г.
3. Фотографии и стихи из семейного альбома Н.К.Питенко ( моей мамы)