| ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «РЕКИ» |
| ||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
|
|
|
Урок — исследование по географии. Реки.
Цель: Сформировать целостное представление о реке, её частях, речной системе и её роли в жизни человека.
Задачи:
Обучающие:
познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;
научить устанавливать причинно- следственные связи между направлением течения реки и характером рельефа;
начать формировать представление о реках и их частях,
создать образ реки различного типа.
Развивающие:
развить умение определять географическое положение реки, показывать реку на географической карте;
развивать познавательный интерес к предмету;
продолжить формирование умения работать с географической картой, учебником;
составлять описание географического объекта.
Воспитательные:
способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе, посредством межпредметных связей;
воспитывать любовь к природе.
Форма урока:
Урок – исследование, урок изучения нового материала с использованием ИКТ, словесных, наглядных и практических методов обучения.
Оборудование:
Традиционное: физическая карта России и мира, глобус, контурные карты, учебник для 6 класса, слова – термины (ведущие понятия), магниты с магнитной доской, атласы.
Современное: компьютер, экран, мультимедийный проектор, ресурсы сети Интернет.
Межпредметные связи
На данном уроке используются межпредметные связи с экологией.
Здоровье и психосберегающая среда создается на основе комфортных условий, активных форм изучения материала, смены видов и форм организации деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических требований.
Образовательные результаты:
знакомство с новыми терминами, практические навыки работы с картами, с мультимедийным оборудованием, расширение кругозора.
Тип урока (по дидактической цели) – урок – усвоение новых знаний.
В основе урока – технология личностно – коммуникативного обучения.
Ведущие понятия: река, речная долина, русло, пойма, исток, устье, речная система, водосборный бассейн, горная река.
Ход урока (структура урока)
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Продолжительность, минут | |
I.Организационный |
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. |
Учащиеся приветствуют учителя |
|
1 |
II. Мотивационно — целевой |
Показывает презентацию «Реки»(равнинные и горные) https://downloader.disk.yandex.ru/disk/ac1e93af78a2c39cc6e1b35440a06732/54c8fa9c/oovN5r-k3zUid6KvTKRMm-JR5ugeMapHxmeG4xZ0ClCWidYjdRlXCz_OblhTQZpkS-3f_Wij4DE7WiqXNQeaPA%3D%3D?uid=0&filename=%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%B8.mp4&disposition=attachment&hash=uQXRqpFqrbHTRLeu4fLtkeM98Vd2BXehs6qDy7ZCRlY%3D&limit=0&content_type=video%2Fmp4&fsize=176133585&hid=287169ed66166b5627e72e2eb0edcf86&media_type=video |
Внимательно смотрят. |
|
3 |
| ||||
III. Актуализация знаний |
Задаёт вопросы: 1. Назовите различия между морем и рекой?
2. Что же такое река?
|
Отвечают на вопрос, опираясь на личные знания, впечатления
Формируют понятие: Река- водный поток, текущий в выработанном им углублении-русле реки. |
2 | |
| ||||
IV. Усвоение новых знаний: 1. Работа с физической картой России
2.Знакомство с правилом показа реки и её частей.
3. Показ рек на карте (от истока к устью).
4.Физминутка
5.Работа с интерактивной доской и с тетрадями
6.Работа с учебником |
Задаёт вопрос: Используя карту, найдите реку Лена (рис 1). https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009dd-1000-4ddd-a8d6-400047fe0900/geomodel.exe
А). Объясняет: Все реки имеют исток – начало реки. (Прикрепляет на магнитную доску карточку со словом «исток».
Аналогично по мере знакомства с новыми понятиями на доске появляются новые слова).
Русло – углубление, где течёт река. Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан. Важно: Исток не может находиться в море или океане, т.к. реки текут «сверху вниз», а отсчёт абсолютных высот идёт от уровня океана, принимаемого за «0» (в России – Балтийский футшток).
Задаёт задание: А.Найдите на карте истоки разных рек.
Б. Покажите на карте следующие реки: Ангара, Обь, Енисей, Терек, Нил, Инд, Днепр, Ока, Кама, Иртыш, Амазонка, Конго.
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009dd-1000-4ddd-a8d6-400047fe0900/geomodel.exe Объясняет как определить правый и левый берег.
Смотрит
Чертит на интерактивной доске схему реки (с комментариями – рис 1).
1. Знакомит с характеристикой профиля реки: Речная долина –углубление, в котором располагается русло. Пойма – часть долины, которая затопляется водой в половодье (рис 3). 2. Задаёт задание: Найдите на с. 88 определение речной системы и покажите на карте речную систему реки Лена. 3. Задает вопросы: — Что такое бассейн реки? — А водораздел? — Уральские горы для каких рек являются водоразделом? 4. Задаёт задание: На своих схемах обозначьте границу бассейна реки. |
В своих атласах находят реку (один учащийся находят реку Лену на проекции карты на экране, использует мультимедийный проектор).
По желанию ищут на столе учителя карточку с новым понятием и прикрепляют её на доске с помощью магнита.
Слушают объяснение
На экране – слайд:
Ищут в атласах, показывают на карте. Работа в парах. Показывают в атласах друг другу. Затем по очереди на экране (от истока к устью).
Выполняют упражнения за ведущим упражнения
Чертят в своих тетрадях
Слушают объяснение
Ищут определение речной долины в учебнике. Ищут террасы на рисунке.
Читают определение и показывают бассейн реки Лена (с.89, рис).
Отвечают на вопросы
(для Волги и Оби)
Выполняют задание |
34, в т.ч.
2
4
1
10
3
7
7, в т.ч. 2
1
2
2
| |
V. Рефлексивно — оценочный |
1. Ставит перед учащимися задачу: Продолжите эти предложения: 1.Сегодня я узнал……. 2. Было интересно…… 3. Было нелегко……… 4. Я понял, что……….. 5.Мне понравились задания………………. 6. Я научился………… 7. Меня удивило………
2. Выставляет оценки в журнал |
Выполняют поставленную задачу
Взаимооценка |
3
| |
VI. Информирует учащихся о домашнем задании | Задаёт задание: Параграф 23, с. 87-94, записи в тетради.
https://www.klassnye-chasy.ru/userfiles/reki.rar
Устно описать географическое положение р.Волги. |
Записывают домашнее задание |
2 |
Литература, источники:
1. География. Начальный курс: методическое пособие /автор – составитель Кузнецов А.П. – М.: Дрофа, 2010.
2. Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учебник для 6 класса. ОУ/Т.П.Герасимова, Н.П., Нелконова. – М.: Дрофа, 2014.
3. Интернет – ресурсы.
4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2010.
5. Лянцевич В.М. использование идей В.Ф. Шаталова на уроках географии. Журнал «География в школе», №6-1991.
6. Современные образовательные технологии в обучении географии: опыт работы, разработки уроков /авторы – составители О.А.Бабекова, Л.А.Ласикова, Н.В.Приходько. – Волгоград: Учитель, 2011.
7. Электронное наглядное пособие по географии.htt://rnmc.ru
8. Электронное приложение www.drofa.ru.6 классс