Конспект урока для 6 класса «РЕКИ»

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «РЕКИ»


 



 




1

Ф.И.О.(полностью)

Опарий Людмила Анатольевна


2

Место работы

ГБОУ СОШ с.Екатериновка,р.Приволжский,обл.Самарская


3

Должность

Учитель


4

Предмет

География


5

Класс

6


6

Тема и номер урока в теме


Гидросфера. Урок № 5. Реки

7

Базовый учебник

География.Начальный курс.6 кл. Т.П. Герасимова,Н.П. Неклюкова.Изд. «Дрофа».2014


 

 

 

 

 

 

                         

 

Урок —  исследование по географии. Реки.

Цель: Сформировать целостное представление о реке, её частях, речной системе и её роли в жизни человека.

Задачи:

Обучающие:

 познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;

научить устанавливать причинно- следственные связи между направлением течения реки и характером рельефа;

начать формировать представление о реках и их частях,

создать образ реки различного типа.

Развивающие:

 развить умение определять географическое положение реки, показывать реку на географической карте;

развивать познавательный интерес к предмету;

 продолжить формирование умения работать с географической картой, учебником;

составлять описание географического объекта.

Воспитательные: 

способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе, посредством межпредметных связей;

 воспитывать любовь к природе.

Форма урока:

Урок – исследование, урок изучения нового материала с использованием ИКТ, словесных, наглядных и практических методов обучения.

Оборудование:

 Традиционное: физическая карта России и мира, глобус, контурные карты, учебник для 6 класса, слова – термины (ведущие понятия), магниты с магнитной доской, атласы.

Современное: компьютер, экран, мультимедийный проектор,  ресурсы сети Интернет.

Межпредметные связи

На данном уроке используются межпредметные связи с экологией.

Здоровье и психосберегающая среда  создается на основе комфортных условий, активных  форм изучения материала, смены видов и форм организации деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических требований.

Образовательные результаты:

 знакомство с новыми терминами, практические навыки работы с картами, с мультимедийным оборудованием, расширение кругозора.

Тип урока (по дидактической цели) – урок – усвоение новых знаний.

В основе урока – технология личностно – коммуникативного обучения.

Ведущие понятия: река, речная долина, русло, пойма, исток, устье, речная система, водосборный бассейн, горная река.



Ход урока (структура урока)



Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся




Продолжительность, минут


I.Организационный


Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.


Учащиеся приветствуют учителя




 

1


II. Мотивационно — целевой


Показывает презентацию «Реки»(равнинные и горные)

https://downloader.disk.yandex.ru/disk/ac1e93af78a2c39cc6e1b35440a06732/54c8fa9c/oovN5r-k3zUid6KvTKRMm-JR5ugeMapHxmeG4xZ0ClCWidYjdRlXCz_OblhTQZpkS-3f_Wij4DE7WiqXNQeaPA%3D%3D?uid=0&filename=%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%B8.mp4&disposition=attachment&hash=uQXRqpFqrbHTRLeu4fLtkeM98Vd2BXehs6qDy7ZCRlY%3D&limit=0&content_type=video%2Fmp4&fsize=176133585&hid=287169ed66166b5627e72e2eb0edcf86&media_type=video

 

Внимательно смотрят.




 

3


III. Актуализация знаний


Задаёт вопросы:

1. Назовите различия между морем и рекой?

 

2. Что же такое река?


Отвечают на вопрос, опираясь на личные знания, впечатления

 

Формируют понятие: Река- водный поток, текущий в выработанном им углублении-русле реки.

 

2


 

IV. Усвоение новых знаний:

1. Работа с физической картой России

 

 

 

 


 2.Знакомство с правилом показа реки и её частей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Показ рек на карте (от истока к устью).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 










4.Физминутка

 

 

5.Работа с интерактивной доской и с тетрадями

 

 

6.Работа с учебником

 

 


Задаёт вопрос: Используя карту, найдите реку Лена (рис 1).

 https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009dd-1000-4ddd-a8d6-400047fe0900/geomodel.exe

 

 А). Объясняет:

Все реки имеют исток – начало реки.

(Прикрепляет на магнитную доску карточку со словом «исток».


Аналогично по мере знакомства с новыми понятиями на доске появляются новые слова).


Русло – углубление, где течёт река.

Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан.

Важно: Исток не может находиться в море или океане, т.к. реки текут «сверху вниз», а отсчёт абсолютных высот идёт от уровня океана, принимаемого за «0»  (в России – Балтийский футшток).


 Задаёт задание:

А.Найдите на карте истоки разных рек.

 

Б. Покажите на карте следующие реки:  Ангара, Обь, Енисей, Терек, Нил, Инд, Днепр, Ока, Кама, Иртыш, Амазонка, Конго.


https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009dd-1000-4ddd-a8d6-400047fe0900/geomodel.exe

Объясняет как определить правый и левый берег.

  https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009f3-1000-4ddd-8e54-140047fe0ae8/swf.htm?src=rechnaya_sistema_2.swf

 

 Смотрит

 

 

 

Чертит на интерактивной доске схему реки (с комментариями – рис 1).

 

 

 


1. Знакомит с характеристикой профиля реки:

Речная долина –углубление, в котором располагается русло. 

Пойма – часть долины, которая затопляется водой в половодье (рис 3).

2. Задаёт задание:

Найдите на с. 88 определение речной системы и покажите на карте речную систему реки Лена.

3. Задает вопросы:

— Что такое бассейн реки?

— А водораздел?

— Уральские горы для каких рек являются водоразделом?

4. Задаёт задание:

На своих схемах обозначьте границу бассейна реки.

 

 



В своих атласах находят реку (один учащийся находят реку Лену на проекции карты на экране, использует мультимедийный проектор).

 


По желанию ищут на столе учителя карточку с новым понятием и прикрепляют её на доске с помощью магнита.

 

 

 

 

 

 

 





Слушают объяснение

 

 

 

 

 

 

 

 

 


На экране – слайд:

 


Ищут в атласах, показывают на карте.

Работа в парах. Показывают в атласах друг другу.

Затем по очереди на экране (от истока к устью).

 

 

 

 









Выполняют упражнения за ведущим упражнения

 

 

Чертят в своих тетрадях

 

 

 

 

 


Слушают объяснение

 

 

Ищут определение речной долины в учебнике.

Ищут террасы на рисунке.

 

Читают определение и показывают бассейн реки Лена (с.89, рис).

 

 

 Отвечают на вопросы

 

 

 (для Волги и Оби)

 

Выполняют задание



34, в т.ч.

 

 2

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 








1

 

 

 

 

 

 

 

 

 


10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 










3

 

 

 

 7

 

 





7,

в т.ч.

2

 

 

 

 

 

 

 1

 

 

 

 

2






2

 

 


V. Рефлексивно — оценочный


1. Ставит перед учащимися задачу:

Продолжите эти предложения:

1.Сегодня я узнал…….

2. Было интересно……

3. Было нелегко………

4. Я понял, что………..

5.Мне понравились задания……………….

6. Я научился…………

7. Меня удивило………

 

2. Выставляет оценки в журнал

 

Выполняют поставленную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимооценка

 

3

 

 

 

 

 

VI. Информирует учащихся о

домашнем задании

Задаёт задание:

Параграф 23, с. 87-94, записи в тетради.


https://www.klassnye-chasy.ru/userfiles/reki.rar


Устно описать

географическое положение р.Волги.

 

Записывают домашнее задание

 

 

2

Свежие документы:  Конспект урока по географии в 8 классе «Животный мир Австралии»






Литература, источники:

1. География. Начальный курс: методическое пособие /автор – составитель Кузнецов А.П. – М.: Дрофа, 2010.

2. Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учебник для 6 класса. ОУ/Т.П.Герасимова, Н.П., Нелконова. – М.: Дрофа, 2014.

3. Интернет – ресурсы.

4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2010.

5. Лянцевич В.М. использование идей В.Ф. Шаталова на уроках географии. Журнал «География в школе», №6-1991.

6. Современные образовательные технологии в обучении географии: опыт работы, разработки уроков /авторы – составители О.А.Бабекова, Л.А.Ласикова, Н.В.Приходько. – Волгоград: Учитель, 2011.

7. Электронное наглядное пособие по географии.htt://rnmc.ru

8. Электронное приложение www.drofa.ru.6 классс

9. Учебные атласы


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: