Учитель географии и биологии
МОУ Поддубновская СОШ
ИНЗЕНСКОГО РАЙОНА
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Смолкина Людмила Николаевна
Тема урока: Быт и культура мордовского народа.
Цели и задачи: — раскрыть особенности этногенеза, быта и культуры мордовского народа;
— формирование глубокого уважения ко всем народам России;
— воспитание патриотических чувств к своему народу, своей малой родине.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: карты России: административная, «Народы России»; традиционная одежда , обувь, украшения, предметы быта мордовского народа; презентация по теме; интерактивная доска и компьютер.
Урок проводится в школьном этнографическом музее.
Ход урока.
1.Сообщение темы и цели урока (на эрзянском языке)
— Шумбрачи, вечкивикс эйкакшт ды инжеть. Течинь урокось алтави эрзянь койтненеть — кирдатненень, эрямонь лувонтень.
— Здравствуйте, дорогие ребята и гости. Сегодняшний урок посвящается быту, культуре, обычаям мордвы.
2. Изучение нового материала.
1) Общие данные о народе.
Учитель: (презентация) В Российской Федерации проживают более 180 больших и малых народов. Одним из них является мордовский народ. Образно выражаясь, ветвями этого дерева являются мокша и эрзя со своими близкими друг к другу языками. Мордва относятся к уральской семье, финно-угорской языковой группе. По переписи населения 1989 года их насчитывалось 1 млн. 154 тыс. человек. Это 8 место по России и 1 место среди финно-угорских народов России. Сейчас их численность сократилась. По данным переписи 2010 г. их численность составляет 744 237 чел. Мордва — не только самый большой, но и самый распылённый по территории страны народ. Она расселилась по всей территории России. В настоящее время более трети проживает в Мордовии -333 112 чел. (См. карту «Расселение мордвы по территории ЦР / т.чел./ сл.№1)
— Как же формировался мордовский народ? Почему он носит такое название?
Ученик (в национальном костюме): Слово мордва как название народности встречается уже в древних письменных источниках. Древнегреческий учёный Геродот, живший в ˅ веке до нашей эры. оставил сведения о мардах, подвластных Персидской державе. В языке народа до сих пор сохранилось много персидских слов: сырне (золото), сия (серебро), азор (хозяин), паз ( бог) и др.
В Х веке о мордве (стране Мордия) сообщает византийский император.
В русских летописях мордовский народ впервые упомянут в «Повести временных лет» (12 век).
В 17 столетии началось обрусение, в мордовских деревнях стали селить русских , а в русских деревнях — мордву.
Ученик (в национальном костюме): Мордва делятся на две основные группы — эрзю и мокшу. Среди мордвы выделяют две группы эрзян- терюхане и каратаи. Терюхане живут к югу от Нижнего Новгорода, каратаи — на юго-западе Татар
стана. В Ульяновской области проживают 38 977 чел. (2010 г.) , это в основном эрзяне (4 место по области).
В нашем Инзенском районе мордвы, в основном эрзяне, проживает 3894 чел. (9,4 % ). По численности они занимают 2 место после русских. В нашем районе есть сёла с преимущественно мордовским населением: Поддубное, Черёмушки, Оськино, Челдаево.
Русские | Мордва | Татары | Чуваши | |
с. Поддубное | 31 | 340 | — | — |
с. Черёмушки | 14 | 251 | 3 | 1 |
с. Оськино | 216 | 1220 | — | — |
с. Челдаево | — | 22 | — | — |
В слове мордва основа «морд»- имеет отношение к древнеиранскому слову «mord»-«мужчина», «человек смертный». Мордовского языка нет, есть эрзянский и мокшанский языки. Языки эрзя и мокша — это судьба мордовского народа. Каждый из них его культура и достоинство.
2. Язык народа.
Ученик: Язык- это мир, в котором живёт человек, это древнейшая форма общения между людьми. Многие эрзянские поэты посвятили свои стихи родному языку.
«Родной язык»
С чем сравню тебя, мордовский,
Мой родной язык певучий?!
Может с юною берёзкой
Или с яблоней цветущей?
Схож ты с соловьиной трелью,
С песней жаворонка в поле,
Пахнешь ты землёй апреля,
Льёшься речкой в водополье.
На наречии эрзянском
Прочитал впервые в жизни
Я слова с сердечной лаской:
«Мать, отец, моя Отчизна».
(Емельян Пятаев)
Стихотворение Серафимы Люлякиной «Песня о языке» (на эрзянском языке).
Учитель: В этих стихах мы видим тёплое, нежное и глубокое отношение к языку народа, языку отцов и матерей, языку родины.
У любого человека, по словам казахского писателя Мухтара Шаханова: должны быть обязательно, кроме родителей, четыре корня, как 4 матери:
родная земля,
родной язык,
родная культура,
родная история…
3) Письменность и счёт.
Ученик: Долгое время считалось: эрзяне никогда не умели читать и писать. Однако кто задумывался, почему у не знающей письменности нации в языке есть слова: сёрма (письмо), конев (бумага), сермадомс (писать), ловномс (читать).
Ещё в 19 веке эрзяне умели писать посредством знаков. Об этом свидетельствуют исторические документы. Одним из них является письмо, посланное из Саратовской губернии Кузнецкого уезда в Петербург солдату Колесникову Миките. (Письмо, слайд)
У эрзян был и свой счёт. Вот он (слайд).
В 1884 году Авксентий Филлипович Юртов написал «Букварь для мордвы»- эрзи. с приложением молитв и русской азбуки. Всего в ней было 103 листа.
«Масторава» — великая книга (показывают книгу). (Рассказ о ней)
Сейчас мордовские народы имеют возможность писать на своём языке, издавать художественную литературу, газеты, журналы, учебники. В нашей Ульяновской области издаётся замечательная газета на эрзянском языке «Ялгат».
В Мордовии есть свой университет, в котором обучались многие наши сельчане. В нашей школе в начальном звене преподаётся эрзянский язык, дети читают и пишут на родном языке.
4)Знаменитые люди.
Ученик: Эрзянский народ дал стране известных военных, художников. поэтов и писателей, просветителей, певцов и скульпторов.
Мало кто из нас знает выдающихся людей из эрзи. Многие умные головы дали эрзяне русской культуре: патриарх Никон, командир чапаевской дивизии И.С. Кутепов, сам В.И. Чапаев, генерал М.А. Пуркаев, певица Лидия Русланова, просветитель , учёный -историк родного края М. Е. Евсевьев, скульптор Степан Дмитриевич Нефёдов — вот малая часть тех, кем могут гордиться эрзяне.
С.Д.Эрзя (рассказ о нём).
5) Народный костюм. (экспонаты музея)
Ученик: Говоря о народном костюме, мы обращаемся к костюму крестьянской среды. Он сложился в глубокой древности, тогда же был наделён знаковыми чертами.
Необходимая для защиты тела, одежда была приспособлена к природным климатическим условиям, соответствовала образу жизни человека, географии расселения, роду занятий.
Женская одежда. В комплекс традиционной эрзянской женской одежды входили: холщовая белая рубаха-панар туникообразного покроя, украшенная плотной вышивкой; распашная одежда руця, надеваемая поверх рубахи.
Руця была ритуальной одеждой. Её надевали по праздникам и сохраняли как смертную одежду. У молодых девушек она была более нарядной, чем у пожилых.
Традиционным элементом женского костюма является передник- икельга паця. Передник с грудкой относили к разряду праздничной одежды. Его шили из холста лучшего качества, украшали полосками красного сатина, расшитого тесьмой, по низу пришивалась оборка красного цвета. С 13-14 лет эрзянки носили набедренник-пулакш.
Обязательной частью женской одежды было поясное украшение — каркс.
Головной убор соответствовал возрасту женщины, служил показателем её положения в семье, обществе. Головной убор девушки — налобная повязка, украшенная вышивкой, бисером.
Замужние женщины носили лопатообразные, на твёрдой основе, головные уборы — пряс патя.
Женский костюм дополнялся украшениями из металла, бисера, монет, раковин.
Мужская одежда. Мужской комплекс одежды включал : рубаху из холста украшенную вышивкой и штаны — понкст. Летом поверх рубахи надевали белую распашную одежду туникообразного покроя. Осенью и весной кафтан из сукна. Зимой — полушубок из овчины.
В качестве повседневной обуви крестьяне носили лапти, ступни из лыка; праздничной обувью служили кожаные сапоги со сборами.
6) Праздники и обряды.
Ученик: Обряды и праздники, по своему назначению делились на календарные и семейные.
Календарные были связаны с землёй, скотоводством, охотой, рыболовством.
Семейные — с событиями жизни семьи. Из семейных праздников самым торжественным и значимым была свадьба. Мордовская свадьба сопровождалась пениями, причитаниями, обрядовыми действиями.
Эрзянские девушки собирались перед праздником на посиделки. (Песня на мордовском языке).
Учитель: Богато и разнообразно было устное творчество мордвы. Одним из жанров мордовского фольклора были песни. (Песня «Умарина»).
7) Мордовская кухня.
Ученик: В традиционной кухне мордвы преобладали продукты растительного происхождения (овощи, ягоды, картофель, грибы). Продукты животноводства использовались для приготовления обрядовых и праздничных блюд. Наиболее распространёнными были: каймаки (пирог с морковью и рыбой), селянка (суп с ливером), котёлсо прякат (пельмени с ливером), штюрба (уха), кисели, пешкст (жареное мясо).
Из напитков более употребляемыми были квас (поза) и брага, из обрядовых — пуре — смесь мёда и ячменя.
(Всех гостей угощают квасом и каймаками)
3. Заключение.
Учитель подводит итоги урока, делает выводы.
— В наших сёлах чтят традиции и обряды своих предков, бережно хранят культуру своего народа, не забыт язык. В школе функционирует этнографический музей, один из лучших школьных музеев области. Все народы нашего многонационального района всегда живут в дружбе и согласии.