Физическая география материков и океанов, 7 класс Шадринцева Е.А. Тема: Южная Америка
Урок № 44
Тема урока: Географическое положение и история исследований материка
Тип урока: комбинированный урок.
Учебные цели:
Закрепить навыки описания физико-географического положения материка, определения географических координат.
Познакомить с историей исследований материка.
Отработать навыки самостоятельной работы с картами.
Развивающие цели:
Развивать логическое мышление учащихся, умение выделять главное, умение обобщать.
Развивать умение работать с картой как с источником географической информации.
Воспитательные цели:
Содействовать воспитанию глобального видения мира.
Воспитывать терпение, упорство в усвоении знаний, объективность в оценке своих и чужих знаний.
Оборудование:
Физическая карта мира (Интерактивная).
Физическая карта Южной Америки (Интерактивная).
Оценочные листы для учащихся (Приложение 1).
Инструктивные карточки (Приложение 2 — 3).
Сообщения-рефераты учащихся о путешественниках (опережающее задание учащимся).
Презентация «Физико-географическое положение материка и история его исследований».
Атласы для учащихся.
Межпредметные связи: Биология. Литература. История. Математика.
Методы обучения: Беседа, вербальный, наглядный, демонстрационный, обобщающий, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный, практический, интерактивный (миниколлоквиум).
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, самостоятельная, фронтальная, коллективная – формирование «ОРГАНАЙЗЕРА», опережающее задание.
ХОД УРОКА
Организация класса. (2 минуты)
Цель этапа: Организовать внимание всего класса. «Любой конец зависит от начала».
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку – наличие учебников, тетрадей, атласов. Выяснение отсутствующих на уроке и причин их отсутствия. Объяснение учащимся правил работы с инструктивными карточками и оценочным листом (Слайд 2-3).
Проверка усвоения знаний. (6 минут)
Цель этапа: Определить типичные пробелы в знаниях и причин их появления, выявить учащихся, не знающих географическую номенклатуру.
Индивидуальная работа по инструктивным карточкам.
Географические задачи «Карта – образ мира», подчеркни правильный ответ:
Что расположено южнее – Карибское море или Мексиканский залив?
Площадь, какого государства – США или Канады – больше?
Аппалачи тянутся вдоль восточного или западного побережья Северной Америки?
Какие равнины западнее – Великие или Центральные?
Какая низменность южнее – Примексиканская или Приатлантическая?
Калифорнийский полуостров – территория США или Мексики?
Какой полуостров расположен восточнее – Флорида или Калифорния?
Какое государство расположено южнее – Мексика или США?
Великие Американские озера расположены в пределах Великих или Центральных равнин?
10. Река Юкон впадает в Северный Ледовитый океан или в Тихий? (Слайд 4)
(Взаимопроверка в статистических парах) – Слайд 5
Проверка творческого задания по выбору учащихся:
Цель: Развивать творческие способности учащихся.
нарисованные эмблемы Северной Америки;
сочинение по теме «Путешествие по Северной Америке»;
рисунки, фотографии зверей Северной Америки;
интересные сообщения – рефераты «Природа Северной Америки»;
рисунки национальной одежды жителей Северной Америки (Слайд 6).
Изучение нового материала. (25 минут)
Цель этапа: Изучить материал учащимися под руководством учителя с использованием последних продуктивных методов и приемов.
Беседа, подводящая учащихся к новой теме:
С природой, каких материков мы уже познакомились? (С материками северного полушария – Евразией, Северной Америкой).
Сегодня мы начинаем, знакомится с материками южного полушария, будем говорить о Южной Америке. С чего начинается знакомство с природой любого материка? (С физико – географического положения и истории исследования материка).
Запись темы урока учащимися в тетради (Слайд — 7).
Вводное слово учителя:
Учитель начинает урок словами Р. Рождественского:
Да осенит Вас Южный Крест,
Названия – почти как музыка.
Хибарки посредине мусора,
Да осенит Вас Южный крест…
Стада, уставшие пастись,
Голодно-царственные гаучо.
И птицы – крохотнее бабочек,
И бабочки – с размахом птиц. (Слайд 8).
Постановка целей урока (Слайд9).
Размеры материка по сравнению с другими материками. (Беседа с использованием слайда 10):
Сравните площадь Южной Америки с площадью других материков. Какие выводы можно сделать из этого сравнения?
Чему равна площадь Южной Америки? (17,8 млн. км2);
Сколько % от поверхности суши занимает материк? (12,3%);
Какие материки по площади больше Южной Америки? (Евразия, Африка, Северная Америка)
Какие материки по площади меньше Южной Америки? (Австралия и Антарктида)
Южная Америка – материк многих рекордов. (Объяснение учителя с демонстрацией слайда 11):
Здесь находится самая длинная в мире горная цепь, самая высокая вершина западного полушария, самая полноводная река мира, имеющая самую большую площадь бассейна, самый высокий водопад мира. Назовите этих рекордсменов. Южная Америка – самый влажный из всех материков.
Описание ФГП материка
Цель: Закрепить ранее полученные умения и навыки описания Физико – географического положения материка.
(Беседа, сопровождающаяся демонстрацией слайдов 12-13):
Что такое физико-географическое положение материка? Что оно включает?
Как расположен материк по отношению к экватору? (Экватор пересекает материк в его северной части);
Как расположен материк по отношению к нулевому и 180 меридианам? (весь материк расположен в западном от нулевого меридиана полушарии);
Как расположен материк по отношению к тропикам и полярным кругам? (Самая широкая часть материка вся расположена между северным и Южным тропиками, а южная часть материка находится недалеко от Южного Полярного круга).
Какие материки находятся близко от Южной Америки? (Северную и Южную Америку соединяет Панамский перешеек, Южную Америку и Антарктиду разделяет пролив Дрека – самый широкий глубокий пролив);
Какими океанами омывается материк? (На западе – Тихим океаном, на востоке – Атлантическим);
В каких тепловых поясах расположен материк? (в тропическом, и Южном умеренном);
Назовите крайние точки материка. (Мыс Париньяс, мыс Гальинас, мыс Форуэрд и мыс Кабу-Бранку).
Определение географических координат крайних точек материка, протяженности материка с севера на юг по 70 меридиану, с запада на восток по 10 параллели ю.ш. (Самостоятельная работа учащихся с использованием слайда 14):
Учащиеся самостоятельно работают в статистических парах по определению географических координат крайних точек материка. Результаты вносятся в таблицу и проверяются сверкой их с контрольными результатами. Учащиеся выставляют оценку в оценочный лист с учетом указанных критериев.
Выполнение задания по определению протяженности материка с севера на юг и с запада на восток. Выполнение задания проверяется с результатами на слайде.
Вывод о влиянии географического положения материка на его природу (Подведение учащихся к самостоятельному выводу с использованием слайда 15 — 16, учащиеся формируют «ОРГАНАЙЗЕР»):
Географическое положение матерка очень сильно влияет на его природу. Как же влияет географическое положение Южной Америки на природу данного материка?
Большая часть материка Южная Америка расположена между северным и южным тропиком.. Как это влияет на природу материка? (Между тропиками находятся экваториальный и субэкваториальный климаты. Оба климатических пояса характеризуются обилием осадков, поэтому Южная Америка – самый влажный и самый зеленый материк. Кроме того, на большей части материка климат очень теплый);
Материк омывают Тихий и Атлантический океан. Как это повлияет на его природу? (Наибольшее влияние на природу материка оказывает Атлантический океан, который приносит на северную часть материка много влаги. Это так же способствует большому количеству осадков на материке);
На западе материка протянулись горы Анды. Влияет ли это на его природу? (Горы препятствуют глубокому проникновению воздушных масс с Тихого океана на материк, что влияет на распределение осадков на материке);
Материк протянулся сильно с севера на юг. Как вы считаете, повлияет ли это на природу материка? (Да, на севере материка климат очень теплый, а в его южной части довольно холодно);
Материк почти весь находится в южном полушарии. Как это повлияет на его природные условия? (Лето на материке будет в декабре – феврале, а зима – в июне – августе. Южная Америка – это материк наоборот по сравнению с материками северного полушария).
Особенности береговой линии материка (Самостоятельная работа учащихся с физической картой материка в атласе с демонстрацией слайда 17):
Нахождение на карте объектов береговой линии материка. Панамский перешеек и Панамский канал, залив Ла-Плата, архипелаг Огненная земля, пролив Дрейка, Магелланов пролив.
История открытия и исследований материка. («МИНИКОЛЛОКВИУМ» -Опережающее задание учащимся «Интересные сведения о путешественниках». Беседа с классом с опорой на имеющиеся знания, дополнение учителя с одновременным заполнением таблицы. Беседа и выступление учащихся сопровождается демонстрацией слайдов 18-26):
Кем была открыта Америка? Что открыл Христофор Колумб? Был ли он у берегов Южной Америки? (В ходе своей третьей экспедиции к берегам Америки Х. Колумб в августе 1498 года достиг берегов Южной Америки в районе устья реки Ориноко);
Почему и в честь кого Америка получила свое название? (В честь Америго Веспуччи. Америго Веспуччи совершил два плавания к берегам Южной Америки. Во время первого в 1499 году он доплыл до устья Амазонки, а в 1501 – добрался до берегов Бразилии);
После открытия Америки Христофором Колумбом на материк отправилось много испанских и португальских завоевателей, основной целью которых были поиски сказочных богатств новых земель. С этим периодом колониальных захватов связаны многие открытия на материке. Так, Васко Бальбоа первым пересек Панамский перешеек и увидел Тихий океан, испанский конкистадор Орильяна проплыл по Амазонке от гор Анд до Атлантического океана. Но Конкистадоры не только совершали открытия, но и много принесли зла на материк. Ими было уничтожено древнее государство инков.
В XVI веке Фернан Магеллан и Френсис Дрейк совершили кругосветные плавания, благодаря которым они смогли обогнуть материк с юга. Их именами названы проливы Магелланов и пролив Дрейка.
Среди первых ученых – исследователей материка особой ролью выделяется немецкий ученый Александр Гумбольдт. Вместе с французским ботаником Бонпланом, совершивший экспедицию целью изучения природы Южной Америки. Он собрал данные о рельефе материка, его растительности, описал течение у западных берегов материка, объяснил его значение для климата прибрежных районов.
А в ХХ веке выдающийся биолог Вавилов во время своих экспедиций на материк установил географические центры древних очагов земледелия и происхождения некоторых культурных растений.
Выводы: (Подведение учащихся к самостоятельному выводу о географическом положении и истории исследования материка с демонстрацией слайда 27):
В чем главное отличие географического положения материка Южная Америка от ранее изученных материков? (Материк Южная Америка почти полностью расположен в Южном полушарии).
Какая главная особенность материка и с чем она связана? (Материк пересекается Южным тропиком почти посередине, но в узкой части. Его широкая часть расположена в экваториальном и субэкваториальном климате, следствием чего является то, что Южная Америка – самый влажный материк).
Какое влияние на материк оказывает Атлантический океан и с чем связано его большое влияние? (На природу материка большое влияние оказывает Атлантический океан, с которого на материк приносится много влаги).
Что можно сказать о береговой линии материка по сравнению с материками, ранее изученными? (береговая линия материка слабо изрезана).
Закрепление (Слайд 28): (8 минут)
Цель этапа: Закрепить полученные знания в нестандартной форме, по разноуровневым заданиям.
1. Работа по инструктивным карточкам заданиям разного уровня. (8 минут)
Заполни пропуски:
Материк имеет простое очертание, географы сравнивают его с гроздью винограда, висящим на ………………….перешейке. Берега, как и у Африки, слабо изрезаны и не имеют крупных……………… и больших заливов. Уникальность географического положения Южной Америки заключается в том что, большая часть её находится в…………. Полушарии, при чём самой широкой своей частью располагаясь в……………. Зоне, а так же и то, что она спускаясь «треугольником» к югу постепенно сужаясь к …………….. широтам. Поэтому там, где материк пересекается …………… тропиком, влажные воздушные массы с Атлантики беспрепятственно проникают в глубь материка. Всё это приводит к тому, что Южная Америка является самым ………………. Материком планеты.
На контурной карте нанесите линию экватора – красным цветом, нулевой и 180-ый меридиан – синим цветом, южный тропик – желтым цветом, южный полярный круг – зеленым цветом. Подпишите океаны, омывающие берега Южной Америки, материки близко расположенные,
моря и заливы, омывающие берега Южной Америки, острова, относящиеся к материку и полуострова.
Письменно ответить на вопросы:
Кто открыл Патагонию, Огненную землю и пролив, получивший его имя?
О ком говорил испанский священник Ла — Касас: «Они шли с крестом в руке и ненасытной жаждой золота в сердце»?
Домашнее задание: (2 минуты) – Слайд 29
§ 37, устно ответить на вопросы в конце параграфа.
На контурной карте нанести объекты береговой линии материка.
По желанию: реферат на тему «Конкистадоры в Южной Америке».
Подведение итогов урока. (2 минуты)
Проверка оценочных листов.
Комментарий и выставление оценок в дневники и журнал.
Используемая литература:
О. В. Крылова Материки и океаны. Москва, «Просвещение», 2002 год.
П. А. Кравчук. Географический калейдоскоп. Киев, «Радянська школа», 1988 год.
Е. В. Баранчиков. География Земли. Москва, «Просвещение», 2007 год
Р. М. Елисееева. География материков и океанов. Практическое пособие. М., «Издат-школа», 1997 год
Н. А. Касаткина. География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. Волгоград, «Учитель», 2005 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Оценочный лист учащегося 7 «___» класса _________________________ Дата_________
Фамилия, имя
Географические задачи «Карта – образ мира».
Критерии оценок: 10 – 9 – «5»;
8 – 7 – «4»;
6 – 4 – «3».
Оценка за 1 задание______
Творческое задание
Оценка за 2 задание______
Географические координаты крайних точек материка
Критерии: 4 правильных ответа – «5»;
3 правильных ответа – «5»;
2 правильных ответа – «5»;
Оценка за 3 задание______
Протяженность материка:
Критерии: Если ты выполнил задание А) и В) – «5»;
Если ты выполнил задание А) или В) – «4»;
Если ты не выполнил ни одного задания – «2»;
Оценка за 4 задание______
Заполнение таблицы «Исследования материка»:
Критерии: Если ты заполнил всю таблицу – «5»;
Если не успел двух исследователей – «4»;
Если не успел четырех исследователей – «3»;
Если еще меньше – «2».
Оценка за 5 задание______
Работа по инструктивной карточке для закрепления урока:
Критерии: Одно задание – «3»;
Два задания – «4»;
Три задания – «5».
Оценка за 6 задание______
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Инструктивная карточка для работы на уроке учащегося 7 «___» класса________________________
Фамилия, имя
Задание: Географические задачи «Карта – образ мира», подчеркни правильный ответ:
1. Что расположено южнее – Карибское море или Мексиканский залив?
Площадь, какого государства – США или Канады – больше?
Аппалачи тянутся вдоль восточного или западного побережья Северной Америки?
Какие равнины западнее – Великие или Центральные?
Какая низменность южнее – Примексиканская или Приатлантическая?
Калифорнийский полуостров – территория США или Мексики?
Какой полуостров расположен восточнее – Флорида или Калифорния?
Какое государство расположено южнее – Мексика или США?
Великие Американские озера расположены в пределах Великих или Центральных равнин?
Река Юкон впадает в Северный Ледовитый океан или в Тихий?
2. Задание: Творческое задание: Сдай учителю, ту работу, которую ты выполнил дома.
3. Задание: Определи географические координаты крайних точек материка и запиши в таблицу:
Название | Географическая широта | Географическая долгота | |
Северная |
|
|
|
Южная |
|
|
|
Западная |
|
|
|
Восточная |
|
|
|
4. Задание:
А) Определите протяженность Южной Америки с севера на юг по 70⁰ з.д. в градусах и километрах.
Решение: _______________________________________________________________________
В) Определите протяженность Южной Америки с запада на восток по 10⁰ ю.ш. в градусах и километрах (1⁰ — 109,6 км).
Решение: _______________________________________________________________________
5. Задание: Заполни таблицу по ходу урока:
Даты путешествий | Результаты их исследований | |
Христофор Колумб |
|
|
Америго Веспуччи |
|
|
Васко Бальбоа
|
|
|
Франсиско Ореляна |
|
|
Фернан Магеллан |
|
|
Френсис Дрейк
|
|
|
Александр Гумбольдт |
|
|
Н. И. Вавилов
|
|
|
6. Выполни работу в инструктивной карточке для закрепления урока.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Инструктивная карточка для закрепления урока
1. Заполни пропуски:
Материк имеет простое очертание, географы сравнивают его с гроздью винограда, висящим на ………………….перешейке. Берега, как и у Африки, слабо изрезаны и не имеют крупных……………… и больших заливов. Уникальность географического положения Южной Америки заключается в том что, большая часть её находится в…………. полушарии, при чём самой широкой своей частью располагаясь в……………. зоне, а так же и то, что она спускаясь «треугольником» к югу постепенно сужаясь к …………….. широтам. Поэтому там, где материк пересекается …………… тропиком, влажные воздушные массы с Атлантики беспрепятственно проникают в глубь материка. Всё это приводит к тому, что Южная Америка является самым ………………. материком планеты.
2. Работа с контурной картой:
На контурной карте нанесите линию экватора – красным цветом, нулевой и 180-ый меридиан – синим цветом, южный тропик – желтым цветом, южный полярный круг – зеленым цветом. Подпишите океаны, омывающие берега Южной Америки, материки близко расположенные, моря и заливы, омывающие берега Южной Америки, острова, относящиеся к материку и полуострова.
3. Письменно ответь на вопросы:
Кто открыл Патагонию, Огненную землю и пролив, получивший его имя?
2. О ком говорил испанский священник Ла — Касас: «Они шли с крестом в руке и ненасытной жаждой золота в сердце»?