Конспект урока географии на тему «Лесной комплекс Приморья»

Урок пресс-конференция

«Лесной комплекс Приморья и его проблемы»


Цели урока:учить устанавливать наиболее существенные признаки понятий «лесной комплекс», «промышленное лесопользование». Давать оценку промышленного лесопользования на территории Приморья.Ориентироваться в экологических проблемах промышленного лесопользования и путях их решения.Развивать навыки работы с различными источниками информации.Сопоставлять, анализировать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе.


Оборудование:

Карта настенная «Леса Приморья в опасности», фотографии « заготовка древесины», стенды «Что дает лес», «Лесоиспользование», видеофрагмент «нерациональноелесопользование».


Содержание:

1.Организация класса.

2.Стихотворение «Леса уходят….»

3.Сообщения учащихся «Наиболее распространенные породы деревьев в Приморском крае».

4.Анализ схем «Лесопользование».

5.Пресс-конференция «Проблемы лесопользования».

6.Итог урока.

Ход урока.

1.Организация класса.

2.Постановка темы и задач урока.

Учитель читает стихотворение «Леса уходят…»,автор С.Орлов

Леса уходят,

жалко мне леса,

уходят ели,сосны и березы,

рябины гасят пламенные гроздья,

осинников смолепют голоса.

когда-то жили в тех лесах дубы,

И ясени, и золотые клены.Куда им деться от такой судьбы?

Лес вырубают-океан зеленый.

Сегодня речь пойдет о лесе так знакомом нам, жителям таежного региона.Наш район-частица Приморского края богат лесными ресурсами.И вам должна быть не безразлична судьба наших лесов. В Приморье произрастают наиболее распространенные в лесах России 8 пород деревьев. Ребята подготовили краткие сообщения об этих породах.


Выступления учащихся.

1 учащийся:

Лиственница очень неприхотлива и быстро растет. Древесина пропитана смолой и поэтому очень прочная, не гниет даже под водой, поэтому из нее делают подводные сооружения: сваи мостов, дамбы и др. В Карелии растут лиственницы, посаженные еще при Петре Первом, им по 250 лет


2 учащийся:

Кедровая сосна имеет также прочную древесину и используется в строительстве, судостроении, для изготовления шпал, столбов, крепежных стоек в шахтах. Из смолы получают скипидар, камфару, канифоль.Из хвои получают искусственную шерсть. Сосна кедровая может жить до 600 лет и более. В мебели из кедровой сосны не заводится моль, а в посуде долго не скисает молоко.Кроме того, из древесины кедровой сосны, или как ее называют кедром, получаются прекрасные музыкальные инструменты, так как она обладает отличными резонансными свойствами. Мебель из кедра легко лакируется.


3 учащийся:

Ель аянская растет 250-300 лет, из древесины ели делают пианино, рояли, струнные инструменты.Ель-самое лучшее сырье для производства бумаги.Так же получают из нее искусственный шелк, из коры получают дубильные вещества, необходимые для выделки кож.


4 учащийся:

Пихта белокорая внешне похожа на ель, но древесина менее прочная, быстро загнивает, поэтому ни для изготовления мебели, ни в строительстве ее не используют, а идет она в основном на производство бумаги. Особенно ценна пихтовая хвоя, которая содержит ароматические вещества и используется в парфюмерной промышленности.

Свежие документы:  Конспект урока "Глобальные проблемы человечества"


5 учащийся:

Береза- неприхотливое дерево растет очень быстро.Живут березы дл 100-150 лет, а некоторые доживают до 300 лет.Это дерево пионер, захватывает любой лишний клочок эемли.Плотная, прочная и упругая древесина березы применяется для изготовления мебели, фвнеры, лыж, токарных изделий, используется и для получения дегтя.


6 учащийся:

Осина живет недолго- 80-90 лет, но растет быстро, мягкая и легкая древесина незаменима при производстве спичек, бочек, разнообразной тары.


7 учащийся: Липа манчжжурская чаще растет с дубом и елью.Древесина липы легко обрабатывается, окрашивается, не трескается и не коробиться при сушке.Поэтому из нее делают посуду, чертежные доски,фанеру.


8 ученик:Дуб монгольский, выросший из желудя, достигает 50 м.высоты и живет до 500 лет.

Древесина используется для различных построек. Из нее делают превосходную мебель, паркет, бочки. Дуб мореный, т.е. выдержанный долгое время в воде, используется для изготовления мебели и отделки помещений.


Учитель обобщает ответы учащихся.

Бесспорно велико значение леса в жизни человека. Приморье считают лесоизбыточным районом и здесь интенсивно развивается лесной комплекс. Он представлен тремя группами предприятий:


Схема на стенде: «Лесопользование»

1.Лесохозяйственные предприятия, которые производят санитарные рубки, посадку деревьев, т.е. ведут лесовосстановление. Кроме этого они занимаютя сбором побочных продуктов лесопользования-орехов, грибов, ягод, лекарственных растений: заготовкой пушнины и мяса промысловых животных. Такие предприятия размешены во всех районах Приморского края.

2. Лесозаготовительные предприятия, которые ведут рубку леса, заготовку древесины и ее вывоз с лесосек. В крае таких предприятий около 200. Часть древесины идет на деревообработку, часть вывозится в другие районы страны и на экспорт, в страны АТР. Главные районы лесозаготовок- центральные и северные районы края.

3.Деревообрабатывающие предприятия-заводы, мебельные фабрики, комбинаты, размещены в городах и крупных поселках, где есть потребители этой продукции или вблизи лесосырьевых баз.

Главными проблемами лесного комплекса Приморья являются большие потери в местах рубок (до 25%), несоблюдение правил и норм рубки, а также низкий уровень обработки древесины. Почти не развита глубокая химическая переработка древесины.


Пресс- конференция.

Дальнейшую часть урока мы проведем в форме пресс-конференции.Специалисты района раскроют нам развития лесного хозяйства в нашем районе.

Пожалуйста задавайте им вопросы.

Ответы кратко записывайте в свои тетради.


Вопросы экологу.

1.Какие экологические проблемы возникают при заготовке древесины?

2.Что лучше проводить – сплошные рубки или выборочные? Где мене значительны потери древесины и др. экологические проблемы?

( обращение к стенду « Экологическое влияние способов рубки)

Свежие документы:  Урок географии в 8 классе "Болота"

3.Какие меры предпринимает экологическая служба нашего района по защите лесов?


Примечание:

Ответы заранее прослушать и отобрать самое существенное.


Видеосюжет « Лесозаготовки в нашем районе»


Вопросы лесничему:

1.В чем заключается работа лесничества?

2.Почему лесовосстановление идет медленнее чем уничтожение лесов?

3.Какие факторы влияют на сокращение лесов в нашем районе?


Выступление очевидца, как производят лесовосстановление в Германии.


Вопросы представителю администрации:

1.Хотелось бы узнать, какие предприятия лесного хозяйства развиваются в нашем районе?

2.Ку да поступает древесина, заготовленная в нашем и соседних районах?

3.Каковы перспективы развития лесного хозяйства района?


Учитель подводит итог урока.



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: