8 класс – 03.02.2015
Урок №7
Тема: Топливно Промышленный Комплекс России.
Цели урока:
Сформировать представление о ведущих отраслях топливной промышленности (нефтяной, газовой, угольной). Месторождений нефти, угля, газа.
Познакомить учащихся с экономическими и экологическими проблемами.
Развивать умение логически мыслить, развивать речь, работать со статистическими материалами, по карте.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы организации работы на уроке: урок решения одной задачи – проблемы.
Формы организации работы учащихся: фронтальная форма познавательной деятельности учащихся, работа в парах, индивидуальная работа по поставленной задаче.
Средства обучения: Картина «Нефть и продукты ее переработки», «Топливная промышленность России» интерактивное наглядное пособие, мультимедиапроектор, экран, презентация к уроку.
Методическое обеспечение урока: презентация по теме урока, дидактические электронные и печатные материалы по теме занятия.
Ход урока.
Организационный момент
Приветствие, проверка присутствующих.
Постановка цели урока:
Тема нашего урока «ТПК».
Тетради открыли, записали число и тему урока.
Цели нашего урока: Рассмотреть виды топлива. Обозначить местонахождение основных бассейнов. Создать представление как добывают нефть, газ, уголь. Определить существание экологических и экономические проблемы ТПК.
Формирование новых знаний:
Словарная работа. Учащиеся, самостоятельно пользуясь текстом учебника, записывают в тетрадь понятие по теме ТПК.
Сегодня нам с вами предстоит с одной стороны определить особенности основных отраслей топливной промышленности, а с другой – проблемы экологического и экономического характера.
Остановимся подробнее на нефтяной промышленности.
нефтяные базы
какие месторождения
НПЗ
особенности нефтяной промышленности
транспортировка нефти
экономические и экологические проблемы
(Учащиеся отвечают, пользуясь картой, учитель дополняет ответы учащихся).
3. Обратим внимание на изображение с видеопроектора.
1. Рассмотрим, пользуясь интерактивным пособием, добычу нефти на шельфе Баренцева моря.
2. Добычу нефти и газа в Тюменской области.
3. Ханты – Мансийский район.
4. Газопровод на Ямале.
5. Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ).
Газовая промышленность. Назвать, пользуясь картой атласа:
основные базы и месторождения;
каковы особенности газовой промышленности;
транспортировка газа
экономические и экологические проблемы в этой отрасли
(учащиеся отвечают, пользуясь картой, учитель дополняет ответы учащихся).
Остановимся подробнее на угольной промышленности.
назовём пользуясь картой атласа бассейны каменного и бурого угля.
особенности угольной промышленности
экономические и экологические проблемы.
(учащиеся отвечают, пользуясь картой, учитель дополняет ответы учащихся).
Обратимся видеопроектору.
Рассмотрим пользуясь интерактивным наглядным пособием бассейны каменного и бурого угля: Каменный уголь, Бурый уголь, Карьер по добыче каменного угля в Кемеровской области, Канско-Ачинский угольный бассейн.
Физминутка – зарядка для глаз www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=3616
А есть ли экономические и экологические проблемы в этой отрасли в нашей местности?
(Учащиеся приводят примеры обеспеченности топливом нашей местности, транспортировку топлива, высокие цены на него, предлагают альтернативные источники энергии и др.)
Практическая работа.
Характеристика двух угольных бассейнов на основании статистических материалов, карт и текста учебника.
План характеристики
Географическое положение.
Экономические и экологические проблемы.
Перспективы развития
2.Заполнить таблицу
( с целью экономии времени таблицу распечатываю и раздаю каждому ученику, они вклеивают ее в тетрадь)
Обще геологические запасы | Каменный или бурый | Средняя глубина добычи,м | Средняя мощность пластов,м | Калорийность угля, тыс.ккал/кг | Добыча млн.т. | Затраты на добычу 1т у.т. | Направления перевозок. | |
Кузнецкий |
|
|
|
|
|
|
|
|
Печорский |
|
|
|
|
|
|
|
|
Подведение итогов.
Домашнее задание. Параграф 18. Нанести на к/к базы нефтяной и бассейны угольной промышленности.
Итог урока. Обратимся к целям урока:
Какие виды топлива узнали?
Экономические и экологические проблемы?
Что запомнилось больше всего?
К чему не остались равнодушными?
Оценки за урок.