Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Брюховская основная общеобразовательная школа»
Еловского района Пермского края
Конспект урока по географии
В 7 классе
«Географическое положение Южной Америки»
Подготовила
учитель географии
Старикова Светлана Ананьевна
с. Брюхово
2013
Урок географии в 7 классе
Географическое положение Южной Америки
Цели урока
Обучающая: начать формирование у учащихся знаний и представлений о Южной Америке; рассмотреть особенности географического положения материка, его береговой линии.
Развивающая: совершенствовать практические умения работать с источниками знаний (учебник, карта), развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитательная: воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества; формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе группового и индивидуального обучения школьников.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: диалоговый, исследовательский.
Форма организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Комплексное методическое обеспечение:
учебник «География материков и океанов, 7 класс» В.А. Коринская, И.В. Душина
географический атлас 7 класс
презентация к уроку
карточки-задания
карточка «Домашнее задание»
таблица ответов
цветные карточки для рефлексии урока
Межпредметные связи: история
Ход урока
1. Оргмомент. Целеполагание.
Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному, загадочному, такому разному и полному контрастов материку.
Слайд 2.
Ребята, какой это материк? (Южная Америка)
А с чего начинается изучение нового материка? (с географического положения)
• Назовем тему сегодняшнего урока.
Слайд 2.
(Географическое положение Южной Америки)
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Сделайте крупный заголовок: Южная Америка. Запишите тему сегодняшнего урока.
Ребята, что входит в понятие ГП?
Давайте сформулируем цель нашего урока.
Слайд 3.
2. Инструктаж
Я приглашаю вас в путешествие по изучению ГП материка. Пройдем путем первооткрывателей: Южную Америку сегодня посетим,
Дебри Амазонии, конечно, навестим,
По проливам разным поплывем,
Материк неспешно обогнем.
В нашем путешествии будут участвовать 5 экспедиций. Каждая получит свой маршрутный лист, который нужно заполнить во время работы. На вашем пути будет немало препятствий. И от того как вы их преодолеете, будет зависеть успех работы.
По возвращении из экспедиции, мы составим общий отчет о путешествии.
Слайд 4.
(Приложение 7)
В каждой группе у вас есть начальник экспедиции. (назвать имена)
Ему нужно будет организовать работу группы, определить активность участников, сообщить о выполнении задания или сигнализировать в случае затруднений.
Я предлагаю начать экспедицию. Обращаюсь к начальникам экспедиций: задание под каким номером вы хотели бы выбрать для своей группы?
5 групп — 5 заданий.
(после выбора номеров, огласить задания, одновременно раздавая номер экспедиции и задание)
Желаю вам успеха, у вас все получится.
3. Работа в группах ,
Пока работают группы, включить латиноамериканскую музыку
• Экспедиция 1. Расположение материка (Приложение1)
Экспедиция 2. Крайние точки материка (Приложение 2)
Экспедиция 3. Климатические пояса (Приложение 3)
Экспедиция 4. Береговая линия (Приложение 4)
Экспедиция 5. Природные рекорды Южной Америки (Приложение 5)
4. Физкультпауза
Ну что ж, путешествие по материку закончено.
Вы усердно работали, внимательно изучали карту, напрягая зрение.
Проведем зрительную гимнастику.
— Откинемся на спинку стула. Сделаем глубокий вдох.
Наклоняясь вперед, выдыхаем. (3 раза)
Прикроем веки, крепко зажмуримся, открываем глаза. (3 раза)
Руки на пояс.
Поворачиваем голову вправо, посмотрим на локоть правой руки. Повернем голову влево, посмотрим на локоть левой руки. (3 раза)
— Часто поморгаем глазками.
Спасибо.
5. Отчет экспедиций
Пришло время экспедициям отчитаться о выполненной работе. Прошу доложить начальников экспедиций о готовности. (Начальники экспедиций докладывают)
Во время выступлений начальников экспедиций, мы сначала все слушаем, а затем заполняем таблицу, общий отчет.
Как узнать, где этот материк?
Путешественник без карты не привык.
Слайд 5.
Я приглашаю к карте начальника 1 экспедиции.
Расположение материка
Относительно экватора материк Южная Америка большей частью находится в южном полушарии.
Южная Америка расположена между параллелями 12° северной широты и 54° южной широты.
С севера на юг наибольшая протяженность материка 66 градусов.
Относительно нулевого меридиана Южная Америка полностью находится в западном полушарии.
Материк расположен между меридианами 82° и 35° западной долготы.
Наибольшая протяженность с запада на восток 47 градусов.
Общая площадь материка около 18 млн км 2.
• Заполним 1 столбик таблицы.
Слайд 6.
Экспедиция 2
Крайние точки материка
Слайд 7.
Название | север | юг | запад | восток | |
| м. Гальинас | м. Фроуард | м. Париньяс | м. Кабу-Бранку | |
Координаты | широта | 12° с.ш. | 54° ю.ш. | 4° ю.ш. | 7°ю.ш. |
| долгота | 72° з.д. | 71°з.д. | 82° з.д. | 35°з.д. |
• Заполним второй столбик
Слайд 8.
Идем к неведомому берегу,
Хотим увидеть целый свет.
Какое небо над Америкой?
Когда наступит там рассвет?
О климатических поясах ЮА нам расскажет начальник 3 экспедиции.
Слайд 9.
Климатические пояса
Основные характеристики | |
1. экваториальный | Весь год высокие температуры, много осадков |
2. субэкваториальный | Лето жаркое и дождливое, зима теплая и сухая. |
3. тропический | Высокие температуры, осадков мало. |
4.субтропический | Лето жаркое и сухое, зима теплая и дождливая |
5. умеренный | 4 времени года |
• Заполняем таблицу дальше
Слайд 10.
Экспедиция 4.
Береговая линия
Слайд 11.
Материк омывается двумя океанами: с запада Тихим океаном, с востока Атлантическим. На севере Южная Америка омывается Карибским морем, на юге — Магеллановым проливом. Берега Южной Америки изрезаны слабо, лишь на юго-западном побережье есть узкие заливы — фьорды, а на восточном — заливы в устьях рек. Самый большой из них — залив Ла-Плата. Много островов только на юге — архипелаг Огненная Земля, Фолклендские острова. На севере — остров Тринидад.
Материк соединен Панамским перешейком с Северной Америкой.
Перечислим названную номенклатуру.
Слайд 12.
Географы утверждают, что Южная Америка — материк природных рекордов. Что они имеют ввиду?
Экспедиция 5
Природные рекорды Южной Америки
1. Самая высокая точка материка — г. Аконкагуа, ее высота 6960 метров
Слайд 13.
2. Самая полноводная река мира – Амазонка
Слайд 14.
3. Самая длинная горная система мира (на суше) — Анды, ее протяженность 9000 км
Слайд 15.
Самое высокогорное в мире озеро — о. Титикака
Слайд 16.
Самый высокий в мире водопад —Анхель, его высота 1054 м
Слайд 17.
Самая сухая пустыня мира – Атакама
Слайд 18.
• Заполним последний столбик таблицы.
Слайд 19.
Изучая материк дальше, вы узнаете и о других природных рекордах ЮА.
Вот мы и заслушали отчет последней экспедиции. Спасибо. Все результаты наших исследований зафиксированы в общей таблице.
6. Домашнее задание.
Европейцы несколько раз открывали для себя южноамериканский континент. Об истории открытия и исследования материка вам предстоит узнать дома.
• Рассмотрим карточку «Домашнее задание» (Приложение 6)
Слайд 20.
Задание 1. Приготовить сообщение «Как открывали и изучали Южную Америку». §40, стр. 166-168. Дополнительная литература: учебник истории 7 класса, справочная литература, Internet-ресурсы.
На следующих уроках вы продолжите путешествовать по ЮА, чтобы делать это уверенно, закрепите уже полученные знания. Поэтому,
Задание 2. Используя таблицу, учебник и дополнительную литературу, составьте вопросник или тест с выбором ответов по теме «Географическое положение Южной Америки».
7. Итог урока
Вернемся к цели урока и посмотрим, достигли ли мы ее?
Слайд 21.
8. Оценки
Я знала, все у нас получится,
Америку мы с вами будем знать.
Активным путешественникам
В журнал поставлю «хорошо» и «пять».
За работу на уроке ставлю оценку «5» учащимся, выступающим с отчетом по своей экспедиции. Начальников экспедиций попрошу оценить работу членов вашей группы. Кому можно поставить хорошие оценки?
9. Рефлексия
А сейчас, ребята, я предлагаю каждому из вас оценить этот урок. Для
этого вам нужно из набора цветных кружков выбрать по цвету тот, который
соответствует вашему мнению об уроке.
Слайд 22.
Розовый цвет
Я получил новые знания, показал свои. Понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. На уроке мне было комфортно.
Желтый цвет
Урок в определенной степени полезен для меня. Я сумел выполнить ряд
заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Зеленый цвет
На уроке я не всегда понимал, о чем идет речь. Мне это не очень нужно.
На уроке мне было спокойно.
Посчитаем, что у нас получилось.
Больше всего карточек …..цвета.
Значит, урок состоялся.
10. Заключение
Таким образом, наш урок-путешествие заканчивается. Мы многое успели. Вы показали себя хорошими путешественниками-исследователями. И кто знает, может когда-нибудь кто-то из вас сможет действительно побывать на этом удивительном, загадочном и полном контрастов материке Южная Америка.
Слайд 23.
Поучаствует в знаменитых бразильских карнавалах, станцует аргентинское танго, попробует натуральные чилийские томаты и кетчупы и влюбится в Южную Америку.
Как это здорово и правильно,
Что среди множества наук
Мы изучаем географию,
Чтоб стал понятен мир вокруг.
Спасибо за урок.
Список использованной литературы
Болотникова Н.В. География. Уроки-игры в средней школе. – Изд: Учитель, 2004
Зубанова С.Г. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. – М.: Глобус, 2007
Коринская В.А., Душина И.В. География материков и океанов, 7 класс. – М.: Дрофа, 2011
Приложение 1.
Экспедиция 1.
Расположение материка
Задание: используя карты атласа, материал учебника §40, заполните пропуски.
Относительно экватора материк Южная Америка большей частью находится в ………………..полушарии.
Южная Америка расположена между параллелями ……….. широты и ..широты.
С севера на юг наибольшая протяженность материка …….. градусов.
Относительно нулевого меридиана Южная Америка полностью находится в полушарии.
Материк расположен между меридианами ………. и ……….
………… долготы.
Наибольшая протяженность с запада на восток ….. градусов.
Общая площадь материка около ………. млн км 2.
Приложение 2.
Экспедиция 2.
Крайние точки материка
Задание: используя карты атласа, определите крайние точки материка и их координаты. Данные занесите в таблицу.
Название | север | юг | запад | восток | |
|
|
|
|
| |
Координаты | широта |
|
|
|
|
| долгота |
|
|
|
|
Приложение 3.
Экспедиция 3.
Климатические пояса
Задание: используя карты атласа, определите, в каких климатических поясах расположен материк Южная Америка? Вспомните основные характеристики данных поясов.
Основные характеристики | |
1. | Весь год ……….. температуры, ………..осадков. |
2. | Лето …..и……………. , зима …………….. и ………….. |
3. | температуры, осадков …………. |
4. | Лето……… и ………….. , Зима…….. и ……………….. |
5. | ……………. времени года |
Приложение 4.
Экспедиция 4.
Береговая линия .
Задание: Пользуясь картой, исследуйте береговую линию материка Южная Америка. Заполните пропуски в тексте.
Материк омывается океанами: с запада ……………
океаном, с востока ………….океаном. На севере Южная Америка омывается …..морем, на юге — ………….. проливом. Берега Южной Америки изрезаны ……………………….. ,
лишь на……. — ………….. побережье есть узкие заливы — фьорды, а
на…………… — заливы в устьях рек. Самый большой из них — залив
…………Много островов только на юге – архипелаг …………….. ,
………. острова. На севере – остров ………………
Материк соединен ………………………перешейком с Северной
Америкой.
Приложение 5
Экспедиция 5.
Природные рекорды Южной Америки
Задание: пользуясь физической картой Южной Америки, узнайте природные объекты.
1.Самая высокая точка Южной Америки – гора ……………………, ее
высота …..метров
Самая полноводная река мира — …………………………..
Самая длинная горная система мира (на суше) — …………………, ее
Протяженность ……… км
4.Самое высокогорное в мире озеро — ………………………….,
находится на высоте ………. метров над уровнем моря.
Используя Internet, найдите:
5.Самый высокий водопад -………. , его высота ………метров.
6.Самая сухая пустыня мира — …………… , потому что ……………………………………………………………………………
Приложение 6
Домашнее задание
Задание 1. Приготовить сообщение «Как открывали и изучали Южную Америку». §40, стр. 166-168. Дополнительная литература: учебник истории 7 класса, справочная литература, Internet-ресурсы.
Задание 2. Используя таблицу, учебник и дополнительную литературу, составьте вопросник или тест с выбором ответов по теме «Географическое положение Южной Америки».
Приложение 7
Географическое положение Южной Америки
Крайние точки | Климатические пояса | Береговая линия | Природные рекорды | |
полушарии. 2. между параллелями ……….. широты и . широты. 3.с севера на юг вытянут на … °. 4. полностью в ………….. полушарии 5. между меридианами ……° и …….° …………….долготы
| сев: ……………….. (…..° с.ш.,…..° з.д.) юг: ………………… (….° ю.ш., …..°з.д.) зап:………………. (…..° ю.ш., ….° з.д.) вост: ……………… (…..° ю.ш., …..з.д.°) | 1………………….. 2…………………. 3…………………. 4…………………. 5…………………. | 1……………….. океан 2……………… море, …………. пролив 3. изрезаны ………………. 4. залив ………. 5. ……………, …………острова 6. остров …….…………. 7. ……………… перешеек | 1. самая высокая точка материка — ………….., …..м 2.самая полноводная река мира – ……………….. 3.самые длинные в мире горы на суше – ………………. 4.самое высокогорное в мире озеро – ……………….. 5.самый высокий водопад в мире – ………………… 6.самая сухая в мире пустыня – …………………
|