Конспект урока географии в 7 классе «Географическое положение Южной Америки»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Брюховская основная общеобразовательная школа»

Еловского района Пермского края








Конспект урока по географии

В 7 классе

«Географическое положение Южной Америки»







Подготовила

учитель географии

Старикова Светлана Ананьевна






с. Брюхово

2013

Урок географии в 7 классе

Географическое положение Южной Америки


Цели урока

Обучающая: начать формирование у учащихся знаний и представлений о Южной Америке; рассмотреть особенности географического положения материка, его береговой линии.

Развивающая: совершенствовать практические умения работать с источниками знаний (учебник, карта), развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательная: воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества; формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе группового и индивидуального обучения школьников.


Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: диалоговый, исследовательский.

Форма организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Комплексное методическое обеспечение:

  1. учебник «География материков и океанов, 7 класс» В.А. Коринская, И.В. Душина

  2. географический атлас 7 класс

  3. презентация к уроку

  4. карточки-задания

  5. карточка «Домашнее задание»

  6. таблица ответов

  7. цветные карточки для рефлексии урока

Межпредметные связи: история



Ход урока

1. Оргмомент. Целеполагание.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному, загадочному, такому разному и полному контрастов материку.

Слайд 2.

  • Ребята, какой это материк? (Южная Америка)

  • А с чего начинается изучение нового материка? (с географического положения)

Назовем тему сегодняшнего урока.

Слайд 2.

(Географическое положение Южной Америки)

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Сделайте крупный заголовок: Южная Америка. Запишите тему сегодняшнего урока.

  • Ребята, что входит в понятие ГП?

  • Давайте сформулируем цель нашего урока.

Слайд 3.

2. Инструктаж

Я приглашаю вас в путешествие по изучению ГП материка. Пройдем путем первооткрывателей: Южную Америку сегодня посетим,

Дебри Амазонии, конечно, навестим,

По проливам разным поплывем,

Материк неспешно обогнем.

В нашем путешествии будут участвовать 5 экспедиций. Каждая получит свой маршрутный лист, который нужно заполнить во время работы. На вашем пути будет немало препятствий. И от того как вы их преодолеете, будет зависеть успех работы.

По возвращении из экспедиции, мы составим общий отчет о путешествии.

Слайд 4.

(Приложение 7)

В каждой группе у вас есть начальник экспедиции. (назвать имена)

Ему нужно будет организовать работу группы, определить активность участников, сообщить о выполнении задания или сигнализировать в случае затруднений.

Я предлагаю начать экспедицию. Обращаюсь к начальникам экспедиций: задание под каким номером вы хотели бы выбрать для своей группы?

5 групп — 5 заданий.

(после выбора номеров, огласить задания, одновременно раздавая номер экспедиции и задание)

Желаю вам успеха, у вас все получится.

3. Работа в группах ,

Пока работают группы, включить латиноамериканскую музыку

Экспедиция 1. Расположение материка (Приложение1)

  • Экспедиция 2. Крайние точки материка (Приложение 2)

  • Экспедиция 3. Климатические пояса (Приложение 3)

  • Экспедиция 4. Береговая линия (Приложение 4)

  • Экспедиция 5. Природные рекорды Южной Америки (Приложение 5)

4. Физкультпауза

Ну что ж, путешествие по материку закончено.

Вы усердно работали, внимательно изучали карту, напрягая зрение.

Проведем зрительную гимнастику.

— Откинемся на спинку стула. Сделаем глубокий вдох.

Наклоняясь вперед, выдыхаем. (3 раза)

  • Прикроем веки, крепко зажмуримся, открываем глаза. (3 раза)

  • Руки на пояс.

Поворачиваем голову вправо, посмотрим на локоть правой руки. Повернем голову влево, посмотрим на локоть левой руки. (3 раза)

— Часто поморгаем глазками.
Спасибо.

5. Отчет экспедиций

Пришло время экспедициям отчитаться о выполненной работе. Прошу доложить начальников экспедиций о готовности. (Начальники экспедиций докладывают)

Во время выступлений начальников экспедиций, мы сначала все слушаем, а затем заполняем таблицу, общий отчет.

Как узнать, где этот материк?

Путешественник без карты не привык.

Слайд 5.

Я приглашаю к карте начальника 1 экспедиции.

Расположение материка

  1. Относительно экватора материк Южная Америка большей частью находится в южном полушарии.

  2. Южная Америка расположена между параллелями 12° северной широты и 54° южной широты.

  3. С севера на юг наибольшая протяженность материка 66 градусов.

  4. Относительно нулевого меридиана Южная Америка полностью находится в западном полушарии.

  5. Материк расположен между меридианами 82° и 35° западной долготы.

  6. Наибольшая протяженность с запада на восток 47 градусов.

  7. Общая площадь материка около 18 млн км 2.

Заполним 1 столбик таблицы.

Слайд 6.

Экспедиция 2

Крайние точки материка

Слайд 7.

Крайние точки


Название

север

юг

запад

восток



м. Гальинас

м. Фроуард

м. Париньяс

м. Кабу-Бранку

Координаты

широта

12° с.ш.

54° ю.ш.

4° ю.ш.

7°ю.ш.



долгота

72° з.д.

71°з.д.

82° з.д.

35°з.д.

Заполним второй столбик

Слайд 8.

Идем к неведомому берегу,

Хотим увидеть целый свет.

Какое небо над Америкой?

Когда наступит там рассвет?

О климатических поясах ЮА нам расскажет начальник 3 экспедиции.

Слайд 9.

Климатические пояса

Климатический пояс

Основные характеристики

1. экваториальный

Весь год высокие температуры, много осадков

2. субэкваториальный

Лето жаркое и дождливое, зима теплая и сухая.

3. тропический

Высокие температуры, осадков мало.

4.субтропический

Лето жаркое и сухое, зима теплая и дождливая

5. умеренный

4 времени года

Заполняем таблицу дальше

Слайд 10.

Экспедиция 4.

Береговая линия

Слайд 11.

Материк омывается двумя океанами: с запада Тихим океаном, с востока Атлантическим. На севере Южная Америка омывается Карибским морем, на юге — Магеллановым проливом. Берега Южной Америки изрезаны слабо, лишь на юго-западном побережье есть узкие заливы — фьорды, а на восточном — заливы в устьях рек. Самый большой из них — залив Ла-Плата. Много островов только на юге — архипелаг Огненная Земля, Фолклендские острова. На севере — остров Тринидад.

Материк соединен Панамским перешейком с Северной Америкой.


  • Перечислим названную номенклатуру.

Слайд 12.

Географы утверждают, что Южная Америка — материк природных рекордов. Что они имеют ввиду?

Экспедиция 5
Природные рекорды Южной Америки
1. Самая высокая точка материка — г. Аконкагуа, ее высота 6960 метров

Слайд 13.

2. Самая полноводная река мира – Амазонка

Слайд 14.

3. Самая длинная горная система мира (на суше) — Анды, ее протяженность 9000 км

Слайд 15.

  1. Самое высокогорное в мире озеро — о. Титикака

Слайд 16.

  1. Самый высокий в мире водопад —Анхель, его высота 1054 м

Слайд 17.

  1. Самая сухая пустыня мира – Атакама

Слайд 18.

Заполним последний столбик таблицы.

Слайд 19.

Изучая материк дальше, вы узнаете и о других природных рекордах ЮА.

Вот мы и заслушали отчет последней экспедиции. Спасибо. Все результаты наших исследований зафиксированы в общей таблице.

6. Домашнее задание.

Европейцы несколько раз открывали для себя южноамериканский континент. Об истории открытия и исследования материка вам предстоит узнать дома.

Рассмотрим карточку «Домашнее задание» (Приложение 6)

Слайд 20.

Задание 1. Приготовить сообщение «Как открывали и изучали Южную Америку». §40, стр. 166-168. Дополнительная литература: учебник истории 7 класса, справочная литература, Internet-ресурсы.

На следующих уроках вы продолжите путешествовать по ЮА, чтобы делать это уверенно, закрепите уже полученные знания. Поэтому,

Задание 2. Используя таблицу, учебник и дополнительную литературу, составьте вопросник или тест с выбором ответов по теме «Географическое положение Южной Америки».

7. Итог урока

Вернемся к цели урока и посмотрим, достигли ли мы ее?

Слайд 21.

8. Оценки

Я знала, все у нас получится,

Америку мы с вами будем знать.

Активным путешественникам

В журнал поставлю «хорошо» и «пять».

За работу на уроке ставлю оценку «5» учащимся, выступающим с отчетом по своей экспедиции. Начальников экспедиций попрошу оценить работу членов вашей группы. Кому можно поставить хорошие оценки?

9. Рефлексия

А сейчас, ребята, я предлагаю каждому из вас оценить этот урок. Для
этого вам нужно из набора цветных кружков выбрать по цвету тот, который
соответствует вашему мнению об уроке.

Слайд 22.

Розовый цвет

Я получил новые знания, показал свои. Понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. На уроке мне было комфортно.

Желтый цвет

Урок в определенной степени полезен для меня. Я сумел выполнить ряд

заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Зеленый цвет

На уроке я не всегда понимал, о чем идет речь. Мне это не очень нужно.

На уроке мне было спокойно.

Посчитаем, что у нас получилось.

Больше всего карточек …..цвета.

Значит, урок состоялся.

10. Заключение

Таким образом, наш урок-путешествие заканчивается. Мы многое успели. Вы показали себя хорошими путешественниками-исследователями. И кто знает, может когда-нибудь кто-то из вас сможет действительно побывать на этом удивительном, загадочном и полном контрастов материке Южная Америка.

Слайд 23.

Поучаствует в знаменитых бразильских карнавалах, станцует аргентинское танго, попробует натуральные чилийские томаты и кетчупы и влюбится в Южную Америку.

Как это здорово и правильно,

Что среди множества наук

Мы изучаем географию,

Чтоб стал понятен мир вокруг.

Спасибо за урок.
















Список использованной литературы

  1. Болотникова Н.В. География. Уроки-игры в средней школе. – Изд: Учитель, 2004

  2. Зубанова С.Г. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. – М.: Глобус, 2007

  3. Коринская В.А., Душина И.В. География материков и океанов, 7 класс. – М.: Дрофа, 2011

























Приложение 1.


Экспедиция 1.

Расположение материка

Задание: используя карты атласа, материал учебника §40, заполните пропуски.

  1. Относительно экватора материк Южная Америка большей частью находится в ………………..полушарии.

  2. Южная Америка расположена между параллелями ……….. широты и ..широты.

  3. С севера на юг наибольшая протяженность материка …….. градусов.

  4. Относительно нулевого меридиана Южная Америка полностью находится в полушарии.

  5. Материк расположен между меридианами ………. и ……….

………… долготы.

  1. Наибольшая протяженность с запада на восток ….. градусов.

  2. Общая площадь материка около ………. млн км 2.



Приложение 2.

Экспедиция 2.

Крайние точки материка
Задание: используя карты атласа, определите крайние точки материка и их координаты. Данные занесите в таблицу.


Крайние точки

Название

север

юг

запад

восток









Координаты

широта







долгота







Приложение 3.


Экспедиция 3.

Климатические пояса

Задание: используя карты атласа, определите, в каких климатических поясах расположен материк Южная Америка? Вспомните основные характеристики данных поясов.



Климатический пояс

Основные характеристики

1.

Весь год ……….. температуры,

………..осадков.

2.

Лето …..и……………. ,

зима …………….. и …………..

3.

температуры,

осадков ………….

4.

Лето……… и ………….. ,

Зима…….. и ………………..

5.

……………. времени года


Приложение 4.


Экспедиция 4.

Береговая линия .

Задание: Пользуясь картой, исследуйте береговую линию материка Южная Америка. Заполните пропуски в тексте.


Материк омывается океанами: с запада ……………

океаном, с востока ………….океаном. На севере Южная Америка омывается …..морем, на юге — ………….. проливом. Берега Южной Америки изрезаны ……………………….. ,

лишь на……. — ………….. побережье есть узкие заливы — фьорды, а

на…………… — заливы в устьях рек. Самый большой из них — залив

…………Много островов только на юге – архипелаг …………….. ,

………. острова. На севере – остров ………………

Материк соединен ………………………перешейком с Северной

Америкой.

Приложение 5


Экспедиция 5.

Природные рекорды Южной Америки

Задание: пользуясь физической картой Южной Америки, узнайте природные объекты.

1.Самая высокая точка Южной Америки – гора ……………………, ее

высота …..метров

  1. Самая полноводная река мира — …………………………..

  2. Самая длинная горная система мира (на суше) — …………………, ее

Протяженность ……… км

4.Самое высокогорное в мире озеро — ………………………….,

находится на высоте ………. метров над уровнем моря.

Используя Internet, найдите:

5.Самый высокий водопад -………. , его высота ………метров.

6.Самая сухая пустыня мира — …………… , потому что ……………………………………………………………………………



Приложение 6

Домашнее задание

Задание 1. Приготовить сообщение «Как открывали и изучали Южную Америку». §40, стр. 166-168. Дополнительная литература: учебник истории 7 класса, справочная литература, Internet-ресурсы.

Задание 2. Используя таблицу, учебник и дополнительную литературу, составьте вопросник или тест с выбором ответов по теме «Географическое положение Южной Америки».






Приложение 7

Географическое положение Южной Америки

Расположение материка

Крайние точки

Климатические пояса

Береговая линия

Природные рекорды

  1. большей частью в ………

полушарии.

2. между параллелями ……….. широты и . широты.

3.с севера на юг вытянут на … °.

4. полностью в ………….. полушарии

5. между меридианами ……° и …….° …………….долготы

  1. с запада на восток вытянут на …….°

  2. площадь — около ………млн км 2.


сев: ………………..

(…..° с.ш.,…..° з.д.)

юг: ………………… (….° ю.ш., …..°з.д.) зап:……………….

(…..° ю.ш., ….° з.д.)

вост: ………………

(…..° ю.ш., …..з.д.°)

1…………………..

2………………….

3………………….

4………………….

5………………….

1………………..

океан

2………………

море, ………….

пролив

3. изрезаны ……………….

4. залив ……….

5. ……………,

…………острова

6. остров

…….………….

7. ………………

перешеек

1. самая высокая точка материка —

………….., …..м

2.самая полноводная река мира –

………………..

3.самые длинные в мире горы на суше –

……………….

4.самое высокогорное в мире озеро –

………………..

5.самый высокий водопад в мире –

…………………

6.самая сухая в мире пустыня –

…………………







Свежие документы:  Конспект урока - исследования по химии в 11 классе «Химические свойства металлов и их соединений»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: