Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пришибинская ООШ»
Енотаевского района
Астраханской области
Конспект урока по географии
по теме «Климат России»
8 класс
подготовила
учитель географии
Грошева Ольга Николаевна
Урок обобщения знаний по теме «Климат»
Цель:
1)проверить знание учащимися основных терминов, понятий, определений по теме.
Систематизировать и обобщить знания учащихся:
Главных особенностей климата России;
Основных климатообразующих факторов;
Неблагоприятных климатических явлений.
Определить уровень понимания учащимися:
Закономерностей распределения температуры, осадков;
Механизмов формирования – циклонов, антициклонов;
Экологических проблем, связанных с атмосферой.
Определить уровень умения учащихся:
Работать с климатическими картами;
Показывать географические объекты, связанные с климатическими рекордами России;
Составлять характеристику климата одного из районов России.
2)формирование способностей к сотрудничеству, общению, работе в коллективе;
Осуществлять взаимоконтроль.
3)развивать умение познавательной и частично-поисковой деятельности.
Оборудование: климатическая карта России, атласы, картины, лист оценивания ученика, кроссворд, тест, карточки – задания, репродукции картин Васильева «Оттепель», «Перед дождём», Саврасова «Грачи прилетели», Грабарь «Рябинка», Юон «Весенний солнечный день».
Подготовительная работа: в классе все ученики делятся на 4 группы.
Ход урока
Учитель: Ребята, на протяжении ряда уроков мы вели разговор «об ПК, оказывающем влияние на все компоненты природы, на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Отличается большим разнообразием, на его формирование оказывают влияние четыре группы факторов: ГП, солнечная радиация, движение воздушных масс, подстилающая поверхность». Так о чём же мы вели речь?
Ученик: о климате (тот ученик , который ответил на вопрос ставит себе знак «+» в лист оценивания).
Учитель: наш сегодняшний урок мы назовём «Путешествие по климатическим поясам России». Изучением климата занимаются не только географы, знания о климате и погоде необходимы строителям, работникам сельского хозяйства, лётчикам.
1 станция «Географические задачи»
Что означает слово «климат»?
Почему полюс холода северного полушария расположен не на северном полюсе Земли, а в районе Оймякона?
Оба эти города, расположенные за Северным полярным кругом принадлежат к числу самых северных городов земного шара. Один находится в 40 км. От морского и речного порта, другой сам является крупным портом страны. Первый город отличается суровой зимой с характерными здесь сильными ветрами, направление которых учитывается при планировке и прокладке улиц. Другой город является незамерзающим портом, средние температуры января здесь -5 -6 С. Назовите и покажите эти города. Объясните, почему климатические условия их столь различны.
Каким образом климатические условия отражаются на хозяйственной деятельности человека, его питании, одежде, особенностях жилища, способах передвижения?
(те ученики, которые участвовали в данном конкурсе, ставят себе оценки в лист оценивания)
Учитель: вот мы подошли ко 2 станции «Эрудит». Разгадайте кроссворд, составленный из климатических терминов.
По вертикали:
Линия, соединяющая одинаковые показатели температур.
Карта, содержащая информацию о состоянии погоды в данное время в данной местности.
Максимально возможное испарение, определяемое температурой.
5. Город, имеющий самую низкую температуру воздуха зимой.
6. Общее количество солнечной энергии, достигающей поверхности Земли, называется суммарной ……….
8. Переходная зона, разделяющая воздушные массы с разными физическими свойствами, называется атмосферный …….
По горизонтали:
Атмосферный вихрь с повышенным атмосферным давлением в центре.
7. Изменение свойств воздушных масс под влиянием подстилающей поверхности.
9. Знаменитый русский климатолог, автор работы «Климаты земного шара, в особенностях России».
10. Атмосферный вихрь с пониженным атмосферным давлением в центре.
(каждый ученик оценивает соседа в участии этого конкурса)
Учитель: 3 станция «Литературно — географическая»
Один ученик выразительно наизусть читает стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».
Учитель: 1.В чём отличие циклонов и антициклонов?
2.Найдите в стихотворении строки, раскрывающие характерные
признаки циклональной и антициклональной погод.
Заполните схемы – карточки «Циклоны — антициклоны». При заполнении пользуйтесь таблицей «Признаки циклональной и антициклональной погоды» (затем для проверки вызываются по одному ученику к доске и заполняют схему, а все остальные ставят оценки в листе оценивания).
Учитель: 4 станция «Климатическая». Каждой группе розданы карточки – задания. Напротив каждого климатического пояса поставьте цифры тех признаков, которые для него характерны (затем провести анализ карточек-заданий, оценить их в листе оценивания)
Учитель: 5 станция «Эстетичекая». Перед вами репродукции картин великих русских художников, назовите погоду которую они изобразили. Как вы догадались, что именно эта погода изображена на картине (оценки за работу в лист оценивания)
Учитель: 6 станция «Синоптическая». Перед вами фрагмент синоптической карты, составьте описание погоды для данного города по указанному плану. Входит ли данный вам город в климатические рекорды России? А наша местность входит ли в климатические рекорды России?
Ученик: один ученик из группы описывает погоду и показывает город на карте (оценки выставляют в лист оценивания).
Учитель: 7 станция «Тестовая». Каждый ученик получает индивидуально тест, в котором отмечает правильный ответ (тест проверяется, ответы вывешиваются на доске, учениками оценки выставляются в лист оценивания ).
Домашнее задание: в виде работы с картой, каждому ученику выдаётся «Инструктивная карта к выполнению задания: «Климат родного края».
Подведение итогов урока: выставление оценок с учётом листов оценивания
Список использованной литературы
учебник И.И.Баринова «География России. Природа 8 класс».
Учебник А.И.Алексеев «География России. Природа и население 8 класс»
Л.М.Панчешникова «Контрольные задания и упражнения по географии»
А.А.Богданова «Уроки географии» 8 класс
Д.В.Новенко «Тематическое и поурочное планирование. География 8 класс»
Г.Н.Элькин «Поурочное планирование. География 8 класс»
А.А.Половинкин «Физическая география»
Г.П.Пивоварова «Занимательная география»
Использованные материалы
Репродукции картин: Васильев «Оттепель», «Перед дождём»; Саврасов «Грачи прилетели», Грабарь «Рябинка», Юон «Весенний солнечный день».
Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»
Приложение 1.
Кроссворд
2.С |
| И |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
И | З | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| 4.А | Н | Т | 3.И | Ц | И | К | Л | О | Н |
|
|
| 5О |
| ||||||||||||||||||
| О |
| С |
| Т |
|
|
|
| Й |
| ||||||||||||||||||||||
П | П | Е | 6Р |
|
| М |
| ||||||||||||||||||||||||||
7.Т | Р | А | Н | С | 8Ф | О | Р | М | А | Ц | И | Я |
| ||||||||||||||||||||
И |
| Р |
| Р |
| М |
| Д |
| 9. | К |
| |||||||||||||||||||||
Ч | Я | О | А | И | В | О | Е | Й | К | О | В |
| |||||||||||||||||||||
Е | Е | Н |
| А |
| Н |
|
| |||||||||||||||||||||||||
С | М | Т | Ц |
| |||||||||||||||||||||||||||||
10.Ц | И | К | Л | О | Н |
| И |
| |||||||||||||||||||||||||
| А |
| С |
| Я | ||||||||||||||||||||||||||||
Я | Т |
| |||||||||||||||||||||||||||||||
| Ь |
Приложение 2.
Лист оценивания ученика______________________________________
Урок обобщения «Путешествие по климатическим поясам России»
| |
Станция 2 «Эрудит» |
|
Станция 3 «Литературно — географическая» |
|
Станция 4 «Климатическая» |
|
Станция 5 «Эстетическая» |
|
Станция 6 «Синоптическая» |
|
Станция 7 «Тестовая» |
|
Оцените свою активность на уроке |
|
Итоговая оценка за урок |
|
Приложение 3.
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
Мороз и солнце, день чудесный!….
……………………………………
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
А ты печальная сидела –
А нынче …. Погляди в окно:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит:
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Приложение 4.
Признаки погоды
Состояние погоды | Летом | Зимой |
Давление | Пониженное | Пониженное |
Температура | Понижается | Повышается, оттепели |
Сила ветра | Значительная | Значительная |
Влажность | Повышенная | Повышенная |
Облачность | Значительная | Значительная |
Осадки | Дожди | Обильные снегопады |
Признаки антициклональной погоды | ||
Давление | Повышенное | Повышенное |
Температура | Очень высокая | Очень низкая |
Сила ветра | Незначительная | Незначительная, штили |
Влажность | Незначительная | Незначительная |
Облачность | Ясно | Ясно |
Осадки | Не выпадают | Не выпадают |
Приложение 5.
Инструктивная карта к заданию «Климат родного края»
1.Общие черты климата:
Средние температуры января и июля
Годовое количество осадков
Ветер
2.Характеристика сезонов года и связанная с ними хозяйственная деятельность человека:
Зима
Весна
Лето
Осень
Приложение 6.
Карточка-задание «Климатические условия территории России»
Против названия каждого климатического пояса поставьте цифры тех признаков, которые для него характерны.
Климатические пояса | ответы | |
1.Тёплое лето (средние температуры от +12+14С на юге) сочетается с холодной зимой (температура января везде ниже 0С). | Арктический
Субарктический
Умеренный |
|
2.В течение всего года господствует арктический воздух. | ||
3.Более 150 суток продолжается полярный день. | ||
4.Избыточное увлажнение местности. Несмотря на небольшое количество осадков. | ||
5.Наименьшее количество годовой суммарной радиации. | ||
6.В течение года преобладает воздух умеренных широт, однако часто приходят арктические воздушные массы. | ||
7.Коротким летом господствуют умеренные воздушные массы, а зимой – арктические. | ||
8.В климатическом поясе часто образуются атмосферные фронты, происходят циклональные и антициклональные процессы. | ||
9.Средние температуры июля не выше +10+12С, а зимой температуры могут быть от -15до -50С. |
Приложение 7.
Алгоритм описания погоды
1.Определить текущее значение температуры воздуха.
2. Определить текущее значение атмосферного давления.
3. Определить скорость и направление ветра.
4.Указать особенности циркуляции воздуха в районе описываемой точки (наличие циклона, антициклона)
Для описания погоды использовать рабочую тетрадь В.И.Сиротина «География России 8 класс». Москва, «Дрофа», 2011 год