Конспект урока на тему «Хибины – горы северного края»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №43 «Золотой петушок»

Мурманская область, город Апатиты














Конспект урока на тему

«Хибины – горы северного края»









подготовила воспитатель

Муравьева Елена Геннадьевна









г. Апатиты

2014 год



Цель проекта: Повысить у детей интерес к окружающему миру. Расширять знаний детей о родном крае, познакомить с существованием особых ландшафтов – горы. Дать представления об их роли в жизни человека. Дать элементарные представления о растительном и животном мире гор.

Задачи: (педагогические)

1. Познакомить детей с природными возвышенностями земной поверхности– горами;

2. Познакомить детей с растительным и животным миром гор Хибин;

3 . Подвести детей к выводу о пользе и опасности горной местности для человека


Задачи: (исследовательские)

1. Узнать, что такое горы, из чего состоят горы, как появились горы?

2. Изучить, как и какие животные и растения обитают в горах Хибины?

3. Какими полезными ископаемыми богаты наши горы?

4. Проанализировать, что такое лавины и откуда они берутся?

Актуальность проблемы: (с точки зрения дидактической ценности). У каждого края есть место, с которого он шагнул в Историю. Для нашего края — это горы Хибины.

Горы Хибины богаты видами растений, которые занесены в « красные книги» разных рангов. Здесь обитают 27 видов животных и птиц. Некоторые из них отнесены к охраняемым или находящимся на грани исчезновения.

Хибины представляют уникальное по своим запасам и качеству месторождение минералов и руды.

Но также горы представляют собой опасность: сход лавин.

Если спросить ребенка дошкольного возраста: « Что ты знаешь о горах нашего края?», редко когда ребенок даст ответ.


Проблемы и вопросы, которые предполагается проверить (гипотезы).

Горы представляют собой уникальную ценность, но в то же время опасность для людей, живущих в этой местности.



Проведение исследования (методы, техники, средства)

Подготовительный этап

  • Определение темы, формулирование цели, задач, подборка литературы.

  • Выявление знаний детей по теме, рассматривание энциклопедий.

Основной этап.

  • Изучение вопросов:

Как появились горы? Из чего состоят горы? Земная кора никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, собирается складками.

В результате образуются острова – горы. Каждый камешек – это кусочек горы.

Там, где много камней, возвышаются горы. Горы — это самые высокие участки Земли. Некоторые горы настолько высоки, что их вершины прячутся в облаках.

На открытых участках вершин может дуть очень сильный ветер, снег на горах лежит с октября по июнь. Часто в горах можно наблюдать северное сияние.

  • Животные, которые обитают в Хибинах, хорошо приспособились к суровым условиям: теплый густой мех и толстая жировая прослойка помогают выживать им в непростых условиях. Северный олень, бурый медведь, волк, лисица, песец, белка – вот типичные представители животного мира Хибин. Не большое количество видов птиц приспособились к холодным и переменчивым погодным условиям.

  • Растения гор. Природа гор очень разнообразна. Растительность в горах распределяется в зависимости от высотности. На горных склонах растут хвойные и лиственные деревья, кустарники. В Хибинах много уникальных растений, которые занесены в региональную и российскую Красную книгу.

  • Зимой в горах нередко происходит сход лавин. Лавина — масса снега, падающая или соскальзывающая со склонов гор. Снежные лавины случаются, когда снег больше не может удерживаться на горном склоне. Когда начинается небольшая лавина, она часто срывает со своего места большие массы снега, находящиеся у нее на пути, и продолжает свой путь, увеличиваясь в размерах и набирая разрушительную силу. Снежные лавины могут представлять немалую опасность, вызывая человеческие жертвы.

  • На территории Хибинского массива расположены крупнейшие месторождения апатит-нефелиновых руд. Добыча полезных ископаемых ведется внутри горы и снаружи горы.

  • Рисунки гор, объемная аппликация. Создание макета горы.

Итоговый этап. Анализ информации, полученной детьми. Подтверждение или опровержение гипотезы.


Ожидаемые результаты. Выводы:

  • Горы Хибины разнообразны растительным миром

  • В горах обитают дикие животные

  • Горы богаты полезными ископаемыми

  • В зимний период лавины являются основной природной опасностью гор для человека

Гипотеза подтвердилась.

  • Оформление альбома с детскими рисунками. Создание с детьми презентации для родителей о проекте «Горы – великаны». Презентация макета горы для других групп детского сада.

  • Мультимедийная презентация « Наши горы — Хибины».

  • Консультации для родителей « Зимний отдых», « Будь осторожен в горах»
























Список использованной литературы:

  1. Рябцева К.М. Хибины – Знание, 1975.

  2. Волошин В., Майстерман С. Минералы Кольского полуострова — Мурманское книжное издательство, 1983.

  3. Дребенцев В.С., Сурков С.С. Животный мир Мурманской области — Мурманское книжное издательство, 1974.

  4. Баланович Г.В., Малахова О.В., Пиликина Г.М. Природа дарит радость. Пособие для воспитателей детского сада – Мурманск, 2004.





Свежие документы:  Проект "Организация учебной проектной деятельности учащихся как способ развития познавательных УУД"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: