Учитель Шабалдина Светлана Александровна
СОШ п.Лопуховка Аткарского района Саратовской области
Урок – путешествие «Вулканы». (слайд № 1)
Цели: расширить и углубить знания о вулканах и их строении, познакомить с географией их размещения;
-выявить причины возникновения вулканов, гейзеров и горячих источников;
-развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
-содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства;
-формировать представлений о профессиях, связанных с науками географического направления, заинтересованное отношение к учебе.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, атласы, технологические карты урока.
Тип урока: получение новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
Основные термины и понятия: вулкан, жерло, кратер, лава, вулканический конус, очаг магмы, гейзер.
Ход урока.
Ι. Организационный момент
Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. Я хочу пригласить всех присутствующих совершить путешествие в глубины литосферы. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.
ΙΙ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Но перед тем, как отправиться в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может понадобиться нам в дороге. Предлагаю решить кроссворд. В нем зашифрованы понятия, которые мы изучали на предыдущих уроках.
Работа со слайдами № 2- 10 Кроссворд
1. Колебания, распространяющиеся в Земле от очагов землетрясений – это сейсмические…
2. Место на земной поверхности, где происходят самые значительные разрушения.
3. Самая большая по объему часть планеты.
4. Материк южного полушария, образовавшийся в результате раскола материка Пангея.
5. Слой мантии, расположенный на глубине 150 км от поверхности земли.
6. Прибор, который фиксирует колебания земной коры.
7. Очаг землетрясения
8.Самая тяжелая внутренняя часть земли.
9. Волны, возникающие в результате землетрясения.
Багаж собран. В путь!
ΙΙΙ. Изучение нового материала.
Магма по жерлу рвется наружу
Выход из кратера очень ей нужен,
Если проход на поверхность ей дан,
Значит проснулся грозный….вулкан
— О каком природном явлении сегодня пойдет речь? (о вулканах)
Сообщение темы и целей урока.
Дети, у каждого из вас на парте лежит технологическая карточка урока, с которой вы будете работать по ходу изучения новой темы. Запишите в нее тему урока:
1. Представление древних людей о вулканах.
— Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (дети чаще отвечают «огнедышащая гора»).
— Давайте послушаем Кашкалду Влада и узнаем, откуда к нам пришло название этого природного явления (приложение 1) Слайд № 11
2. Как образуются вулканы
Слайд № 12
В верхней части мантии есть слой астеносферы, вещество которого находится в вязком состоянии и имеет высокую температуру. Здесь образуется магма— расплавленного вещества мантии, насыщенного газами. Под давлением магма поднимается вверх по трещинам в земной коре. Это явление получило название магматизм.
Различают внутренний и внешний магматизм.
Слайд № 13
При внутреннем магматизме магма не достигает земной поверхности и застывает в трещинах земной коры. Если это происходит близко к поверхности земли, то образуются невысокие горы-лакколиты, которые еще называют «несостоявщимися» вулканами . Примером лакколитов является гора Аю-Даг в Крыму.
Внешний магматизм называют еще вулканизм.
— Что же такое вулканы?
Слайд № 14
Вулканы — это горы конической формы, сложенные продуктами их извержения. ( задание 1)
3. Строение вулкана. Слайд № 15
Рассмотрим схему «Строение вулкана». ( задание 2)
Под давлением расплавленная магма поднимается к земной поверхности по каналу, который называется жерло вулкана.
На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление — кратер. Из него на земную поверхность изливается лава, выходят газы, водяной пар, вылетают пепел и камни (вулканические бомбы).
Кратеров может быть несколько. Их называют боковыми.
Излившаяся на поверхность магма, теряет часть газов и превращается в лаву. Застывшая лава образует конусы вулкана.
Слайд № 16
Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на Земле. Во время него содрагается земля. С гулом вулкан выбрасывает тучи горячего пепла, по склонам течет раскаленная лава. Температура огненных рек превышает 1000 градусов. Вулканические газы несутся вниз по склону со скоростью 300 км/ч, сжигая все на своем пути.
А сейчас я предлагаю вам стать непосредственными свидетелями этого грозного природного явления.
(просмотр видеосюжета «Извержение вулкана».)
4. Немые свидетели вулканической деятельности.
Извержение вулкана всегда поражает мощью, грозной, но великолепной картиной, при виде которой понимаешь силу природных процессов. Вулканические извержения могут приводить к катастрофическим последствиям, нередко сопровождающимся большими человеческими жертвами. Достаточно вспомнить об извержении вулкана Везувий в Италии, уничтожившего город Помпеи, Геркуланум и Стабию.
Слайд № 17
Ключников Артем подготовил интересную информацию о трагической судьбе этих античных городов. (приложение 2) Слайд № 18- 19
Шли годы. На поверхности пепла и лавы образовалась почва, возникли новые поселения. Жители новых городов стали находить в земле посуду, домашнюю утварь. Отрыли целую улицу. И глазам людей предстал древний город Помпеи, который был погребен много лет назад…
5. Типы вулканов. ( задание 3) Слайд № 20
По своей активности вулканы делятся на 3 группы:
На земном шаре насчитывается около 850 действующих вулканов, хотя эти цифры в разных источниках информации отличаются. Действующие вулканы есть на всех материках, кроме Австралии.
Слайд № 21
Это вулканы Кракатау, Фудзияма, Ключевская Сопка (самый высокий действующий
вулкан Евразии — 4750м) и др.
Есть вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений. Об их активной жизни в прошлом свидетельствуют конусообразная форма горы и кратер на вершине. Это потухшие вулканы. К ним относятся влк. Килиманджаро в Африке, влк. Везувий, влк. Эльбрус в горной системе Кавказ.
Есть еще и уснувшие вулканы. Это те, которые считались потухшими, но они вновь начали извергаться.
Слайд № 22
Почти половина действующих вулканов расположена в районах сейсмических поясов. Например, в районе Тихоокеанического огненного кольца.
Слайд № 23
Вулканы образуются не только на суше, но и на дне океанов. Если вулкан возвышается над поверхностью воды, то он образует остров вулканического происхождения. Например, Гавайские, Курильские острова.
6. Вулканолог – опасная профессия. Слайд № 24
Изучением вулканов занимаются люди, чья профессия является одной из опасных в мире — вулканологи. Одним из представителей этой профессии был польский вулканолог и писатель Гарун Тазиев. Он опускался в кратеры многих вулканов мира, написал множество книг, снял несколько фильмов.
Чтобы вы смогли представить трудность профессии вулканолога. Строки, которые вы сейчас прослушаете, красочно и лаконично описывают нелегкий труд вулканологов. А прочитает нам их Мамедова Тарана.
( приложение 3)
7. Горячие источники и гейзеры.
В районах действующих и потухших вулканов встречаются горячие источникии.
— Почему они расположены именно в этих районах?
Слайд № 25
Горячие источники спокойно вытекают из трещин в земной коре.
Источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар называются гейзерами. ( задание 4)
-Чем же объяснить эту загадку природы?
Слайд № 26
Гейзеры — это периодически фонтанирующие горячие источники, распространенные в областях современной или недавно прекратившейся вулканической деятельности. Со взрывом и грохотом огромный столб кипящей воды, окутанный густыми клубами пара, взлетает вверх, достигая иногда 80 м. Фонтан бьет некоторое время, затем исчезает, клубы пара рассеиваются, и наступает покой.
Слайд № 27
Схема действия гейзера. Находящаяся под давлением вода в подземных пустотах постепенно нагревается выше 100°. При достижении критической температуры она вскипает. Образующийся пар с шумом выбрасывается из гейзера, увлекая с собой кипящую воду.
Некоторые гейзеры выбрасывают воду совсем невысоко или только разбрызгивают ее. Гейзеры — очень редкое и красивое явление природы. Они есть на Камчатке, в Исландии, Новой Зеландии и Северной Америке. Небольшие одиночные гейзеры встречаются в некоторых других вулканических областях земного шара.
В России на полуострове Камчатка есть Долина Гейзеров. Там расположено 20 крупных и 300 мелких гейзеров.
Долина гейзеров на Камчатке. Слайд № 28
Самый большой камчатский гейзер – Великан, выбрасывающий фонтан диаметром до 3 м и высотой 40- 50 м. Он фонтанирует каждые 5- 6 часов. Вода гейзера – минеральная, в ней содержатся соли различных веществ. Остывая на поверхности земли, она напоминает снег- это пласты минерала гейзерита. Температура воды горячих источников довольно высокая. Зимой, когда температура воздуха -25◦С, в водоемах, наполненных водой из горячих источников, много купающихся. Этой водой так же отапливают помещения.
ΙV. Закрепление изученного материала.
1. Практическая работа № «Нанесение на контурную карту вулканов»
Пользуясь Картой литосферных плит атлас с. мы сейчас нанесем на контурную карту с. вулканы Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка. Найдите их в атласе. Вы уже обратили внимание на то, как вулканы обозначены.
Слайд № 29
* влк. Везувий
Название объектов пишут вдоль параллелей. ( задание 5)
2. задание 6 «Найдите пару»
Подведение итогов урока.
— Путешествие от вулкана к вулкану на нашем уроке подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений.
Этап рефлексии:
Сегодня на уроке мне…
Меня особенно удивило то, что…
До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….
Было бы хорошо, если бы…
Мне не понравилось…
Домашнее задание. Слайд № 30
Изучить материал учебника стр. 82-85. Обозначить на контурной карте самые высокие вулканы .
Приложение 1
Слово «вулкан» происходит от латинского «вулканус», что означает «огонь, пламя». Людей всегда интересовал вопрос — почему на земле происходят извержения вулканов.
В Тирренском море есть небольшой остров Вулкано. На нем возвышалась, казалось бы, ничем неприметная гора. Но она издавна, время от времени, напоминала о себе. Сначала был слышен сильный гул, от которого содрагался весь остров. Потом из ее вершины вырывался черный дым, ярко-красное пламя, вылетали раскаленные камни. Это очень пугало местных жителей. Наблюдая за страшным зрелищем, они считали, что там, глубоко в недрах земли, находятся владения бога огня и кузнечного дела Вулкана… Поэтому огнедышащие горы древние римляне прозвали вулканами. Название это дошло и до наших дней, хотя ученые давно установили истинные причины извержений вулканов.
Приложение 2
Везувий был живописной горой. Величественно возвышался он над Средиземным морем. На склонах горы рос сладчайший виноград, а на побережье процветали три города — Помпеи, Геркуланум и Стабия. Трагедия настигла город Помпеи 24 августа 79 г. н. э. Весь ужас этой природной катастрофы отражен на полотне Карла Брюллова «Последний день Помпеи».
Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали. Оступались и падали, погибая прямо на улицах. Многие нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, обрушившимися под тяжестью пепла. Город засыпал слой пепла толщиной до 3 метров.
Приложение 3.
Мы вулкана сыны…
Кратер гремит, маня.
Выведать мы должны
Тайны бога огня.
Шлак под ногами горяч,
Шлаковый конус крут,
Бомба летит как мяч,
Бомбы дымят вокруг.
В гору шаги тяжелы,
По каскам стекает град.
Упрямы, упрямы и злы,
Лезем мы прямо в ад.
Пепел в глаза и в рот,
Взрывы как свет зарниц,
Черный как деготь пот
Капает с наших лиц.
Едок сернистый газ-
Стиснув зубы, держись!
Жизнь нам дается раз,
Ставим на карту жизнь!
Приложение 4
Технологическая карта урока
Тема урока……………………………………………………..
Вулкан- это…………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………
Закончите схему «Строение вулкана»
3 Группы вулканов
4. Гейзер-это……………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………..
5. Нанесите на контурную карту вулканы Везувий, Ключевская Сопка, Кракатау
* влк. Килиманджаро
Жерло Чашеобразное углубление на вершине вулкана
Кратер Источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар называются
Вулкан Горы конической формы, сложенные продуктами их извержения.
Гейзер Канал, по котрому магма движется к земной коре
Сегодня на уроке мне…
2. Меня особенно удивило то, что…
3. До начала урока я думала, что…,
а сейчас знаю….
4. Было бы хорошо, если бы…
Мне не понравилось…
12