Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Озерского городского округа
Детский сад компенсирующего вида №53 «Сказка»
Конспект урока «Озёрск»
подготовила
учитель-логопед
Антонова Вера Викторовна
г. Озерск
2011
Цели:
Образовательные: закрепить с детьми названия: города — Озерск, озер: Иртяш, Большая и Малая Нанога, края — Урал; знание домашнего адреса, названия и адрес детского сада «Сказка». Уточнить представление о назначении музея, правилах поведения в нем. Рассказать детям о гербе города, закрепить понятие «символ», помочь понять, что означают символы на гербе города.
Воспитательные: воспитание интереса к истории города, его жизни.
Коррекционные: продолжать учить навыкам словообразования двусложных слов типа: «экскурсовод», учить отвечать на вопросы полными, сложноподчиненными предложениями, без заикания, используя союз «потому что»; закрепление навыков мягкого голосоначала, интонационной выразительности.
Предварительная работа:
отработать понятийный словарь: «экскурсия» – путешествие с узнаванием нового, «экспонат» – материал в музее.
работа в групповом музее города: пополнение материала, рассматривание альбомов, вырезок из городских газет, коллекции значков, конкурсы рисунков «Любимый дворик», семейные: «Герб города», «Стихи о родном Озерске»
Автор стихов-сопровождения — Антонова Вера Викторовна.
Ход занятия:
Логопед:
Я приглашаю всех в музей,
Чтобы непросто поглазеть.
Хочу вам что-то показать,
О городе всем рассказать.
О городе нашем любимом, родном,
В котором родились мы все и живем.
— Ребята, сегодня мы с вами побываем в музее на экскурсии. Я буду ваш экскурсовод.
Экскурсовод — это человек, который проводит экскурсию.
Послушайте это слово. Из каких двух слов оно состоит?
Ответы детей:
— Экскурсия и водит.
— Экскурсовод проводит зрителей по музею, показывает предметы – экспонаты и рассказывает о них интересные истории.
Логопед :
Но сначала нужно вспомнить,
Что в музее не кричат!
Слушают экскурсовода,
Думают и не шалят!
Встаньте так, чтоб было
Видно, слышно каждому из вас.
Ну, а я сейчас, ребята,
Начинаю свой рассказ:
Смотрите, здесь, в музее
Много экс-по-на-тов.
Как жил, как строился наш город
Они расскажут нам, ребята!
(логопед просит 1-2 детей, хором проговорить слово «экспонат»)
Логопед:
— Ребята, назовите, какие экспонаты есть в нашем музее?
Ответы детей:
— Открытки с фотографиями города, городские газеты со статьями о ветеранах, уважаемых людях города, детские рисунки, значки, природный материал, альбомы, фотографии, картина местного художника, книги озерских писателей о городе, о природе.
Логопед:
Здесь много книг, стихов поэтов
О городе родном
И, вот, из сборника вот этого
Прочту я вам одно.
«Озерск» А. Окулов
В лесистых горах на Урале
Средь множества чистых озер
Построили город из камня,
И назван был город Озерск
….
Озерск мой, красивый и милый,
Озерск, ты прекрасен всегда,
И утром в рассвете весеннем,
И вечером после труда.
Логопед:
— Ребята, понравилось вам стихотворение?
— А кто запомнил, как оно называется?
Ответы детей:
— Да; «Озерск».
Логопед:
— Верно, стихотворение называется «Озерск», так же, как и наш город.
— Какими строчками поэт начал свое стихотворение?
Ответы детей:
— «В лесистых горах на Урале
Средь множества чистых озер…»
Логопед:
— Чем окружен наш город?
Ответы детей:
— Озёрами.
Логопед:
— Так почему же наш город назвали Озерск?
Ответы детей:
— Город назвали Озерск, потому что он окружен озерами.
Логопед:
— Какие озера вы знаете?
Ответы детей:
— Озеро Иртяш, озёра: Большая и Малая Нанога
Логопед:
— Вслушайтесь, с какой любовью пишет свои строки поэт!
«Озерск, мой, красивый и милый…»
— А вот другой сборник стихов. Их сочинили ребята из нашей группы в прошлом году.
Миша Чечин написал это прошлым летом:
Я люблю свой милый город.
Здесь родился, здесь живу.
Я люблю родимый дворик,
Где с ребятами дружу.
— Ребята, как вы поняли из стихотворения, какое место самое любимое в городе у Миши?
Ответы детей:
— Родимый дворик
Логопед:
— А что значит «родимый»? Какие слова похожи на это слово?
Ответы детей:
— Родился, родной, Родина.
Логопед:
— А вы любите свой дворик? Дом, в котором живете?
— А кто любит свой двор и дом, должен очень хорошо знать свой домашний адрес. Вы все знаете его?
— На столе лежат ваши рисунки с изображением ваших домов, дворика. Пожалуйста, каждый пусть найдет свою картинку и назовет свой домашний адрес.
— Сколько этажей у дома? Какой значит этот дом?
Ответы детей:
— Одноэтажный, многоэтажный пятиэтажный и т.д.
Логопед:
Дома разноэтажные,
И вы такие важные!
И каждый очень весел,
И каждый очень рад!
Ведь здесь мы все встречаемся,
Друг другу улыбаемся.
А как же называется родной наш детский сад?
Ответы детей:
— «Сказка»
Логопед:
— Всё верно, в нашей сказке
Герои в добрых масках
Открыли свои двери
Для каждого из вас…
Ведь вы пришли из разных:
Из садиков и яслей.
В Озерске очень много их,
И все не перечесть!
Стоит наш садик «Сказка»
На проспекте Карла Маркса.
И номер есть, смотри,
Вот 5 и 3 – пятьдесят три
(закрепить название, адрес и номер детского сада)
Логопед:
-А это символ «Сказки»- флаг
Он, словно наш маяк
(показать флаг с эмблемой детского сада, предложить детям сесть на стульчики; на столе стоит флагшток с двумя развивающимися флажками: флаг России, детского сада)
Логопед:
Посмотрите, ребята, а какой ещё флаг здесь для вас знакомый?
Что это за флаг?
Ответы детей:
— Флаг нашей страны, Российский флаг.
Логопед:
— Назовите, какого цвета флаг нашей Родины?
Ответы детей:
— Белый, синий, красный
Логопед:
— Правильно, у каждой страны, у каждого государства есть свой флаг, со своим рисунком, определённого цвета (показать 2-3 флага). И у каждой страны свой герб. Флаг и герб – это символы страны, государства. Они обязательно находятся на главных зданиях столицы, других городов. Герб страны изображен на паспорте — самом главном документе человека. (Показать паспорт).
— А ещё свой герб есть у каждого города. Герб города – это символ (закрепить слово), он символизирует, показывает, чем неповторим город, чем отличается от других.
— Посмотрите, вот на этом флаге (раскрыть третий флаг)- герб нашего города Озёрска.
— Посмотрите и скажите, что изображено на гербе нашего города?
Ответы детей:
— Волны, звенья, квадратики, ящерица.
Логопед:
— Волны — обозначают, что наш город окружен озерами. Давайте ещё раз вспомним их названия: Иртяш, Большая и Малая Нанога.
— Звенья цепи и квадратики – они рассказывают о тех предприятиях, которые работают на территории нашего города.
— Ящерица – это символ Урала, Уральских гор, камней. А ведь ящерица очень любит лежать на камнях, выползать на возвышенности. Ящерица — символ уральской природы. Ведь наш с вами город расположен где? Как называется наш край? ( Урал).
Логопед:
Ребята, а какие ещё города Урала вы знаете? Какие города расположены рядом с нашим городом?
Ответы детей:
— Касли, Кыштым, Челябинск.
Логопед:
— Давайте, снова пройдем в наш музей и посмотрим значки с изображением гербов этих городов (рассмотреть).
Логопед:
— Вот посмотрите, у меня на столе несколько гербов разных городов. Найдите, пожалуйста, среди них герб нашего города.
Логопед:
— А сейчас давайте поместим в музей ещё один экспонат, новый – вот этот флагшток с флагами. Назовите, что это за флаги.
Ответы детей:
— Флаг России, флаг города, флаг детского сада «Сказка».
Логопед:
-Итак, экскурсия наша закончена,
Теперь все знаем точно мы:
как город называется? (Озерск)
как край родной зовется? (Урал)
чем садик отличается? как он у нас зовется? («Сказка»).
Логопед:
— Итак, мы точно знаем адрес свой: улицу, квартиру, дом
— Узнали, что и флаг, и герб — символы города, страны.
Беречь, хранить её богатства давайте дружно мы!
Список использованной литературы:
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? – М.: Сфера, 2005.
Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край.- М.: Просвещение, 1985.
Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: «Элизе Трэйдинг, «ЦГЛ», 2003.
Окулов А. Озерск // ПрО Маяк. — 2005. — 11 сентября. — С. 7.
Использованные Интернет-ресурсы:
http://www.libozersk.ru/special_dates/show/
http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/ozersk.htm