Конспект урока.
Цель:
Образовательные сформировать знания о политической карте, экономико-географическом положении, природно-ресурсном потенциале и особенностях населения африканского региона;
Развивающая: способствовать развитию интереса у обучающихся к изучению данной темы через самостоятельную учебную деятельность;
Воспитательная: формировать у обучающихся собственные суждения по отношению к негативным социальным явлениям на основе выявленных проблем населения региона.
Оборудование: политическая карта мира, географические атласы.
Компетенции учащихся | Использование различных источников и средств обучения (ИКТ и др.) | |
Организационный момент Учитель – (ставит цели, которые должны быть достигнуты на уроке, определяет методы организации работы на уроке, настраивает учащихся на учебную деятельность)
Учитель – В первом полугодии мы с вами изучили два региона мира. Вспомните, какие?
Попробуйте догадаться, с каким регионом нам предстоит знакомство сегодня.
Учитель объявляет тему урока: «Общая характеристика Африки» Запишите тему урока в технологической карте Учитель — Какова же тогда цель нашего урока?
| Регулятивные УУД учеников, например, оценка (ученики выделяют и осознают то, что уже усвоено на предыдущих уроках и осознают, что надо еще усвоить). Ученики называют регионы: Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, затем просматривая ролик, делают вывод, что это регион Африка Ученики записывают тему урока Ученики формулируют цель урока: получить представление о регионе Африка, знать характеристику Африки | видеоролик об Африке, политическая карта мира |
Опрос учащихся Проводится в форме фронтального опроса. Цель данного этапа вспомнить материал об Африке, изученный в 7 классе. Учитель Давайте вспомним, что мы знаем об Африке. Учитель читает задания со слайда презентации «Вставь пропущенные слова!» Вспомните 10 центров мирового хозяйства. Есть ли такой центр в Африке? Итак в Африке все страны (кроме ЮАР) развивающиеся. Нет ни одного центра мирового хозяйства. Сравните уровень экономического развития региона с другими регионами. Какой напрашивается вывод? Моделирование проблемной ситуации.
Учитель: Мы пришли к выводу, что Африка, самый отсталый регион. Почему Африка и по сей день является самым отсталым регионом мира? Попробуем найти причины отставания. Учитель — Чтобы решить эту проблему, необходимо вспомнить, что предопределяет уровень развития экономики любого региона? То есть, что мы должны выяснить о регионе Африка? Какие задачи будем решать?
Учитель корректирует высказывания учеников и вывешивает план изучения материала:
Каковы тогда задачи урока? | На этом этапе урока ученики проявляют познавательные УУД – формулирование познавательной информации, выдвижение гипотез и их обоснование.
Ученики отвечают на вопросы учителя, выполняя задание «Вставь пропущенные слова!»
Ученики формулируют задачи урока – выяснить выгодное или невыгодное ЭГП региона, есть ли природные ресурсы для развития экономики, посмотреть историю развития региона
| Рабочая тетрадь, дидактический материал, презентация PowerPoint. |
Объяснение нового материала. Цель учитель конкретизирует знания учащихся по новой теме. Учитель – В современном мире насчитывается более 200 государств. 54 из них расположены в регионе Африка. Африканские страны по размерам в большинстве своем крупнее европейских. Посмотрите в учебнике Визитную карточку стран: — Какое государство самое большое по площади? Судан. — Какая страна Африки самая большая по численности населения? (Нигерия) — Каковы страны Африки по форме территориального устройства? — Каковы страны по форме правления?
ЭГП (фронтальная работа) Давайте составим характеристику ЭГП по плану, запишем в карту урока. Выделим «+» и «-» ЭГП. Учитель зачитывает пункты плана Учитель – Какой вывод можно сделать об ЭГП региона? Выслушивая мнения учеников, учитель конкретизирует ответы: — В целом ЭГП выгодное: 1)Близость к Зар. Европе и Азии
2)Положение на пересечении главных морских транспортных путей из Европы в Азию и Америку (Суэцкий канал)
3) Приморское положение большинства стран континента. 4) Близость к рынкам сырья и сбыта продукции 5)Возможность торговли со странами мира через два океана и Средиземное море, развитие морского транспорта Но есть недостатки: 1) страны центральной части не имеют выхода к морю, удалены от центров экономической мощи, 2) границы государств не сформированы, часто возникают территориальные споры. Дополнительная информация: Для содействия укреплению сотрудничества африканских стран в 1963 г. была создана ОАЕ – Организация африканского единства. Штаб — квартира ОАЕ находилась в Аддис –Абебе. В 2002 г. ОАЕ преобразована в Африканский союз. Чего больше «+» или «-» ЭГП? Какой сделаем вывод?
Учитель Мы выяснили достоинства и недостатки ЭГП региона. Следующая наша задача изучить природно-ресурсный потенциал региона. Природно-ресурсный потенциал
Вспомните, какие группы ресурсов важны для развития экономики? -минеральные -земельные -агроклиматические -лесные -водные Выясним, какие есть вАфрике. Учитель Рассказывает о минеральных ресурсах – дополнительная информация (слайд): Африка исключительно богата полезными ископаемыми. Среди других континентов она занимает первое место по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, кобальта, алмазов, фосфоритов. В Африке выделяют 7 основных горнодобывающих районов: 1. Алжиро-Ливийский; 2. Атласский; 3. Египетский; 4. Западно-Гвинейский; 5. Восточно-Гвинейский; 6. Медный пояс; 7. Южно-Африканский. А теперь соотнесите политическую и экономическую карту и выделите три группы стран с разными запасами минеральных ресурсов. Работу выполним в парах. Проверим. Названную страну отметьте магнитом на карте. Сделаем вывод об обеспеченности минеральными ресурсами и запишем в таблицу своей карты урока. Учитель организует работу в группах. Какие еще виды ресурсов остались в таблице? Разделимся на три группы: 1 ряд – земельные 2 ряд – агроклиматические 3 ряд – лесные Выясните особенности этих ресурсов, данные занесите в таблицу. Можно воспользоваться картой и текстом учебника. Вам на работу 3 минуты. Учитель Проверим. Какой можно сделать вывод об обеспеченности Африки различными ресурсами необходимыми для развития экономики? Физкультминутка. Учитель Мы выяснили обеспеченность природными ресурсами региона. Но ведь главное богатство любого региона – люди. Африка занимает второе место в мире по численности населения после Азии. Давайте выполним следующую задачу; изучим население региона (работа в группах) Выполните задания, воспользовавшись текстом и картами 1ряд Особенности воспроизводства населения. 2 ряд Структура населения 3 ряд Размещение населения Вам на работу 3 минуты. Подведем итог: О чем свидетельствуют данные о населении Африки? Каков уровень экономического развития стран Африки?
Учитель Мы выяснили особенности населения региона. Следующая наша задача изучить историю региона. Прочитайте текст об истории Африки и напишите самостоятельно ответы на вопросы к тексту. Проверим. Зачитаем ответы по цепочке. Какой вывод можно сделать? Какая главная причина отсталости региона? |
Ученики систематизируют свои знания с помощью дидактического материала, карт, текста учебника
Ученики отвечают на вопросы, используя учебник
Ученики заполняют таблицу «+» и «-» ЭГП Африки и делают вывод.
Ученики работают в парах, заполняют таблицу
Ученики работают в группах, заполняют таблицу
Ученики делают вывод: Африка богата различными ресурсами необходимыми для развития экономики.
Ученики читают текст учебника, изучают карты, выполняют задания
Ученики работают с дополнительным текстом и отвечают письменно на вопросы | Географические карты атласа. Дидактический материал, презентация. |
Закрепление учебного материала Учитель подводит учащихся к выводам урока. Закрепление пройденного на уроке материала. Какая цель стояла перед нами в начале урока? Достигли мы намеченной цели? Какую проблему мы решали на уроке? Какими путями мы ее решали? Какой материал изучили? Попробуйте самостоятельно сформулировать решение проблемы? (на карте урока есть клише)
|
Ученики отвечают на вопросы
| Дидактический материал, презентация.
|
Задание на дом Учитель объясняет домашнее задание: Назовите страны Африки, которые вы бы хотели посетить. Отметьте их на карте магнитом. Чтобы посетить страну, надо о ней знать.
Домашним заданием для Вас будет 1. Собрать за 2 недели материал о выбранной стране. Отчет в виде презентации или реферата. 2. на выбор (на карте урока):
3. § 23
| На данном этапе ученики отрабатывают регулятивные УУД – самоконтроль. | Дидактический материал, презентация.
|