Конспект урока по географии «Африка» 11 класс



Конспект урока.

Цель:

Образовательные сформировать знания о политической карте, экономико-географическом положении, природно-ресурсном потенциале и особенностях населения африканского региона;

Развивающая: способствовать развитию интереса у обучающихся к изучению данной темы через самостоятельную учебную деятельность;

Воспитательная: формировать у обучающихся собственные суждения по отношению к негативным социальным явлениям на основе выявленных проблем населения региона.

Оборудование: политическая карта мира, географические атласы.




Содержание

Компетенции учащихся

Использование различных источников и средств обучения (ИКТ и др.)

Организационный момент

Учитель – (ставит цели, которые должны быть достигнуты на уроке, определяет методы организации работы на уроке, настраивает учащихся на учебную деятельность)


Учитель – В первом полугодии мы с вами изучили два региона мира. Вспомните, какие?




Попробуйте догадаться, с каким регионом нам предстоит знакомство сегодня.





Учитель объявляет тему урока:

«Общая характеристика Африки»

Запишите тему урока в технологической карте

Учитель — Какова же тогда цель нашего урока?


Регулятивные УУД учеников, например, оценка (ученики выделяют и осознают то, что уже усвоено на предыдущих уроках и осознают, что надо еще усвоить).

Ученики называют регионы: Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, затем просматривая ролик, делают вывод, что это регион Африка

Ученики записывают тему урока

Ученики формулируют цель урока:

получить представление о регионе Африка, знать характеристику Африки

видеоролик об Африке, политическая карта мира

Опрос учащихся

Проводится в форме фронтального опроса.

Цель данного этапа вспомнить материал об Африке, изученный в 7 классе.

Учитель

Давайте вспомним, что мы знаем об Африке. Учитель читает задания со слайда презентации «Вставь пропущенные слова!»

Вспомните 10 центров мирового хозяйства. Есть ли такой центр в Африке?

Итак в Африке все страны (кроме ЮАР) развивающиеся. Нет ни одного центра мирового хозяйства. Сравните уровень экономического развития региона с другими регионами. Какой напрашивается вывод?

Моделирование проблемной ситуации.


Учитель: Мы пришли к выводу, что Африка, самый отсталый регион.

Почему Африка и по сей день является самым отсталым регионом мира? Попробуем найти причины отставания.

Учитель

— Чтобы решить эту проблему, необходимо вспомнить, что предопределяет уровень развития экономики любого региона?

То есть, что мы должны выяснить о регионе Африка?

Какие задачи будем решать?


Учитель корректирует высказывания учеников и вывешивает план изучения материала:

  1. ЭГП

  2. Природно-ресурсный потенциал

  3. Население

  4. История региона.

Каковы тогда задачи урока?

На этом этапе урока ученики проявляют познавательные УУД – формулирование познавательной информации, выдвижение гипотез и их обоснование.


Ученики

отвечают на вопросы учителя, выполняя задание «Вставь пропущенные слова!»













Ученики формулируют задачи урока

– выяснить выгодное или невыгодное ЭГП региона, есть ли природные ресурсы для развития экономики, посмотреть историю развития региона


Рабочая тетрадь, дидактический материал, презентация PowerPoint.

Объяснение нового материала.

Цель учитель конкретизирует знания учащихся по новой теме.

Учитель

– В современном мире насчитывается более 200 государств. 54 из них расположены в регионе Африка. Африканские страны по размерам в большинстве своем крупнее европейских. Посмотрите в учебнике Визитную карточку стран:

— Какое государство самое большое по площади? Судан.

— Какая страна Африки самая большая по численности населения? (Нигерия)

— Каковы страны Африки по форме территориального устройства?

— Каковы страны по форме правления?



ЭГП (фронтальная работа)

Давайте составим характеристику ЭГП по плану, запишем в карту урока. Выделим «+» и «-» ЭГП.

Учитель зачитывает пункты плана

Учитель – Какой вывод можно сделать об ЭГП региона? Выслушивая мнения учеников, учитель конкретизирует ответы:

— В целом ЭГП выгодное:

1)Близость к Зар. Европе и Азии

2)Положение на пересечении главных морских транспортных путей из Европы в Азию и Америку (Суэцкий канал)


3) Приморское положение большинства стран континента.

4) Близость к рынкам сырья и сбыта продукции

5)Возможность торговли со странами мира через два океана и Средиземное море, развитие морского транспорта

Но есть недостатки: 1) страны центральной части не имеют выхода к морю, удалены от центров экономической мощи,

2) границы государств не сформированы, часто возникают территориальные споры.

Дополнительная информация:

Для содействия укреплению сотрудничества африканских стран в 1963 г. была создана ОАЕ – Организация африканского единства. Штаб — квартира ОАЕ находилась в Аддис –Абебе. В 2002 г. ОАЕ преобразована в Африканский союз.

Чего больше «+» или «-» ЭГП? Какой сделаем вывод?


Учитель

Мы выяснили достоинства и недостатки ЭГП региона.

Следующая наша задача изучить природно-ресурсный потенциал региона.

Природно-ресурсный потенциал

Вспомните, какие группы ресурсов важны для развития экономики?

-минеральные

-земельные

-агроклиматические

-лесные

-водные

Выясним, какие есть вАфрике.

Учитель

Рассказывает о минеральных ресурсах – дополнительная информация (слайд):

Африка исключительно богата полезными ископаемыми. Среди других континентов она занимает первое место по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, кобальта, алмазов, фосфоритов.

В Африке выделяют 7 основных горнодобывающих районов:

1. Алжиро-Ливийский;

2. Атласский;

3. Египетский;

4. Западно-Гвинейский;

5. Восточно-Гвинейский;

6. Медный пояс;

7. Южно-Африканский.

А теперь соотнесите политическую и экономическую карту и выделите три группы стран с разными запасами минеральных ресурсов. Работу выполним в парах.

Проверим. Названную страну отметьте магнитом на карте.

Сделаем вывод об обеспеченности минеральными ресурсами и запишем в таблицу своей карты урока.

Учитель

организует работу в группах.

Какие еще виды ресурсов остались в таблице?

Разделимся на три группы:

1 ряд – земельные

2 ряд – агроклиматические

3 ряд – лесные

Выясните особенности этих ресурсов, данные занесите в таблицу. Можно воспользоваться картой и текстом учебника. Вам на работу 3 минуты.

Учитель

Проверим.

Какой можно сделать вывод об обеспеченности Африки различными ресурсами необходимыми для развития экономики?

Физкультминутка.

Учитель

Мы выяснили обеспеченность природными ресурсами региона.

Но ведь главное богатство любого региона – люди. Африка занимает второе место в мире по численности населения после Азии. Давайте выполним следующую задачу; изучим население региона (работа в группах)

Выполните задания, воспользовавшись текстом и картами

1ряд Особенности воспроизводства населения.

2 ряд Структура населения

3 ряд Размещение населения

Вам на работу 3 минуты.

Подведем итог: О чем свидетельствуют данные о населении Африки?

Каков уровень экономического развития стран Африки?


Учитель

Мы выяснили особенности населения региона.

Следующая наша задача изучить историю региона. Прочитайте текст об истории Африки и напишите самостоятельно ответы на вопросы к тексту.

Проверим. Зачитаем ответы по цепочке. Какой вывод можно сделать?

Какая главная причина отсталости региона?


Ученики систематизируют свои знания с помощью дидактического материала, карт, текста учебника









Ученики

отвечают на вопросы, используя учебник







Ученики

заполняют таблицу

«+» и «-» ЭГП Африки и

делают вывод.



































































Ученики

работают в парах,

заполняют таблицу












Ученики

работают в группах,

заполняют таблицу


Ученики

делают вывод:

Африка богата различными ресурсами необходимыми для развития экономики.


Ученики

читают текст учебника, изучают карты, выполняют задания






















Ученики

работают с дополнительным текстом и отвечают письменно на вопросы

Географические карты атласа.

Дидактический материал, презентация.

Закрепление учебного материала

Учитель подводит учащихся к выводам урока.

Закрепление пройденного на уроке материала.

Какая цель стояла перед нами в начале урока?

Достигли мы намеченной цели?

Какую проблему мы решали на уроке?

Какими путями мы ее решали? Какой материал изучили?

Попробуйте самостоятельно сформулировать решение проблемы? (на карте урока есть клише)





Ученики

отвечают на вопросы




Дидактический материал, презентация.


Задание на дом

Учитель объясняет домашнее задание:

Назовите страны Африки, которые вы бы хотели посетить. Отметьте их на карте магнитом. Чтобы посетить страну, надо о ней знать.


Домашним заданием для Вас будет

1. Собрать за 2 недели материал о выбранной стране. Отчет в виде презентации или реферата.

2. на выбор (на карте урока):

  • Рассказ-размышление: «Почему, несмотря на выгоды экономико-географического положения, богатство природными ресурсами, большую численность населения, Африка остаётся наиболее отсталым регионом мира?»

  • или Кроссворд по теме урока.

3. § 23



На данном этапе ученики отрабатывают регулятивные УУД – самоконтроль.

Дидактический материал, презентация.




























Свежие документы:  Конспект урока на тему «Относительность движения. Первый закон Ньютона»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: