Тема: Африка
Цель урока: обобщить знания учащихся о природе и населении Африки и оценить знания и умения учащихся.
Задачи:
Образовательные:
*закрепить знания учащимися характерных черт природы материка;
*закрепить умение учащихся определять географическое положение материка по карте;
*проверить знание учащимися географической номенклатуры, основных закономерностей.
Коррекционно-развивающие:
*развивать у учащихся способности к творческой работе, интерес к учебе, способность к конкуренции;
*развивать познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Воспитательные:
*воспитывать уважение и толерантность к чужим обычаям и культуре.
Форма учебного процесса: классный урок.
Тип урока: обобщения и контроля знаний.
Вид урока: урок игра – путешествие.
Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, активного и проблемного обучения, дифференцированного обучения.
Оборудование: физическая карта Африки, маршрутные листы, специальное оформление (изображение лестницы), карточки с изображением растений и животных, ноутбук, интерактивная доска, конверт.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие.
Ученик: Чтобы знали мы друг друга,
есть прекрасная наука,
географией зовется
испокон веков она.
Полюби ее, играя,
на вопросы отвечая
и все больше узнавая
от рассвета до темна.
Сообщение темы, цели урока, мотивация учащихся.
Учитель: ( показ слайдов )
На Земле всего их шесть,
Так легко все перечесть:
Две Америки на карте,
К ним когда-то плыл Колумб.
К югу – «белый материк»
Вокруг полюса лежит.
Самый малый материк
Джеймсом Куком был открыт
Ближе к северу лежит
Нам известный материк
Материк Евразия – это мы и Азия
А по Африке мы с вами
Не один урок шагали.
Побывали в разных странах,
там узнали мы немало.
И теперь вам предлагаю
Повторить все то, что знаем.
Учитель: Ребята, какая будет тема нашего урока?
Ученики: (ответы учащихся).
Учитель: А для этого мы с вами совершим восхождение на вершину географических знаний по лестнице знаток Африки.
— Итак, в путь! Желаю удачи! У каждого из вас на столе лежит конверт, на котором изображено кофейное дерево. По пути к вершине я вам буду давать кофейные зерна – показатель вашей активности. А вы эти зерна будете складывать в конверт. А в конце урока мы посмотрим, у кого зерен будет больше всех.
— Ребята, как вы думаете, почему я выбрала кофейные зерна?
Ученики: (ответы учащихся).
Учитель: Чтобы достичь цели, т.е. добраться по лестнице до вершины географических знаний, мы должны преодолеть 5 этапов:
Открытия.
Где я нахожусь?
Узнай меня.
Путаница.
Мы такие разные.
II. Актуализация знаний, умений, навыков учащихся.
Учитель: Ребята, прежде чем мы начнем проходить этапы я прошу посмотреть внимательно задания, написанные в маршрутных листах и в зависимости от уверенности в своих знаниях по изученным ранее темам, сделать свой выбор.
Если вы считаете, что можете выполнить более сложные задания, то поднимите красный кружок, если более легкие, то синий квадрат. Фигуры не опускайте, т.к. я должна вас отметить и пригласить к доске первых участников. Все остальные также должны выполнять задания на своих рабочих местах. Напоминаю, эти задания находятся в маршрутных листах.
Учитель: « В 7Б класс школы №… на урок географии пришло письмо с просьбой определить что такое, кто такой.
Задание для учащихся, которые выбрали синий квадрат.
Запишите понятия в соответствующие столбцы: Атлас, Цеце, Килиманджаро, Самум, Конго, Вельвичия, Виктория, Бедуины, Финик, Пигмеи, Вади…
Климат | Воды | Природа | Население | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание для учащихся, которые выбрали красный круг.
Запишите в соответствующие столбцы и дайте объяснение каждому понятию: Атлас, Цеце, Килиманджаро, Самум, Конго, Вельвичия, Виктория, Бедуины, Финик, Пигмеи, Вади…
Климат | Воды | Природа | Население | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(проверка выполненных заданий, за выполнение задания «Синий квадрат» — 1 зерно, «Красный круг» — 2 зерна).
Учитель: — Ребята, посмотрите на «верхушку» таблицы и последовательность расположения колонок. Какие еще можно добавить и почему? (ответы учащихся).
Учитель: — Мы приблизились к первой ступеньки нашей лестницы. А теперь, вперед к вершине географических знаний по Африке!
Прохождение каждого этапа я буду отмечать звездочкой.
III. Обобщение и систематизация понятий.
Этап – «Открытия».
Учитель: — Первый этап называется «Открытия». Для того чтобы узнать, насколько хорошо вы знаете историю освоения Африки, я предлагаю выполнить следующее задание.
Задание: Задание для учащихся, которые выбрали синий квадрат.
Установите соответствие между именем исследователя, направлением его работы в Африке.
Бартоломеу А) открыл морской путь в
Диаш (1450 – 1500) Индию.
Васко да Гама Б) провел гидрологические
(1469 – 1524) и метеорологические наблюдения.
В.В. Юнкер В) первый описал западное
(1840 -1892) побережье Африки.
Давид Ливингстон Г) исследовал реки Замбези
(1813 – 1873) Конго, открыл водопад
Виктория.
Задание для учащихся, которые выбрали красный круг.
Установите соответствие между именем исследователя, направлением его работы в Африке и районом, который он изучал.
Д. Ливингстон А) Центральная и Восточная Африка
В. Юнкер Б) Центральная и Южная
Африка
Н. Вавилов В) северо-восточная часть материка
а) собрал образцы культурных растений, определил родину
пшеницы
б) открыл водопад, исследовал реки и озера внутренней части
Африки
в) провел топографическую съемку территории, гидрологические и метеорологические наблюдения.
Для тех, кто плохо справился с заданием или хочет получить дополнительные зерна кофе, я предлагаю вам разгадать кроссворд. (показ слайда).
Один из русских ученых, который первым начал изучать «черный континент».
Процесс незаконного вывоза коренного населения Африки.
Одно из крупнейших озер Африки, описанное англо-американской экспедицией.
Русский ученый, установивший, что Эфиопия является родиной ценных сортов пшеницы.
Английский исследователь, пересекший Южную Африку.
Первая страна, начавшая вывоз рабов с континента.
Открытие морского пути в эту страну позволило изучить побережье Африки.
Один из красивейших водопадов мира, названный в честь королевы Англии.
Вопрос на эрудицию (1 дополнительное зерно): Предок, какого знаменитого русского поэта был коренным жителем Африки? (А.С. Пушкин).
Учитель: — Итак, первый этап позади. Отметим звездочкой.
2 Этап «Где я нахожусь?»
Учитель: — А теперь перейдем ко второму этапу. На этом этапе нашего путешествия нам необходимо проверить, хорошо ли вы знаете географическое положение материка. Задания перед вами на столах. Отвечать по очереди, за каждый правильный, полный ответ 1 зерно кофе.
Учитель: На этот раз мы начнем с ребят, которые подняли красный круг, а остальные выполняют задания письменно на маршрутных листах.
Задание для учащихся, которые выбрали красный круг.
Положение относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана;
Крайние точки материка;
Океаны и моря, омывающие материк;
Как Африка расположена относительно других материков;
Климатические пояса, в которых расположен материк.
Задание для учащихся, которые выбрали синий квадрат.
Задание: вставьте пропущенные слова.
Африку почти посередине пересекает ………………… и поэтому она находится в ………………….. полушариях.
Африку нулевой меридиан …………………… и она расположена в …………………… и ………………… полушариях.
В Африке тепло, потому что она лежит между двумя …………
Материк расположен в …. климатических поясах ………………., …………………, ……………………,……………….. .
Африку омывает Индийский океан с востока и …………………… с запада.
Африка удалена от всех материков, кроме ………………………….. .
( По очереди работают у доски и на своих местах.)
Учитель: — Друзья, вы справились с заданием, давайте отметим звездочкой пройденный этап.
3 Этап «Узнай меня»
Учитель: — Ребята, ваша задача определить тип климата по описанию. У вас две минуты на размышление. (Пока идет время на размышление, играет песенка «Чунга – чанга»). Время вышло. Отвечаем по очереди, за каждый правильный ответ из категории сложных получаете по два зерна кофе, а за легкие вопросы по одному зерну.
Задание для учащихся, которые выбрали красный круг.
Задание: определите по описанию тип климата.
Прогремел первый гром над приумолкшим перед грозой лесом, так оглушительно, что от страха затряслись поджилки. Хлынул такой ливень, что мелькнула мысль о конце света. Приходило только удивляться, как стойко держится пигмейская хижина, построенная расчетливыми строителями из листвы, травы и веток.
Влажный воздух поступает с Атлантического океана или переносится южными ветрами, которые, пересекают экватор, чуть отклоняются к северо-востоку. Оживает желто-коричневая земля, орошенная дождями. Она имеет много ликов: от пустошей, до пышно цветущих парков.
Из-за сильного нагрева почвы в околоземном слое атмосферы образуются разграниченные слои воздуха, на стыке которых лучи света преломляются. Это приводит к возникновению миражей. Дуют горячие сухие ветры.
С приходом УВМ начинают выпадать осадки в жидком виде, редко — в твердом. Летом на всей территории устанавливается изнуряющая жара с небольшим количеством осадков.
Здесь происходит смена воздушных масс по сезонам года. Атмосферные осадки выпадают в течение одного сезона. Осадков выпадает до 1000 мм. в год.
Задание для учащихся, которые выбрали синий квадрат.
Задание: определите по описанию тип климата.
Климат этого пояса отличается постоянством. Тип облаков – кучевые. Включает часть бассейна реки Конго и побережье Гвинейского залива.
Наиболее сухой в Северной Африке. Очень большие колебания суточных температур. Летом часто дует ветер самум.
Выделяют два сезона – сухая зима и влажное лето. Дождливое лето начинается внезапно, саванна заливается огромными потоками воды.
Температура воздуха высокая в течение всего года, почти не меняется по сезонам. Суточные амплитуды температур значительны. Атмосферных осадков выпадает очень мало.
Умеренные воздушные массы оказывают воздействие на формирование этого типа климата зимой. Лето жаркое, осадков мало.
Учитель: — Итак, третий этап позади, и я могу смело прикрепить звездочку.
— Но прежде чем, мы перейдем к 4 этапу, я предлагаю немного отдохнуть.
Физ.минутка: «Гимнастика для глаз»
Задание № 1
Закройте сильно, сильно глаза.
Откройте, еще раз закройте, откройте.
А теперь внимательно посмотрите на карту Африки.
Давайте, проведем по контуру материка вдоль береговой линии глазами, при этом головой не вращать.
Теперь подняли глазки к северной крайней точке.
Задание № 2
У вас у каждого на столе лежит фрагмент (пазл) от территории Африки. Ваша задача всем вместе собрать материк. (Собирают на свободном столе).
Учитель: — Мы немного отдохнули, впереди нас ждет четвертый этап.
4 Этап «Путаница»
Учитель: — Этот этап пройдем парами. У вас на столах фотографии с изображением животных из разных природных зон. Ваша задача, определить и расположить их на карте с помощью магнитов в тех природных зонах, в которых они живут.
5 Этап «Мы все такие разные».
Учитель: Африка – прародина человека. Современное население Африки относится к трем основным расам.
Каким?
Ученик: (ответы детей)
На этом этапе нашего путешествия мы обратимся к тестовому заданию, которые вы выполните парами. (показ слайда).
| а) масаи | в) берберы |
| б) тутси | г) нилоты |
2) Алжир относится к … Африке. | ||
| а) Северной | в) Западной и Центральной |
| б) Южной | г) Восточной |
3) Какая африканская страна считается родиной кофе? | ||
| а) Алжир | в) Тунис |
| б) Египет | г) Эфиопия |
4) Численность населения Африки составляет: | ||
| а) 960 млн. чел. | в) 500 млн. чел. |
| б) 1 млрд. чел. | г) 1,5 млрд. чел. |
.
(проверка выполненных заданий, раздать последние зерна кофе)
Учитель: — Вот и все!
(прикрепить последнюю звездочку)
— Мы достигли вершины географических знаний по Африке. Подведем итоги нашего путешествия. Ребята, посчитайте свои собранные за урок зерна. А теперь обменяем их на оценки: зерна пять; зерна четыре; зерна три.
(выставление оценок за урок)
IV. Рефлексивный компонент
Ребята, кому понравился урок, поднимите красные карточки, кто был равнодушен к изучаемому материалу – поднимите жёлтые карточки, кому было не интересно – синие карточки.
V. Итог урока
Учитель: Итак, мы с вами завершили изучение первого из шести материков. Давайте подведем итог. Пройдут годы, но я надеюсь, что вы навсегда запомните наше путешествие по уникальной Африке. Чем же она так уникальна?
(Учащиеся называют рекорды материка)