Тема урока: Атмосферные вихри
Цели урока:
Дать понятия: атмосферные фронты, циклоны и антициклоны и их влияние на погоду. Синоптическая карта.
Уметь определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов.
совершенствование умений работать с разными источниками информации – текстом учебника, картосхемами
Оборудование: таблицы, учебник, презентация (см. приложение 3). [ 4] , [ 7], стенная синоптическая карта видеофрагменты: тёплый фронт, холодный фронт.
Ключевые слова: климат, циклон, антициклон, атмосферный фронт, холодный фронт, тёплый фронт.
Ход урока
I . Актуализация знаний (Приложение 3, слайд 1)/
II . Повторение:
Климат (Приложение 3, слайд 2);
климатообразующие факторы (Приложение 3, слайд 3);
какие мы уже рассмотрели?
III . Новый материал
Понятие “атмосферный фронт”
По географическому положению: страница учебника 60: арктический фронт отделяет арктический воздух от умеренной воздушной массы
Полярный фронт – полоса столкновения умеренного воздуха с тропическим воздухом
Где располагается полярный фронт зимой? (южнее границ России) [2, 60]
Ширина фронтов достигает нескольких десятков километров. На фронтах всегда происходит смена температуры, облачности, давления воздуха – смена погоды.
Приложение 3, слайд 4.
Холодный фронт (Приложение 5, видеофрагмент) | |
|
Помнишь: мы не ждали ни дождя, ни грома, А.Майков Внезапно небо прорвалось Н.Рубцов [3, 30-31] |
Циклоны и антициклоны (Приложение 3, слайд 5)
Заполнение таблицы в процессе беседы (учебник страница 62, 63) [ 2, 6 2 -6 3 ]
На каждом столе таблица (см. приложение 1) (Приложение 3, слайд 6)
Готовая таблица: (Приложение 3, слайд 7)
Циклон | Антициклон | |
Что это? | Атмосферные вихри, переносят воздушные массы | |
Как показаны на картах? | Концентрические изобары | |
Атмосферное давление | Вихрь с низким давлением в центре | Высокое давление в центре |
Движение воздуха | От периферии к центру | от центра к окраинам |
Явления | Охлаждение воздуха, конденсация, образование облаков, выпадение осадков. | Прогревание и иссушение воздуха |
Размеры | 2-3 тыс. км в поперечнике | |
Скорость перемещения | 30-40 км/ч, подвижны | Малоподвижны |
Направление движения | С запада на восток |
|
Место рождения | Северная Атлантика, Баренцево море. Охотское море | Зимой –Сибирский антициклон |
Погода | Пасмурная погода с осадками | Малооблачная погода, летом –теплая, зимой –морозная |
[6, 79]
Циклон
В атмосфере снизилось давленье,
Воздух переходит в наступленье.
Сильный ветер, в тучах небосклон,
Значит, надвигается циклон.
Пробежит со скоростью большой,
Летом — дождь, и снегопад — зимой.
Осень! Летит по дорогам
Осени стужа и стон!
Каркает около стога
Стая озябших ворон.
Скользкой неровной тропою
В зарослях пасмурных ив
Лошадь идёт с водопоя,
Голову вниз опустив.
Мелкий, дремотный, без меры,
Дождик знобящий и серый
Всё моросит, моросит…
Н.Рубцов
[3, 31-32]
Циклоны обычно приходят не в одиночку, а сериями.
Какое это имеет значение для формирования погоды в областях, над которыми проходят циклоны? (на стенной синоптической карте учитель показывает пути прохождения циклонов)
Почему именно эти области характеризуются образованием фронтов и циклонической деятельностью? (большая разница в распределении атмосферного давления и свойствах воздушных масс).
Почему по мере движения от западных окраин страны к востоку циклоны постепенно затухают? (трансформация воздушных масс, постепенная ликвидация различий их свойств, в результате чего воздушные фронты исчезают)
Антициклон
Если господствует антициклон,
Порядки свои установит он:
Давленье высокое, воздух сухой,
Ветер ослабнет. Тишь и покой.
Зимою при солнце крепчает мороз.
Летом “на ясно” укажет прогноз.
Мороз и солнце; день чудесный!
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А.С.Пушкин
Полдневный час. Жара гнетет дыханье;
Глядишь, прищурясь – блеск глаза слезит,
И над землёю воздух в колебаньи,
Мигает быстро, будто бы кипит
И тени нет. Повсюду искры, блёстки,
eТрава слегла, до корня прожжена
К. Случевский
[3, 31-32]
IV. Закрепление: приложение 3, слайд 8, 9.
V. Практическая работа (смотреть приложение 2)
Погоду 30 января 1994 года разбирают вместе с учителем, а 30 января 1998 года, 30 января 2001 года, 30 января 2002 года самостоятельно (Приложение 3, слайд 10, 11).
VI . Домашнее задание: §14, рабочая тетр. п.14
Учитель ставит вопрос:
“Зачем я задаю учащимся это задание?”
(Закрепить изученный материал, развитие монологической речи.)
VII. Рефлексия: учащиеся анализируют свою работу на занятии, прослушав притчу.
“Шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовлетворением: «А я принимал участие в строительстве храма!»”
А что же на занятии сделали вы?
Кто работал как первый в притче человек? (Красная карточка);
Кто работал добросовестно? (Зеленая карточка)
Кто принимал участие в строительстве храма? (Синяя карточка)