Тема урока: Австралия. Природа и исследование.
Цель урока: обеспечить восприятие нового материала по теме: «Географическое положение и история исследования Австралии».
Задачи:
образовательная: познакомить учащихся с материком Австралия, продолжить формировать умения характеризовать физико-географическое положение по плану, организовать деятельность школьников по самостоятельному изучению, первоначальному закреплению материала;
развивающая: продолжить формирование умений работать с разными источниками географических знаний: картой, учебником, дополнительным материалом, развивать познавательные интересы учащихся, внимание; стимулировать желание расширять свой кругозор; содействовать формированию и развитию коммуникативной компетентности школьников, продолжить формирование выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, делать выводы;
воспитательная: воспитывать любовь к природе, воспитывать честность, умение объективно оценивать свои знания и знания своих товарищей, чувство коллективизма, деликатность, умение отстоять свою точку зрения и выслушать мнения других.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, физическая карта Австралии, атласы.
Ход урока
Орг момент. 5 минут
Здравствуйте, ребята!
Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда – внимание ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе проведем урок!
Актуализация знаний. 4минут.
Я вручаю Вам билеты на самолет. Сегодня мы совершим путешествие в один из красивейших уголков мира. А куда именно, вы сейчас угадаете сами.
(видеоролик про Австралию).
Как вы думаете, куда мы полетим? Правильно, мы полетим в Австралию.
Откройте тетради, запишите число и тему урока. Приготовьте атласы на странице 17.
Изучение новой темы.10 минут
Как только не называли этот материк – «страна кенгуру», «пятый континент», «музей живых ископаемых».
Для того, чтобы познакомиться с Австралией, мы поработаем в парах. Вам даны задания на карточках, вы исследователи. Для каждой пары свое задание. Кто готов, выступит перед классом. Даю вам 5 минут на подготовку и пять минут на защиту..
(задания:
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.
Берега Австралии __________________ изрезаны. Больше изрезана береговая линия ____________________ побережья. Австралию омывают воды _________________________ и __________________________________ океанов. Температурные условия способствуют росту ______________________. Вдоль северо- восточной береговой линии тянется на протяжении ____ километров _________________
______________________________________________________.
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ №1
Австралия была открыта _____________________________________ позже других материков. Эту землю открыли _____________________________________. Большое значение имела экспедиция голландского мореплавателя ________________________________________). Он открыл остров _________________ в ___________ году.
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ №2
Восточное побережье Австралии было открыто английским мореплавателем __________
_________________. Английское правительство сначала ссылало в Австралию преступников, в следствие чего на _______________________________ материка возник город _____________________.
РЕЛЬЕФ №1
В основании Австралии лежит ____________________________ платформа. На востоке материка находятся сильно разрушенные, невысокие горы древней складчатости _______
___________________________________________. Вершины гор, как правило, имеют _____
________________________ форму. К западу поверхность Австралии понижается и переходит в __________________________________ низменность.
РЕЛЬЕФ №2
__________________________ часть материка приподнята. Здесь находится обширное плоскогорье высотой ___________________ метров. Австралия – единственный материк, где нет _________________________________________________ и ___________________
______________________________________. В процессе развития материк неоднократно испытывал поднятия, опускания, разломы и образовались острова _____________________
и _________________________.
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.
Австралия богата всеми основными _______________________________________________, необходимыми для развития ____________________________________ и _______________
______________________________: _______________________________________________
Залежи которого встречаются в основном на _______________________________________
Материка. Есть там и ___________________ и ______________________________________.
ФИЗМИНУТКА: давайте отдохнем. 1 минута
Приветствуем друг друга как жители разных стран.
Россия: пожимают друг другу руки.
Италия: горячо обнимаются.
Бразилия: хлопают друг другу по плечу.
Зимбабве: трутся спинами.
Македония: здороваются локтями.
Никарагуа: касаются плечами.
Мы с вами познакомились с Австралией. И теперь можем отметить географические объекты на контурную карту. 3 МИНУТ. Найдите и отметьте на контурной карте крайние точки материка.
На севере- мыс Йорк, на востоке – мыс Байрон, на юге – Саут-ист –поинт, на западе – мыс Стип-пойнт.
Следующее задание: выберите верные утверждения про Австралию, используя учебники и атласы.. 2 минуты
-Австралия — самый маленький материк Земли.
-Материк полностью расположен в южном полушарии.
-Австралия – материк реликтовых растений и животных.
-Здесь нет действующих вулканов.
-Самый засушливый материк.
-Около половины занимают пустыни.
-Весь материк занимает одно государство.
Итог: все верны.
А теперь послушайте стихотворение. Прочитает нам стихотворение Алия.
6 минут (презентация)
Вы в Австралии бывали?
Вы Австралию видали?
Неужели никогда
Вы Не ездили туда?
А со мною – так случилось –
Мне Австралия приснилась
Вы послушайте сейчас
мой короткий сон-рассказ.
«Я летел на вертолете, а
быть может, самолете.
Вдруг увидел из окна:
Подо мной лежит страна.
С парашютом я спустился
И на суше очутился.
Осмотрелся: ни души,
Все дороги хороши.
Чтобы не замерзнуть вдруг,
Я отправился на юг.
Только странно: чем южней –
Холодней и холодней.
Я увидел дивный лес: там деревья до небес.
И бутылки там растут,
И лианы там и тут.
Очень странная страна-
любит пошутить она:
эти звери, погляди,
носят сумку впереди.
Ну а этот ради шутки,
нос свой одолжил у утки.
Мишка здешний, как бандит – он
на дереве сидит.
Ну, а это кто такой
появился предо мной?
Это местный житель,
Страны сей долгожитель?
От него же я узнал, что в Австралию попал.
Что ее Тасман открыл, как открытье закрепил
Австралия – богатая страна.
Имеет уголь, нефть и золото она.
Имеет развитое производство:
Большое место занимает овцеводство.
Австралия – страна наоборот:
Река Муррей с притоком Дарлинг там течет…
Я мог бы еще что-нибудь узнать,
Но тут будильник зазвонил:
« Пора вставать!»
Закрепление.
Чтобы запомнить, что мы сегодня узнали, каждая пара соберет пазл.
Кто первым соберет, пусть назовет, что получилось.
Молодцы, ребята вы очень хорошо поработали.
И я вам хочу подарить
Памятка отправляющемуся в Австралию.
Дорогой турист! Ты отправляешься в Австралию, позволь тебя осведомить и проинструктировать:
Австралия – самый маленький материк Земли.
Австралия – самый удаленный ото всех других материков
Австралия – самый сухой материк Земли, но если едешь в Восточную Австралию, то захвати плащ или зонт, так как там льют дожди. В западной и Центральной Австралии очень сухо. Австралия – единственный материк, где никогда не бывает землетрясений и нет ни одного действующего вулкана
В Австралии обильная растительность. В Северной Австралии растут интересные деревья — эвкалипты. Они несколько раз за время существования сбрасывают кору, их листья всегда повернуты ребром к солнцу и не дают тени, так что отправляясь в эвкалиптовый лес, не забудь солнечные очки и панаму. Растут там акации. Бутылочные деревья, папоротники и бамбук. Растительность западной и центральной частей материка очень бедна, так как они находятся в зоне пустынь и полупустынь
Животный мир Австралии разнообразен. В северной части обитают страус эму, кенгуру, вомбаты, ехидна, лирохвост, попугаи, коала- сумчатый медведь с очень ценным мехом. Он взят под охрану. Не удивляйся, если придется увидеть животных с «сумкой». Их много, но встретить их можно только в Австралии – это эндемики.
Рефлексия. Прикрепить отношение к уроку. Кто все понял – на красный круг, кто не все понял и надо поработать – синий круг, кто совсем ничего не понял – оранжевый круг.
Выставление оценок:
На 5-
На 4-
На 3-
Домашнее задание:
Отметить на контурной карте объекты:
|
Заливы и проливы:
Большой Австралийский залив
Карпентария
Бассов
Торресов
Горы и равнины
Большой Барьерный риф
Большой Водораздельный хребет
г. Косцюшко
Центральная низменность
Большая пустыня Виктория
Большая песчаная пустыня
Отметить на контурной карте объекты:
|
Заливы и проливы:
Большой Австралийский залив
Карпентария
Бассов
Торресов
Горы и равнины
Большой Барьерный риф
Большой Водораздельный хребет
г. Косцюшко
Центральная низменность
Большая пустыня Виктория
Большая песчаная пустыня