Конспект урока по Географии «Численность и воспроизводство населения мира» 10 класс

Логвиновская Виктория Александровна

Учитель географии

ОШ №13, г. Симферополь

Класс 10


Тема урока. Численность и воспроизводство населения мира.


Цель. Знакомство с численностью, воспроизводством населения и демографической политикой.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с новыми понятиями «воспроизводство населения», «типы воспроизводства населения», «демографический взрыв», «демографический кризис», «депопуляция», «демографическая политика», с численностью населения мира, ее динамикой;

  • учить характеризовать типы воспроизводства населения в разных странах мира

  • объяснять соотношение населения к регионам мира;

  • формировать практические умения работать с разными источниками знаний, анализировать их, делать выводы;

Развивающие:

  • развивать у учащихся творческое мышление;

  • развивать познавательный интерес, творческие способности, навыки самостоятельного приобретения знаний.

Воспитывающие:

  • воспитывать информационную культуру;

  • прививать интерес к предмету;

  • воспитывать умение работать в коллективе;



Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы:

  • словесный (объяснение нового материала, эвристическая беседа, фронтальная беседа),

  • практический (работа с картами атласа, учебником, дополнительным материалом),

  • исследовательский


Технологии обучения: проблемно-поисковые, обучение на основе «проблемных ситуаций»

Оборудование: учебник « География мира» 10-11 классы В.П. Максаковский, географический атлас для 10 класса, статистический материал

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка подготовленности класса к уроку.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.



Население… За этим простым, маловыразительным словом кроется судьба многих тысяч людей, которые жили тысячи лет назад, живут сегодня и будут жить в будущем. Ребята! Как вы думаете, какова тема нашего урока? Какую цель мы должны достичь на уроке?

с уточнением учителя учащиеся записывают тему урока в тетрадь, с правой стороны тетради в колонку записываются опорные понятия урока.)

  1. Изучение нового материала.

Ребята, как вы думаете, почему данную тему мы рассматриваем перед изучением темы «Мировое хозяйство»? (знания о численности населения, его составе, размещении, миграции необходимы любому государству. Эти сведения говорят о процессах, которые происходят в стране, говорят о количестве и качестве трудовых ресурсов. Именно люди делают любое государство сильным и могущественным).

Задание 1.

    1. Рассмотрите рисунок 7 и таблицу 2 на стр. 66 и сделайте вывод, что происходит с численностью населения мира.

    2. Какова численность населения на данный момент?

    3. По каким данным судят о количестве населения? Где родился 7млрд. житель планеты?

    4. Выскажите свою точку зрения о причинах роста населения

в современную эпоху.

    1. Используя «визитную карточку» стран мира назовите 10 крупнейших по населению стран мира в порядке убывания их показателей. Найдите и покажите их на карте.

(Ответы на задания ученики кратко записывают в тетради, также в тетрадь записывается первая десятка государств по численности населения)

Рост численности населения зависит от характера его воспроизводства.

Задание 2.

    1. Ребята, что вы понимаете под понятием «воспроизводство населения»?

    2. Какие причины обуславливают уровень рождаемости и смертности людей?

    3. Что такое «естественный прирост»? как его можно определить? (вводится «формула воспроизводства населения»)

(С уточнением учителя ответы на задания записываются в тетрадь учащихся)

Проблемный вопрос:

  1. Среди стран, которые имеют отрицательные показатели естественного прироста, Свазиленд (Африка), хотя известно, что на этом континенте очень высокая рождаемость. Чем вы объясните, что в Свазиленде происходит сокращение численности населения?



На сегодня в странах мира выделяют два типа воспроизводства населения.

(в тетради вычерчивается схема типов воспроизводства населения, по ходу рассказа учителя заполняется)

Типы воспроизводства населения.













Задание 3.

  1. Проанализируйте рисунок 10 стр. 67, запишите примеры государств, относящиеся к разным типам воспроизводства населения.

  2. Попытайтесь самостоятельно дать определение понятиям «демографический кризис», «демографический взрыв».

  3. Проанализируйте таблицы 12,13. Какие, по вашему мнению страны сегодня находятся на стадии демографического взрыва и для каких стран характерен демографический кризис. Определите уровень экономического развития стран. Установите связь между типами воспроизводства и уровнем развития.

Проблемные вопросы: (работа в группах)

  1. Сейчас наиболее низкие показатели смертности характерны не для наиболее развитых стран, а для некоторых среднеразвитых и развивающихся стран (ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн и т.д.) Чем вы объясните сложившуюся ситуацию, учитывая то, что уровень жизни, медицинское обслуживание значительно выше в развитых странах?

  2. В США доля пожилых и старых людей растет не такими быстрыми темпами, как в Западной Европе и Японии. Чем вы это объясните?

  3. За счет, какого типа воспроизводства населения будет расти численность населения и почему?



Уменьшение численности населения или его быстрый рост создают ряд проблем. Стараясь, избежать их обострения, власти многих стран осуществляют демографическую политику.

Задание

  1. Найти определение понятия «демографическая политика» в тексте учебника и кратко записать в тетрадь.

2. Заслушиваются опережающие сообщения учеников о демографической политике стран с разным типом воспроизводства

Проблемный вопрос:

1.Как вы считаете, какие из перечисленных мер, о которых мы узнали из сообщений ваших товарищей, наиболее эффективны, по вашему мнению, и почему?

Задание 4.

1.Проанализируйте статистические данные о мировых показателях младенческой смертности и уровне грамотности населения, данные таблицы 3,стр.68 учебника о показателях средней продолжительности жизни. ( работа в группах)

Сделайте выводы о качестве жизни населения разных стран мира. ( рассматривайте страны с разным уровнем экономического развития).

  1. Закрепление изученного материала.

Вопросы

  1. Как изменилась численность населения Земли на протяжении последних столетий?

  2. Объясните понятия «воспроизводство», «демографический кризис», «демографическая политика»



  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок (с комментированием)


Свежие документы:  Урок географии в 7 классе по теме "Природа Антарктиды"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: